В самой природе человека заложена страсть к тайнам и секретам, тяга к чему-то скрытому от чужих глаз. Если смешать все это с вечным недовольством жизнью человеческих особей плюс амбиции непризнанных лидеров, то в итоге можно получить нечто похожее на тайные общества и подпольные организации.
Если не считать большевистские и националистические подпольные группы начала 10-х — конца 30-х годов, то тайных обществ в Казахстане практически не существовало.
29 апреля 1977 г. в КазЖенПИ и в Казахском зооветеринарном институте был замечен некто Кожахметов. Он распространял листовки под заголовком «Проснись, казах, проснись, моя Родина!» и предлагал вступить в организацию «Жас казак». Позднее Кожахметов был арестован КГБ и осужден как американо-китайский шпион. Возможно, здесь мы наблюдали зарождение подпольной казахской национально-освободительной организации. Если вспомнить декабрьские события 1986 года, то сохранились свидетельства очевидцев, что уже утром 17 декабря по общежитиям бегали молодые парни и звали на площадь. Когда начались провокации с бесплатной выдачей спиртного, то те же самые ребята вырывали из рук джигитов водку и кричали: «Не пейте! Это провокация!» Ну чем не подготовленные члены подпольной группы? Когда стало ясно, что СССР развалится, в кадрово-клановой верхушке Компартии Казахстана стало зреть незаметное течение автономизации от КПСС. Была создана система КРАМДС (Казахстанская ассоциация межведомственного делового сотрудничества). В эту структуру привлекались самые продвинутые хозяйственники-коммунисты, задачей которых было отмывание компартийных денег. Когда это произошло, КРАМДС неожиданно рухнул, бывшая верхушка Компартии Казахстана получила баснословные деньги, а руководители обанкротившейся структуры — безбедное существование за рубежом.
Вообще, в разгар демократического романтизма начала 90-х годов псевдоподпольные и подпольные организации возникали там и сям. Нам, к сожалению, известно лишь одно подобное объединение. Это НПАК (Национальная профессиональная армия Казахстана). Состояла она из молодых ребят от 15 до 18 лет, увлеченных военными баталиями и готовых вооруженным путем свергнуть власть Советов в Казахстане. После получения нашей республикой независимости члены НПАК, более не объединенные общей идеей, разбежались.
Весной 1997 года в программе «Вечерние новости» на телеканале КТК прошел сюжет с интервью с лидером фашистской группировки г. Алматы. Парнишка лет пятнадцати с бритой головой вещал с телеэкрана о том, как близки ему нацистские идеи. Затем, уже в 1998 году, нам приходилось слышать о неофашистских сборищах в алматинской роще Баума.
Печально известная российская партия «Русское национальное единство» (РНЕ) всерьез нацелена на Северный Казахстан. Эмиссары этого движения были замечены в Петропавловске и Павлодаре. Так что отнюдь не исключается возможность существования на севере Казахстана подпольных ячеек РНЕ. На слуху задержание сепаратистской группы Казимирчука-Пугачева в г. Усть-Каменогорске. Заговорщики ставили своей целью отторжение от Казахстана его восточной области и основание Республики Русский Алтай. Но здесь связи с РНЕ не наблюдается. Скорее, за подпольщиками-«пугачевцами» стояла Национал-большевистская партия России (НБПР). Лидер этой организации Эдуард Лимонов, кстати, летом 1998 года с частным визитом посетил Алматы. Возможно, НБПР, как и РНЕ, будет продолжать в дальнейшем формировать свои подпольные структуры в Казахстане, используя недовольство русского населения.
Но обратим взгляды с севера на юг Казахстана — здесь тоже есть свои течения. До 1994 года на территории Кзылординской области действовала подпольная группа, состоящая из выходцев из племени адай. Хотели они ни много ни мало создания собственной автономной республики. Конечно, их действия были сразу же пресечены. С начала 1955 года КГБ было создано правительство в изгнании Восточного Туркестана. Это событие стало причиной формирования в Алматы и Алматинской области подпольного движения уйгуров. Брошенные на произвол судьбы, после распада СССР, они продолжают бороться за освобождение Восточного Туркестана. Наиболее радикальные из них хотят присоединения к будущему Уйгурстану некоторых регионов Алматинской области. На барахолках южной столицы нередко можно встретить газетные листки на уйгурском языке, печатанные арабским шрифтом.
По некоторым данным, в Южном Казахстане растет и набирает силу казахская подпольная организация «Орда». Это своего рода национальная «Коза ностра», решившая наконец идти во власть. По слухам, в этой организации состоят некоторые известные спортсмены, высокие чины и люди с криминально-рэкетирским прошлым. В «Орде» свято чтут казахские традиции, существует круговая порука, а ислам используется, как связующая часть внутренней идеологии.
Если говорить об исламе, то ни для кого не секрет, что в Казахстане действуют ваххабиты. На юге их разрозненные группы существовали еще с советских времен. После того, как наша страна принялась создавать собственное государство, ваххабиты принялись действовать. Достаточно вспомнить события последних лет: задержания сторонников экстремистского исламизма в Атырау, Шымкенте и поселке Карасу г. Алматы. Это лишь верхушка айсберга. Чувствуя тяжелую социальную обстановку в Казахстане, ваххабиты настроены решительно.
Если говорить о подпольных религиозных организациях, то эта беда нашу страну стороной не обошла. На сегодняшний день в Алматы существуют две нелегальные сатанистские секты.
«Церковь Сатаны» — более «мягкая» сатанистская организация, имеет в своих рядах до 50 человек. Состоят в ней молодые люди до 30 лет (к примеру, верховной жрице этой церкви около 20 лет). Приносят жертвы, но не человеческие, а животные. Обычно их собрания заканчиваются бисексуальными оргиями.
«Пауки» — наиболее тоталитарная сатанистская секта. Численность — около 100 человек. Практикуются оккультные науки, питие крови и человеческие жертвы. Последний крупный и заметный шабаш «Пауков» был произведен в 1998 году в г. Алматы около кинотеатра «Искра».
Еще можно отметить печально известное, запрещенное во всех странах «АУМ синрике». Численность этой секты насчитывает в г. Алматы около 300 человек. Подпольные организации будут существовать всегда. Везде найдутся непризнанные лидеры, которым захочется власти. Ведь даже в той же благополучной Америке в 1997 году была раскрыта подпольная организация «Освобождение Техаса».