Умной газеты у нас давно не было

(Интервью с главным редактором газеты “Московские новости” Виктором Лошаком)

26 сентября выходит в свет первый номер нового казахстанско-российского проекта – еженедельной газеты “Новости недели”. В проекте участвуют с казахстанской стороны – группа Евразийского банка и газета “Экспресс-К”, с российской – “Московские новости”. Думается, представлять последнее издание не стоит, ибо оно давно имеет прочную репутацию газеты для интеллектуалов. В первые годы перестройки под руководством Егора Яковлева “Московские новости” превратились в рупор интеллигенции, выступающей за демократизацию общества. И сегодня для многих эта газета олицетворяет собой надежду на укрепление гражданского общества.


“Московские новости” служили и продолжают служить образцом профессионализма. За все время после развала Союза им удавалось избежать упреков в ангажированности, предвзятости, некомпетентности. Чуточку опережать события – в этом, наверное, и состоит профессионализм любого специалиста и уж тем более газетчика, который просто обязан держать руку на пульсе времени. Да простят меня читатели за банальные истины и риторику времен первых лет перестройки, но действительность такова, что все мы “связаны одной пуповиной”, как сказал на презентации “Новостей недели” в столице Казахстана главный редактор московского издания Виктор Лошак. А это значит, что интеграционные связи рано или поздно приведут нас к новому объединению. Неважно, как оно будет называться, главное – нам не обойтись друг без друга. И хорошо, что московские журналисты это понимают, а потому согласились на создание новой газеты, которая бы объединяла нас, поднимая на своих страницах проблемы, одинаковые для всех.


Выступая на презентации, главный редактор нового издания — известный казахстанский журналист Александр Новиков — заметил, что в республике давно ждут умной газеты, необходимой людям, чтобы чувствовать себя человеком. Очень хочется надеяться что еженедельник “Новости недели” станет таковым. Деловой прессы в Алматы хватает, а вот изданий, в которых бы думающий человек находил пищу для мозгов, у нас маловато. При этом хотелось бы, чтобы газета не скатывалась на пересказ слухов (как это делают, увы, многие наши газеты, объявляющие себя “народными и самыми массовыми”), а препарировала реалии так, чтобы читатель сам мог сделать выводы.


О том, что российская сторона придает новому проекту большое значение, можно судить по факту появления на презентации заместителя министра печати РФ Владимира Григорьева, заместителя председателя подкомитета по печати Государственной думы Бориса Резника. Вместе с Виктором Лошаком они побывали на приемах у спикера мажилиса Жармахана Туякбая, у премьер-министра Казахстана Касымжомарта Токаева, провели переговоры с министром информации, общественного согласия и культуры Алтынбеком Сарсенбаевым.


На снимке: главный редактор газеты “Московские новости” Виктор Лошак (справа) и главный редактор “Новостей недели” Александр Новиков (слева). Фото Виктора Харченко


Виктор Лошак: “Мы связаны одной пуповиной”


Это интервью у главного редактора газеты “Московские новости” Виктора Лошака было взято во время презентации нового проекта в “Интерконтиненталь-отеле” в Астане.


Не могу не подчеркнуть, что оптимизм нашего гостя по поводу судьбы СМИ на постсоветском пространстве вряд ли разделяется оппозиционно настроенными политиками и журналистами, тем более когда в самой России разворачиваются такие события вокруг НТВ и ОРТ. Но, может быть, романтизм, присущий журналистам и политикам первых перестроечных лет (к каковым, несомненно, принадлежит и Виктор Лошак), здесь ни при чем, а есть просто вера в то, что рецидив возврата к тоталитаризму невозможен?..


— Виктор Григорьевич, прокомментируйте, пожалуйста, как сегодня складывается ситуация со СМИ в России, в частности заявление Владимира Путина во время встречи с родственниками погибших моряков с подлодки “Курск” в Видяево?


