Министр обороны Казахстана генерал-лейтенант Сат Токпакбаев усиленно готовится к зиме, и ему сейчас некогда отвлекаться на различные выпады в адрес военного ведомства. Даже несмотря на то, что так называемые оскорбления в полный голос звучат на страницах российской прессы. Скорее всего, именно поэтому он и поручил начальнику аппарата Минобороны капитану 1-го ранга Купесбаю Жанпеисову в минувшие выходные собрать алматинских журналистов и наконец-то (почему-то спустя почти двое суток) высказать обиду по поводу публикации «Армию взяли без боя» («Известия», № 179 от 22 сентября).
На экстренную пресс-конференцию в штабе сил общего назначения пресс-службе МО РК удалось созвать довольно солидный журналистский десант. Не было на встрече только «возмутителя спокойствия», то бишь автора той самой скандальной статьи с подзаголовком «Станет ли Казахстан военной базой США?» — редактора приложения «АиФ» по Казахстану Людмилы СТЕПЕНКО…
Уважаемую Людмилу Андреевну мы приглашали на эту пресс-конференцию, — уверял прессу исполняющий обязанности пресс-секретаря министра обороны полковник Сапаргали Жагипаров. — Но она почему-то не захотела прийти…
Соответственно пресс-службе не удалось «предметно рассмотреть» тот злополучный список смещенных с должностей генералов и офицеров, который, как утверждает в статье автор, «попал в распоряжение редакции». Напомню для тех, кто пока не в курсе происходящих событий, что в «интересном документе», опубликованном в «Известиях», были перечислены фамилии уволенных в запас высокопоставленных (теперь уже бывших) военных чинов и занявших их кресла специалистов из КНБ и Республиканской гвардии. Людмила Степенко пишет, цитирую: «… только за май из системы Минобороны (вслед за Б.Ертаевым) отправлены в отставку 11 генералов, более 20 полковников и подполковников — это все армейские люди, многие с опытом ведения боевых действий. Им на смену пришли 24 сотрудника Комитета национальной безопасности плюс товарищи из сопредельных, в основном охранного профиля, ведомств. Как такие перестановки скажутся на боеспособности армии, особенно сейчас, на пороге исламского экстремизма? Смогут ли, например, офицеры нацбезопасности, вскормленные на лучших традициях КГБ, вести боевые операции, не имея армейской выучки?»
Были в статье и другие вопросы, поставленные, на взгляд автора, «ребром». Были в нашумевшей публикации и резкие заявления и даже прогнозы, мол, американцы «взяли» нас без боя, завладели с потрохами нашим сознанием и знают теперь все тайны, раз так уверенно год за годом усиленно обкатывают наши казахстанские степи, бросая нам на головы вооруженных до зубов рэйнджеров... А поскольку «у нас огромная территория, неорганизованное население и самые коррумпированные чиновники», впору вопить о помощи… Помогите, мол, ради мира во всем мире! Возможно, тогда «Пентагон не откажет себе в удовольствии поддержать молодую демократию, а это ввод иностранных войск, агентурная сеть, безусловный контроль над территорией… Иначе — военная база». Одним словом, по мнению автора статьи, «наша страна давно ведет в отношении Америки открытую политику», а надо бы твердо сказать им, как считает Людмила Степенко, традиционное «Yankee до home».
— Журналист резво вмешивается в дела больших политиков и пытается учить главу нашего государства, с кем следует дружить, а с кем нет, — зачитывая текст заявления, возмущается полковник Жагипаров. — Настораживает даже не сам факт тенденциозной статьи, написанной в неуважительном тоне. Беспокоит другое, — отливавшись от бумажки, констатирует исполняющий обязанности пресс-секретаря полковник Жагипаров, — почему буквально накануне визита в Казахстан президента России Владимира Владимировича Путина со страниц авторитетной газеты вышел явно «заказной» материал? Кому это нужно?
Вот уж действительно, кому это нужно? Но пресс-служба МО на этот весьма интересный вопрос сама ответа не нашла, вероятно, оставив возможность нам, журналистам, как-то самим догадываться «по существу вопроса», но обязательно делать «правильные выводы».
Вообще, на военных в тот выходной день было больно смотреть. Больно, потому что им приходилось из-за стола президиума, сидя напротив нас, даже не «отстреливаться» и наступать на обидчика, отстаивая «свою правоту», а скорее оправдываться.
—
Никакого подобного документа (списка назначенных и уволенных генералов. — Авт.) в Министерстве обороны не составлялось. А если бы и был документ составлен, то обязательно с грифом «Для служебного пользования», — заявлял на пресс-конференции начальник аппарата МО капитан 1-го ранга Купесбай Жанпеисов. — Почему автор использует сомнительный источник информации, касаясь такой важной государственной темы? Для чего нужна такая фальсификация? По всем кадровым перестановкам и другим армейским проблемам решения у нас принимаются, на коллегии открыто и гласно. Кстати, в Минобороны прибыли из КНБ всего три офицера, а не 24, как утверждает уважаемая Людмила Андреевна. И в мае из нашего ведомства был уволен по состоянию здоровья всего лишь один генерал — генерал-майор (Амирбек Тогусов. — Авт.), а не одиннадцать, как настаивает автор статьи.—
Вы подадите на автора статьи в суд?— У нас нет на это времени. Пусть все останется на совести, мягко скажем, непатриотично настроенной госпожи Степенко, берущей на себя ответственность давать оценку кадровым перестановкам в центральном аппарате Минобороны.
—
Тогда скажите, как сугубо служебная информации вообще могла «утечь» из вашего закрытого ведомства?—
Вероятно, с помощью доброжелателей…Не в этой ли скромной реплике официального представителя Минобороны кроется ответ на вопрос, зачем Сату Токпакбаеву потребовалось вносить свежую струю в военный организм? Может, потому министр обороны и набирает в «свою команду» новых, не исключено, надежных и проверенных людей из КНБ и Гвардии, чтобы ему было легче проводить реформы в армии? И что в этом зазорного? Больше того, военные в один голос утверждают, что от кадровых перестановок «боеспособность нашей армии никак не страдает».
—
Так или иначе, нельзя считать пришедших из КНБ и Гвардии офицеров далекими от армии. Ведь они все прошли военное училище и имеют необходимый багаж знаний, дающий им право служить в Минобороны…Экстренная пресс-конференция длилась больше отведенного для этого времени и закончилась, как мне показалось, на оптимистичной ноте, взятой, кстати, представителями масс-медиа: «Мы вас понимаем, но и вы нас поймите, господа военные. Армия-то наша — народная, значит, и проблемы в ней тоже должны быть нашими, так сказать, общими. А не только вашими. Чтобы информация была достоверной, ею надо делиться с прессой, а не скрывать ее и обижаться потом, что на газетных полосах «выходит что-то не так».
От редакции. Ответ на вопрос: «Собираются ли Соединенные Штаты превращать территорию Казахстана в свою военную базу?», и реакцию посла США в Казахстане Ричарда Джоунса на «сенсационную» статью в «Известиях» вы можете получить, если заглянете в завтрашний номер «Экспресса К», в котором будет опубликована «Свободная линия» с американским дипломатом.
«Экспресс К»,
№ 174 (14542), 27.09.2000 г.