Такой молитвы у нас нет

Эта молитва жемчужина еврейской религиозной духовности. Плюс к тому — основополагающий компонент государственного и общественно-политического устройства в национальной жизни. Называется она МОЛИТВА О БЛАГОПОЛУЧИИ ГОСУДАРСТВА. Странное сочетание двух смысловых рядов для нашего постсоветского уха, для нас, привыкших к тому, что религия была отделена от государства на протяжении более чем семидесяти лет, да и в настоящее время Республика Казахстан светское общество и не имеет государственной религии, внесенной особой статьей в Конституцию. Но странность эта странность для человека и общества, стоящего на голове, вверх ногами. Оторванность религии от государства один из величайших нонсенсов, к которому мы приучены нашей прошлой и сегодняшней жизнью. Да что там говорить… Действительно, ни в христианской, ни в мусульманской религиозной практике мы не встретим объекта — государства, о котором возносились бы молитвы к Престолу Всевышнего. Мусульманская религиозность полностью устремлена на возвеличивание Аллаха, его несказанной мудрости, перечислению его 99 имен и глубочайших намеков на присутствие сотого имени, растворенного во Вселенной и обвивающего все живое и неживое своими божественными харизматическими волнами. Христианская религиозностьмолитвенно простертые длани и повторение бесконечного «ДАЙ! ДАЙ! ДАЙ!» Отношения христианина с высшим Существом отношения просящего, денно и нощно вымаливающего все необходимое для земного прожития. Молящиеся мусульмане и христиане, несмотря на видимую соборность в церквах и мечетях, не предстают в своих молитвословиях как представители ГОСУДАРСТВА, как представители народа, нации, собранной под одной крышей родного дома. А в еврейской МОЛИТВЕ О БЛАГОПОЛУЧИИ ГОСУДАРСТВА положение иное. Замечательна эта молитва не только тем, что в религиозных системах является единичным уникальным явлением. Замечательна она смысловой отточенностью текста. Лаконичные фразы содержат неохватные горизонты идеологического пространства. Смысл, глубину текста невозможно исчерпать ни при первом, ни при втором, ни при сотом чтении. Богатство содержания этой МОЛИТВЫ поразительно. Это гениальное проявление самых высоких вершин религиозного творчества. В тексте на первый взгляд нет ничего необычного ни в стилистическом, ни в художественно-эстетическом аспекте. Кажется, далеко этому тексту до Экклезиаста, до Псалмов Давида, до Песни Песней. Нет орнаментальности, стилистических красот, загадочной метафоричности, патетической атмосферы религиозного экстаза, чем характерна еврейская богослужебная практика. Но вчитываясь в МОЛИТВУ, повторяя ее слова, начинаешь понимать, что перед тобой высочайшая концентрация философской мысли, такая идеологическая аура, такие концептуальные решения сложнейших общечеловеческих проблем, что остается только восхищаться этим маленьким шедевром. Вот текст этой молитвы, переведенной на русский язык:


Молитва о благополучии государства


ОТЧЕ наш небесный! Ты твердыня Израиля и его Избавитель! Благослови Государство Израиль! В нем начало расцвета нашего избавления. Защити нас крылом Твоей милости. Осени наше Государство благостью мира. Снизошли лучезарный свет Твой и правду Твою на руководителей, садовников и советников. Внедри в них мудрые добрые советы, пронизанные Тобою. Крепи руки защитников нашей Священной Земли. Даруй им, Господь наш, спасение и славу победы. Воздай мир на земле и радость живущим на ней. А наших братьев, всех сынов дома Израилева вспомяни, где бы они ни находились в странах рассеяния их. Приведи их как можно скорее в Сион, город Твой, и в Иерусалим, священный храм Твой, как обещано в Торе, как писано в ней рукою Моисея раба Твоего… И воссоедини наши сердца, чтобы возлюбили мы Тебя и дорожили именем Твоим, и соблюдали свято все предписания Твоей Торы. И ниспошли нам скорее Святого Мессию, сына Давидова… Явись во всемогущем величии Твоем пред обитателями Вселенной Твоей. Пусть скажет всякий дышащий жизнью: «Господь Бог, Бог Израиля, Царь Вселенной правит всем в своем Всемогущественном Царствовании. Аминь! Прощение Твое на нас!»


Каждое слово, каждая строка этой молитвы принизаны солнечным светом любви к своему Государству, построенному ценой неслыханных жертв и мучений, ценой тысячелетних усилий. Этот бесценный дарГосударство великая милость Господа. В этой молитве не разделены великие и малые, руководители, сановники, советники и рядовые сыны, братья. Милость Господа осеняет каждого, в сердце каждого завет далеких предков. Руководители, сановники, советники должны заботиться о благе Государства, а не превращать свою должность в дойную корову. Повторяя ежедневно эту Молитву, чиновники должны проникнуться чувством высочайшей ответственности за свое поведение.


Государство в этой молитве большая семья сынов, братьев, живущих рядом и пока рассеянных по миру. Каждый член этой большой семьи-Государства дорог Господу, дорог обществу. Здесь нет места такому позорному явлению, когда одни бездельники прожигают жизнь в развлечениях, заморских путешествиях, купаются в нефтедолларах, продают национальные богатства за бесценок кому попало, а другиечестные, умные, трудолюбивые, ставшие маргиналами, кучкуются на улицах, ожидая покупателя на свой труд, на свои руки, мозги, тела. Эта молитва о таком государстве, которое является синонимом народного национального единства, одним жизнеспособным, сильным, могучим организмом, твердыми шагами идущим к светлому Будущему. Эта молитва отражает реальность жизни маленького мудрого народа, примеру которого должно следовать, на опыт которого должно опираться, к молитвам которого должно прислушиваться всем тем, кто болеет за свой народ, за свою страну, кто хочет видеть себя частицей процветающего счастливого Государства.


Нам нужна такая Молитва, которая объединила бы всех граждан, всех умных, честных, трудолюбивых, сильных духом. Такая Молитва, Молитва-Знамя, Молитва-Надежда, пробудила бы, подняла бы пламя пассионарности, которое еще не угасло в нашем народе…