— В номере, который вышел в Казахстане, вы найдете мой комментарий на этот счет. В нашей с вами беседе я могу добавить, что, конечно, многое надо списать на психологическую обстановку, которая была на тот момент в Видяево, на страсти, которые существовали в том зале. Ельцин был догматически привязан к свободе слова, потому никаких политических, экономических мер относительно журналистов не применял. Сегодня власть холодно и расчетливо относится к средствам массовой информации, ясно делит их на тех, кто полезен, кого можно терпеть, кто вреден и, наконец, на тех, с кем следует бороться хотя бы экономическими мерами, если это возможно. То есть мы имеем такую технологическую власть, власть политтехнологов, которая в общем на все вещи смотрит очень прагматично, в том числе и на рынок информации, на участников этого рынка.


— А каковы “Московские новости”? К кому Вы относите себя?


— “Московские новости” позиционируют себя как, может быть, единственное независимое издание на этом рынке. Наши позиции не совпадают с позицией изданий Березовского или, скажем, Гусинского, с позицией государственных изданий. Мы сами вырабатываем свою политическую линию, и поэтому могу сказать, что в каждом отдельном случае мы имеем свою собственную оценку относительно усилий Кремля или президента. Если, скажем, эта оценка абсолютно негативна, то все это ключевые вопросы, вокруг которых вертится политическая жизнь России. Это негативная оценка относительно линии президента в ситуации с подводной лодкой “Курск”. Нам не вполне понятна линия относительно радио “Свобода”, если говорить о рынке средств массовой информации. Мы не выступаем оппонентами президента относительно чеченской войны, особенно ее начала, мотивов. Может, это еще и потому, что у нас самих журналист долгое время находился в плену, его расстреливали и т.д.


Мы – абсолютные сторонники президента по той экономической линии, которую представляет программа Германа Грефа, которую поддерживает президент: либерализация экономики, сокращение расходов на государство и т.д.


Наверное, правильнее меня спросить не о позиционировании “Московских новостей”, а о позиционировании независимого издания, оценивающего в каждом конкретном случае шаги власти.


Но все, что сегодня происходит, говорит о том, что власти не всегда нравится, когда ее критикуют, и она может применять любые средства борьбы с такими СМИ?


— Я не вижу никакой другой возможности отношений между властью и конкретной газетой, конкретным телевизионным каналом, кроме диалога в рамках существующего законодательства. Больше ничего — никаких наездов, посадок в тюрьму и т.д.: все это находится за рамками представлений о нормальном обществе, о демократии, о том, какой она может и должна быть.


Мне кажется, что мы еще очень долго будем болеть всеми рецидивами тоталитарного прошлого страны, из которой мы вышли, в частности обожествлением вождей. Это такие же обижающиеся люди с теми же слабостями, что и у нас. Люди, которым надо пройти определенный курс, чтобы они задубели относительно критики и истерики в СМИ в их адрес. Но они подписались под этот бизнес и поэтому должны терпеть. Путин пока болезненно реагирует на все вопросы, связанные с Чечней. Очень болезненно реагирует на несправедливые, безусловно, обвинения в свой адрес и в адрес власти, что дома в Москве взорвали спецслужбы. Последнее является абсолютным бредом, довольно распространенным в оппозиционной печати.


— Скажем, реакция Путина и то, как наша власть реагирует на критику СМИ, – это тоже издержки тоталитарного прошлого?


— Так можно сказать хотя бы потому, что и мы, журналисты, все упреки адресуем вождю-царю и т.д. Мы не должны представлять себе, что мы – демократия, а наши лидеры находятся сзади…


— Вне демократии?..


— Мы связаны все одной пуповиной, одним мировоззрением. Путин – мой ровесник. Мы довольно часто встречаемся во время бесед с главными редакторами, и я ловлю себя на мысли, что какие-то вещи мы мировоззренчески понимаем с ним одинаково.


— Виктор Григорьевич, а как Вы решились на создание такого проекта у нас в Казахстане, где так зыбко относительно свободы слова?


