К визиту Путина в Казахстан. Комментарии Юрия Бунакова

Встреча с президентом России Владимиром Путиным состоялась 10 октября и продолжалась один час двадцать минут. На встрече присутствовали 17 человек с казахстанской стороны и трое от российской стороны. От Казахстана – 7 человек от Ассамблеи народов Казахстана и 10 человек от Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций. От России – президент, вице-премьер и посол России в Казахстане.


Президент Путин произвел на нас самое наилучшее впечатление. У него напрочь отсутствует какое-либо чванство и высокомерие. Он очень прост в общении и постоянно стремится понять суть вопроса, вникнуть в него как можно глубже. Президент прежде всего желал выслушать нас и просил рассматривать эту встречу, как неофициальную доверительную беседу. Такая беседа в общем и получилась. Президент часто прерывал выступающих и уточнял те или иные вопросы, которые были ему не совсем понятны.


Президент очень интересовался русским университетом и Центром культуры РФ. Он выяснял, какую оказать нам помощь в издании объединенной русско-славянской газеты. Поинтересовался у Христенко – есть в российском бюджете средства для оказания поддержки русским соотечественникам за рубежом, поинтересовался функциями Совета соотечественников при Госдуме. Христенко сказал, что Госдума ведет большую работу по организации съезда соотечественников, который должен состояться в конце этого – начале следующего года. По моему выступлению он очень интересовался одобренным московским правительством проектом делового сотрудничества между Москвой и Русской общиной Казахстана.


В процессе нашей беседы президент ничего не обещал, он слушал и выяснял неясные для себя вопросы. За исключением одного – он подчеркнул, что в российской политике по отношению к ближнему зарубежью станут приоритетными вопросы, касающиеся поддержки российских соотечественников.


Но президент не только слушал и уточнял, по некоторым вопросам он высказал свою принципиальную позицию. В частности, на просьбу Михайлова (председатель ЛАДа) начать процедуру признания русского народа разделенным народом, он отреагировал, подчеркнув, что это очень опасный вопрос и что проблему русского народа так решать нельзя. Представитель акимата Астаны Демидов заявил, что проблемы русских в Казахстане не существует. Президент полностью не согласился с ним, заявив, что такая проблема есть — например, в вопросе о языке.


В своем выступлении я сказал, что власть начинает налаживать с русскими диалог, но это пока не сказывается на процессах миграции русского населения. И здесь президент сделал самое неожиданное заявление. Он сказал, что мы будем делать все для возвращения российских соотечественников в Россию. Главная причина для таких решений – очень негативная демографическая обстановка в России, которая и далее, по прогнозам, будет ухудшаться. Он даже сказал о том, что мы будем переманивать в Россию и казахов, что мы не Бразилия и не Аргентина, и мы не будем собирать людей со всего света, а будем опираться только на людей из бывшего Союза. Надо сказать, что заявление это было для нас очень неожиданным и буквально застало врасплох.


О реакции президента на прозвучавший вопрос относительно “дела Казимирчука” — президент сказал, что, насколько ему известно, сам Казимирчук уже имел судимость в России по аналогичному делу. Что касается остальных участников этого “дела”, то их вопросом будет заниматься прокуратура РФ.


14 октября 2000г.