Родство российского и казахстанского президентов оказалось газетной уткой

На неделе казахскоязычный официоз в лице “Егемен Казакстан”, как и положено официозу, старательно освещал визит Путина, официальные мероприятия с участием главы государства (награждение участников и победителей Олимпийских игр, вручение премий в области науки за 2000 год), а также торжества, посвященные юбилейным торжествам, проходившим на родине писателей-фронтовиков: Бауржана Момыш-улы (Жамбыл) и Джубана Молдагалиева (Уральск).


Зейнулла Какимжанов, шеф Министерства госдоходов, в своем лихорадочном отбивании атак на его “бизнес-проект” под названием новый Налоговый кодекс обратил внимание и на казахскую прессу. “Егемен” (10.10.2000) сотворил из интервью с З.Какимжановым просто рекламный ролик, восхваляющий Налоговый кодекс и вообще всю деятельность фискального ведомства, функционирующего под чутким руководством бойкого и напористого экс-“нового казаха” (или, наоборот, самого современного?). Оказывается, даже фермеры и аульные жители приветствуют современную систему налогообложения! Они прямо так и заявили лично г-ну министру… На примере подобных материалов ярче всего можно увидеть, какая пропасть лежит между тем, что хочет слышать и видеть существующая власть со своим абсолютно некритичным официозом, и тем, как все обстоит на самом деле все обстоит.


Итоги прошедшей Олимпиады продолжают будоражить прессу. Два олимпийских золота в боксе особенно близки сердцу казахских журналистов. На страницах газет полным-полно материалов об этом: одни предрекали победу Ермухану Ибраимову (“Жас Алаш”), и он ее добыл; другие (“Айгак”) гордятся, что все бойцы, вышедшие в полуфинал боксерского турнира Олимпиады, являются представителями одного региона – южного (Е.Ибраимов только недавно перебрался на запад республики). На газетных страницах опубликованы даже целые поэмы во имя серебряного призера — тяжеловеса Мухтархана Дильдабекова. Воображение авторов стихотворений особенно поразил факт победы над кубинским гигантом Рубалкабой. А олимпийскую победу Бекзата Саттарханова,

уроженца и жителя города Туркестана, газета “Жас Алаш” (12.10.2000) быстро связала с предстоящими торжествами и тоем в честь полуторатысячелетнего юбилея священного города Туркестан. Мол, наконец-то город готов к юбилею — даже юный Саттарханов подгадал к этому событию… Но какой казахский той бывает без склок и обид? В субботнем номере газеты (от 14.10.2000) на первой полосе пером молодого журналиста Касыма Аманжолова высказано возмущение казахских поэтов тем, что на тое не будет поэтического конкурса. Т.е. он должен произойти, но не в Туркестане, а в Алматы — в здании Турецко-казахского лицея. Речь идет о поэтах, так сказать, пишущих. А с теми, кто соревнуется в устном творчестве – в айтысах, по всей видимости, все в порядке. Между тем конкурс был уже объявлен. Было получено около ста поэтических панегириков, но вот теперь они оказались вроде ни к чему. Статус данного поэтического соревнования резко понизился, и поэты, среди которых масса мэтров, страшно обиделись на организаторов празднеств: “Неужели не нашлось всего-то десять тюбетеек, десять чапанов для особо отличившихся?”. Между тем есть разговоры, что в Туркестан приглашены с десяток писателей, среди которых давно уехавший в Израиль Морис Симашко, совершенно больной и безвылазно находящийся дома Дмитрий Снегин… В этом же номере неожиданно заслужил добрые слова от журналиста Берика Бесейнулы министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов, заявивший в рубрике “Открытая дискуссионная аудитория” (в которой ранее высказывали свое мнение о внешней политике страны политологи Ерлан Карин и Азимбай Гали) буквально следующее: “Казахстан должен превратиться в державу крупных аймаков”. Также было много рассуждений о правильности современной внешней политики РК, ее продуманной многовекторности, взаимоотношениях с центральноазиатскими соседями и т.д. Но в свете последних критических замечаний президента Н.Назарбаева в адрес МИДа не было сказано ни одного слова. Соответственно, ничего нового читатель из рассуждений г-на Идрисова не узнал. Но гвоздь недели был забит “Жас Алашем” в самом ее начале, в прошлый вторник (10.10.2000). Редакция в небольшой заметке на второй полосе развенчала свою собственноручно запущенную в массы сенсацию, соль которой состояла в том, что через некоего Камаша Есжанова (якобы двоюродного брата Н.Назарбаева и якобы свояка В.Путина) казахстанский и российский президенты являются родственниками. В редакционной заметке “жас алашевцы” скромно заметили, что “данные о родственных связях не подтвердились”, и вообще “сведущий читатель должен отличать зерна от плевел”. Но самым убийственным, наверное, следует считать пассаж о том, что достаточно ранняя осень (?!), о приходе которой можно было предполагать еще в августе (?!), вполне могла повлиять на рождение в головах некоторых казахов мыслей о родственной близости президентов. Иными словами, здесь делается “тонкий намек” на психическое здоровье интервьюируемого ранее героя “Жас Алаша”. Но в таком случае редакция “Жас Алаш” выглядит не совсем респектабельно, раз какой-нибудь гражданин с подозрением на шизофрению (раздвоение сознания) может стать соавтором газетной утки. Такое даже на первое апреля смотрелось бы достаточно странно… С другой стороны, намеки “Жас Алаша” — это своеобразная защита: ведь если кто-нибудь решит, допустим, подать в суд на “президентского” свояка и двоюродного брата, то последний может оказаться неподсуден в силу своей вероятной недееспособности. Но что делать с журналистом, который в таком случае должен был сначала “разводить” с опекуном больного?..

