Валерьян Землянов: “У меня одна Родина, и эта Родина — не Россия. Я – казах русского происхождения”

Валерьян Землянов, депутат мажилиса парламента Республики Казахстана. Второй секретарь ЦК Компартии Казахстана


— О том, что встреча президента Путина с соотечественниками состоится, я узнал случайно от одного журналиста. Виктор Михайлов, руководитель общественного движения “Лад”, сказал мне, что такая встреча состоится на второй день визита главы российского государства в Казахстан. На встречу приглашаются представители русских общественных объединений, русских общин. Лидеры политических партий туда не приглашаются, потому что вопросы политики не будут затрагиваться. Я задал вопрос, а кто приглашал на встречу. Оказывается, встречу готовили российское посольство в Казахстане, МИД и Министерство культуры, информации и общественного согласия. Поэтому я не стал рваться на встречу, а попросил Виктора Петровича передать Путину материалы по сносу памятника Чапаеву в Уральске, а также обращение к президенту России от участников митинга в Уральске с просьбой, чтобы не вводили визовый режим.


Виктор Петрович сказал, что разговор будет конструктивный, что материалы он передаст, а плакаться и жаловаться никто не будет, потому что это неэтично и некрасиво.


Что можно сказать о встрече Владимира Путина с соотечественниками и об отношении российского государства к ним? Во-первых, если говорить об отношении по принципу “старшего брата”, то старший брат бережно относится к младшим, чтобы не обидеть их. Пора спокойно говорить о том, что есть Россия и русский народ, а свыше 20 млн. русских оказались вне ее пределов. Очевидно, Россию должны волновать вопросы — а как живется этому народу, как ему работается?


Я недавно прочитал в казахстанских газетах, что в ближайшие годы Россия должна ожидать притока порядка 3-4 млн. русскоязычного населения с юга. Выходит, это будут переселенцы из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и т.д. К сожалению, проблема миграции русского населения встает все острее. Приведу пример. Недавно в связи с семейными обстоятельствами я искал жилье для дочери. И был поражен, что в десятках квартир мне сказали одно и то же: “Впервые русские заходят в квартиру”. Я лично был шокирован этим: выходит, русские продают и уезжают, а покупают жилье лица другой национальности. Значит, эти вопросы есть, хотим мы того или нет. Почему уезжают русские и русскоязычные? Ответ, очевидно, кроется в экономических и социальных проблемах. Мы разорили колхозы, где в большинстве своем в растениеводстве трудились русские, выращивая хлеб, огородные культуры; мы разорили десятки предприятий, где большую часть рабочего коллектива представляло русское население — и об этом надо говорить прямо.


В свое время ставился вопрос о воспитании национальных кадров, для того чтобы у Казахстана были свои национальные кадры. Мы гордились тем, что казахские ребятишки массово поступают в институты, поддерживали их стремление к учебе. Мы этим гордились и никогда не делили работников по национальностям, оценивали только по заслугам. А сегодня оказалось, что ситуация другая. К сожалению, я могу утверждать, что казаху на работу легче устроиться. Вот пример из моей депутатской практики: 6 казахов, которые обратились ко мне с просьбой о трудоустройстве, я устроил. А вот двух русских, которые тоже обратились с подобной просьбой, не смог трудоустроить. На все запросы отвечают: “Да, Валерьян Янович, будем думать, но пока вакансий нет”. И это наталкивает, к сожалению, на некоторые мысли.


Поскольку заводов нет, никто об их судьбе не беспокоится, кроме отдельной группы депутатов, которая ратует за восстановление нашей промышленности. А большинство депутатского корпуса оказалось той массой, которая смотрит в рот правительству — лишь бы оно не осерчало, а работают заводы или не работают, трудоустроены люди или нет — их это совершенно не волнует. Потому что, как говорят, у многих схвачено, и проблемы рабочего класса, крестьянства их не интересуют. Возьмите конкретные программы: правительство с гордостью сегодня заявляет, что мы не можем вмешиваться в промышленность и сельское хозяйство — там частный сектор, и республиканские деньги мы не можем вкладывать в частные компании. Приехали. А где совхозы, где коллективные предприятия, почему разорили государственную собственность, почему 20 млн. га вышли из землепользования? Почему русскоязычное и немецкое население лишили среды обитания и работы? Лишив работы, вы лишили их возможности существовать.