— Я ни на секунду не сомневался, что такое издание необходимо. Это связано и с моими отношениями с президентом Назарбаевым, у которого есть свой круг главных редакторов российской прессы. В каждый свой приезд он с ними встречается. Это просто встречи, которые, как вы сами понимаете, не могут нести на себе какой-то нагрузки или какие-то обязательства. В общем, это дружеские встречи, довольно раскованные. Зная его таким, я не представляю себе, что возможно принятие каких-то репрессивных мер в адрес газеты. Хотя я понимаю, что есть определенные сложности, связанные с тем, что “Московские новости” — очень раскованная газета, и, конечно, ни на какого президента, ни на какого лидера ориентироваться мы не станем, сдерживать себя не будем. Поэтому возможны какие-то трудности, хотя думаю, что Казахстан выбрал некий путь развития, но закрывать газеты — это уже слишком серьезно. Пока в сегодняшнем круге разговоров, который у нас был и в парламенте, и в правительстве с премьер-министром страны, меня очень вдохновили. Особенно поразила беседа с премьер-министром — абсолютно интеллигентным, абсолютно подготовленным человеком, абсолютно широко глядящим. Более того, я бы сказал, что если бы человек такого класса занял определенную позицию в России, то мы бы не удивились.


— Я бы хотела задать Вам тот же вопрос, который задал г-н Туник из газеты “Экспресс-К”… Как все-таки Вы будете реагировать, если на газетной полосе появятся различные точки зрения, заговорят об информационной экспансии России…


— Ну, я уже ответил на этот вопрос. Я считаю, что если в газете будут появляться абсолютно противоположные точки зрения (например, можно будет найти точку зрения на разработку нефти на Каспии из России, а рядом — мнение казахстанского эксперта), а читатель сможет выбирать и делать собственные выводы тогда это нормально, абсолютно западный подход…


P.S. Российские СМИ все прочнее завоевывают казахстанский рынок. По данным “Казпочты”, сегодня в республике число выписываемых населением газет и журналов составляет более 3 тысяч наименований. Каждое 10-е из них – российское.


А теперь и сами издания России будут представлены в совместных проектах. Если раньше у нас выпускались только приложения к “Комсомольской правде” и “Аргументам и фактам”, то теперь вот появляется газета на базе “Московских новостей”. В октябре должна состояться презентация казахстанского приложения “Известий”.


Появление новых совместных российско-казахстанских проектов в общем-то не удивляет, ибо Виктор Лошак прав тысячу раз: “Мы все связаны одной пуповиной”. Но, с другой стороны, такой факт не может не настораживать, ведь таким образом решается не только проблема установления интеграционных связей через СМИ и трудоустройство русскоязычных журналистов. Не означает ли это наступление то, что сами казахстанские власти идут на подобный шаг, чтобы вытеснить неугодные отечественные оппозиционные издания с информационного рынка? Ведь, пользуясь авторитетом московских изданий, легче проводить собственные взгляды. Сам Виктор Лошак надеется на то, что его связи с казахстанским президентом позволят новой газете выражать множество взглядов и в случае чего “спасут” от репрессивных мер.


Непонятно, чем руководствуются владельцы и редакторы российских изданий, когда в некоторых случаях соглашаются на сотрудничество в Казахстане? И почему при этом ориентируются на людей, которые в лучшем случае являются внештатными сотрудниками московских изданий, известных лишь своей приближенностью к казахстанскому руководству (г-жа Доцук, которая сейчас занимается подготовкой приложения к “Известиям”, является внештатным сотрудником “Комсомолки” и одновременно супругой небезызвестного Александра Петренко, замешанного в сделке с продажей МиГов)?


… Во время визита в Японию Владимир Путин заявил, что из всех видов экспансии он признает только культурную. В нашем случае экспансия идет информационная — это объясняется тем, что Россия так или иначе будет разыгрывать “русскую карту” в Казахстане.