Широкоформатный еженедельник “Туркiстан” (13.10.2000) стал выходить на восьми полосах. В последнее время заметно стало стремление газеты охватить все крупномасштабные, “вечные” проблемы из общественно-экономической жизни — как внутренней, так и международной. Этим темам посвящены первые четыре полосы. На остальных четырех размещены статьи, относящиеся в чистом виде к внутриказахской проблематике. В числе прочих в этой области привлекает внимание статья “Элем бiздi бiле ме?” (“Знает ли мир нас (т.е. казахов)?”). Автор отмечает огромное политическое влияние достижений, добытых в мире большого международного спорта. Он сетует, что казахи мало внимания обращают на данный аспект и много славословят непосредственно в дни великих спортивных побед, а вот о продуманной пропаганде таких побед пока еще речи нет. Прослеживается нехитрая, но достаточно трезвая мысль, что на этом фоне слишком неумеренные знаки внимания, уделяемые несметным полчищам этнокультурных деятелей, о которых кроме как в Казахстане никто и не знает, выглядят не совсем рачительно.

Шымкентский “Айгак” (04.10.2000) обратил внимание на трайбализм, который “подобно огню пожирает национальное самосознание”. Сатжан Касымжанулы обвиняет казахских писателей и поэтов, которые, обращая внимание на историю, сразу же сбиваются на восхваление либо собственных предков, либо своих сородичей по родам и племенам. Другая проблемная статья посвящена тому, как казахи проводят свои тои свадьбы и юбилеи. Некий тамада Муратхан поделился своими наблюдениями с Сериком Шукыном, который на их основе написал в газету статью-очерк. Тамада, который, кстати, решил “завязать” со своим ремеслом, сравнивает «напившиеся» свадьбы с шайтанскими оргиями, когда даже старики, опившись “беленькой”, ведут себя непрезентабельно.


“ДоДа” (07.10.2000), как и “Айгак”, украшенный полуголыми красотками, старается не отстать и от “политики”. На второй полосе депутат Исахан Алимжанов объясняет, почему он в свое время ни за кого не голосовал на президентских выборах — “Не считал это для себя нужным…”; Петр Своик доказывает “ДоДе”, что в Казахстане практически нет политических партий, а значит, и значимой, адекватной власти оппозиции; Ермухамет Ертысбаев признается, что он нисколько не противостоит оппозиции, а только хочет ей помочь… А эссеист Жангельды Естенбаев в своем интервью подначивает публику в том смысле, что утверждает: “Секс и политика – это близнецы”. После всей этой политической части газета на своих полосах дает главные материалы – “про это…”.

Штатный идеолог литературного еженедельника “Казак эдебиетi” (13.10.2000) Аманхан Алим вновь поделился своими мыслями о том, каким образом надо литературе и СМИ возрождать и формировать казахский патриотизм. Например, вместо “Ниндзя-черепашек” постоянно показывать по ТВ первый казахский мультипликационный фильм “Почему у ласточки хвост рожками”. Помимо идеологических проблем, “Казак эдебиетi” также поднял проблему и оралманов (возвращенцев на историческую землю из числа зарубежных казахов). Думан Рамазан рассказывает о том, что он увидел в Омске: “Казахи живут там вроде неплохо, только вот чисто казахской школы у казахов, которых проживает там более 70 тысяч, как не было, так до сих пор и нет. Местные казахи жалуются, что их подрастающее поколение даже на бытовом уровне не знает казахский язык. А посмотрите и сравните, как в этом смысле обстоит дело с нашими казахстанскими русскими?”. Данный вывод логичен лишь с формальной точки зрения. Во-первых, масса других инородных относительно русских и русского языка народов и наций, проживающих на территории России, почему-то не теряют так катастрофически свой язык. Во-вторых, дело ведь не в свободе, которую имеют русские в Казахстане, а в силе и коммуникационной универсальности русского языка. Он, грубо говоря, без проблем побеждает казахский язык на десятом году казахстанского суверенитета, и только происками русских либо русскоязычных сей факт объяснять нельзя. Но “Казак эдебиетi” милее умозрительные, оторванные на самом деле от реальности умопостроения.