Четыре года я бережно и щекотливо относился к этой проблеме, потому что всегда считал и утверждаю, что я вырос на кошме, среди казахского народа. Не было бы моего отца, если бы его не спасла казахская старушка в 1933 году, не было бы меня. Но тогда люди не считались с национальностью и помогали друг другу. А сегодня ситуация несколько иная. Мы сделали крен в другую сторону. Правительство этой проблемы не хочет замечать. Господа типа крупнейшего демографа Татимова заявляют: “Было бы оптимально, если в Казахстане останется 1 млн. русских”. Я был в шоке, это было напечатано в газете “Столичное обозрение” два с половиной года назад. И нигде ни единой строчки возмущения — ни от правительства, ни от казахского населения. А если бы такая фраза мелькнула в России? Дескать, хорошо было бы, чтобы казахи уехали на родину. Представьте себе, если взять эти мои слова и вырвать из контекста. Меня же будут склонять по всем статьям. Если меня раньше называли шпионом России, то теперь сделают врагом казахского народа. А я повторяю: “У меня одна Родина, и эта Родина – не Россия. Я — казах русского происхождения, и Родина моя здесь, и боль моя здесь. И я болею за всех — и за казахов, и за русских”. Сегодня, когда идут перекосы, казахи худо-бедно устроены, а многим русским негде приткнуться, я обязан говорить о наболевших проблемах.


Алматинский обком партии прислал мне решение своего заседания с просьбой по возможности обратиться к Путину, с тем чтобы Владимир Владимирович обратил внимание на то, что русские уезжают. Подписывает бумагу первый секретарь обкома – казах, адресован документ первому секретарю ЦК Компартии Абдильдину. Два казаха пытаются поднять тему миграции русских. Вот это я считаю правильным. Почему я пекусь о том, что казахские дети, а я их считаю своими, голодают на селе? Почему я переживаю одинаково и за казахов, и за русских? Почему казах Абдильдин переживает из-за того, что уезжают русские? Так и должно быть у нормальных людей в нормальном обществе…


Не секрет, что специалисты высшей квалификации — как русские, так и казахи — уезжают. Из Западного Казахстана люди перебираются в Оренбург, Самару, Саратов, Волгоград и т.д. Причем идут не на рядовые должности, а начальниками департаментов, управлений и т.д., то есть на те же должности, которые занимали в Казахстане, или даже выше. Получается, что Россия ценит равно всех специалистов независимо от национальности, поскольку там важнее мозги и опыт, знания, а не национальность. Кстати, во многих случаях уезжают еще и потому, что там можно быстрее вырасти. А ведь отъезд мозгов – урон не только экономике, но и национальной безопасности страны. Группа депутатов из Западного Казахстана была на приеме по этому вопросу у руководителя администрации президента страны Сарыбая Калмурзаева, ряд депутатов встречались с секретарем Совета безопасности Казахстана Маратом Тажиным. Нельзя мириться с тем, что на профессионализм в Казахстане сегодня закрывают глаза. Мы нынче учим людей за границей, платим громадные деньги за обучение, а тот потенциал, который у нас есть, состоящий из 35-45-летних производственников, не востребован.


Я неоднократно говорил, что за все у нас в ответе президент. И если президент постоянно меняет министров, то это не достоинство, а его недостаток — я об этом говорил открыто в парламенте и не постесняюсь сказать ему. Министр меняется, тащит команду за собой — это естественно: когда я прихожу, то хочу иметь надежное плечо рядом с собой. Но ведь когда человек приходит на новую должность, ему надо минимум полгода, чтобы узнать специфику этой работы, узнать коллектив, узнать, кто чего стоит. А как происходит у нас: поработал человек два-три месяца и вновь ушел на новую работу. С точки зрения подготовки кадров это, может быть, и хорошо. Но у нас нет времени на раскачку, у нас в это время страдает экономика, потому что экономикой занимаются конкретные люди. К тому же кадры у нас чаще всего подбираются по принципу родства, и оттого мы и наблюдаем пресловутую “казахизацию”, о которой стали открыто говорить везде. Наш президент должен сам открыто сказать обо всех перекосах и сделать все, чтобы эти перекосы были устранены. Кстати, почему бы ему не встретиться с Владимиром Путиным и не поговорить открыто о проблемах русскоязычного населения, миграции русских и т.д.? Глава нашего государства мог бы встретиться и с руководителями русских движений, выслушать их и, может быть, принять какие-то предложения по устранению перекосов… Ведь страдает дело, экономика страны задохнется окончательно из-за отсутствия рабочей силы…