«Что за глупый вопрос?» — возмутится иной читатель. Конечно, охраняется. А Дом казахского народа — Казахстан? Тоже. Но только с одной стороны — со стороны Китая. А со стороны России? Нет. Почему? Представьте себе, что одна дверь в доме г-на Назарбаева охраняется, а другая — нет. Можете представить? Нет? А
Я уже давно, года два или три, не смотрю телевизор. Не тянет, нет желания. Читаю только газеты, журналы. Слушаю радио. И вот из всего прочитанного и услышанного у меня складывается впечатление, что идет тотальное разворовывание Казахстана, чего, кстати, не отрицает и сам главный хранитель казахского Дома. В чем дело? Почему все население Казахстана, от мала до велика, от министра до бомжа, вдруг ударилось в поголовное воровство? Всех причин, конечно, не перечесть. Вот некоторые из них.
Одну уже назвал — это отсутствие охраны. Другая — тоже отсутствие, но отсутствие закона, в частности закона о гражданстве. В одной из своих речей г-н Назарбаев сказал, что по уровню экономической и социальной развитости Казахстан занимает в мире то ли выше, то ли ниже Мозамбика — то ли 88-е, то ли 89-е место. Так вот, даже в этой слаборазвитой, нет, еле развитой, как Казахстан, стране есть Закон о гражданстве, не говоря уже о таких высокоразвитых странах, как США, Англия, Франция, Германия и т.д., которые для нас являются образцами во всем и у которых мы перенимаем некоторые законы. Так, свой Основной закон, новую Конституцию, мы сделали как раз по образцу Конституции Франции, что, считаю, совсем не плохо. Но плохо то, что другие их законы мы не собираемся перенимать. Об одном таком законе, который сегодня нам вот так нужен, но которого мы в упор не видим и не собираемся перенимать, я не раз писал. Теперь вот приходится писать о другом их законе — о законе гражданства, которого мы также в упор не видим и который мы также не собираемся перенимать. Попробуйте, например, также легко стать гражданином США, как сегодня у нас в Казахстане? Не выйдет. Для этого вам надо будет жить в США не менее пяти лет, сдать экзамены по государственному языку, да еще по истории и географии США. А в Казахстане? Никакого экзамена сдавать не надо и ничего не надо знать. Ни государственного языка, ни государственной истории, ни государственной географии. А что касается срока проживания, то можно вообще не жить в Казахстане. Если любой праздношатающийся, случайно забредший в Казахстан, увидев его бесхозное богатство, вдруг загорится желанием стать его гражданином, то он тут же, не сходя с места, становится им.
Ну как при таких фантастических условиях не обворовывать такую, похожую на проходной двор страну? Только дурак не будет обворовывать ее. Представьте себе человека с улицы, случайно забредшего в дом г-на Назарбаева, увидевшего сказочное богатство его дома и возжелавшего стать полноправным жителем этого дома. Представить нельзя. Даже если можно представить, то все равно он ни за что не станет полноправным жителем дома г-на Назарбаева — ведь это дом г-на Назарбаева, а не этого случайного прохожего. И все богатство, так пленившее его, нажито г-ном Назарбаевым, его домашними, а также их родителями и предками, а не праздношатающимися. Если г-н Назарбаев даже сделает его полноправным жителем своего дома, то станет ли тот, как полноправный житель этого дома, печься о благе этого дома, как, например, сам Назарбаев? Нет, конечно. Более того, он станет потихоньку таскать из этого дома все, что там плохо лежит и делиться с дружками, как сегодня у нас делают многие граждане, начиная от министра и кончая последним чиновником. И г-н Назарбаев, прекрасно зная все это, ни за что не впустит этого случайного прохожего в свой дом, не то что позволит ему стать полноправным жителем своего дома. А почему тогда он поступает с Домом казахского народа с точностью до наоборот? Кроме того, усиленно приглашает всех, кто хочет жить в этом Доме, даже тех, кто отказался жить в нем и давно уехал. Более того, чуть ли не униженно упрашивает уехавших, чтобы они вернулись.
В русском языке есть выражение «отрезанный ломоть» — так говорят о человеке, который уехал из своего дома и перестал быть членом своей семьи. Так вот, если уехавший из Казахстана человек — один раз отрезанный ломоть, то человек вернувшийся — дважды отрезанный ломоть. Даже если такой человек не станет воровать, то станет ли он работать на благо Казахстана? Вряд ли. А чем тогда он лучше вора? А г-н Назарбаев как дитя радуется, когда кто-нибудь из уехавших возвращается. А чему радоваться? Тому, что тот не будет ни воровать, ни работать? Как видим, отсутствие закона о гражданстве в одних случаях приводит к прямому воровству, а в других — к косвенному, что одно и то же.
Далее. Следующая причина тотального воровства — тоже отсутствие, на этот раз отсутствие национального лица у государства. Какое лицо у нашего государства сегодня? Гражданское или национальное? Гражданское. Казахстан сегодня, как и США, — государство всех, кто живет в нем. То есть Казахстан сегодня — один большой колхоз, и все жители его поступают с его богатством точь-в-точь, как поступали в свое время казахи с богатством «своего» колхоза. А как поступали? Очень просто. Друг друга подначивали: Калкоздын малын аяма, олсе менiн каяма». Вот так и поступают сегодня все жители Казахстана с богатством Казахстана. (Я не перевожу это казахское выражение по одной деликатной причине. А если кто хочет узнать, что сие означает, то может спросить у любого степного казаха, которому за 60.)
Далее. Следующая причина тотального воровства — тоже отсутствие, на этот раз отсутствие души у государства. Что я имею в виду под душой государства? Его государственный язык. А есть ли он в сегодняшнем Казахстане? Есть. На бумаге и на словах. А на деле? Нет. Почему? Причин и здесь не счесть. Вот одна из них. Опять обратимся к семье г-на Назарбаева. Какой язык у них сегодня за дастарханом? Не знаю. Только не казахский. Откуда я знаю? По косвенным признакам. Вот, пожалуйста, приложение к «Казахстанской правде» — «Жума — Пятница» № 20 за прошлый год, где напечатано интервью дочери г-на Назарбаева Дариги. Она оказывается, предпочитает казахской музыке зарубежную, а о казахском театре вообще не думает. Так будет ли такой казах разговаривать за дастарханом на казахском языке? Конечно, нет.
Далее. Будь казахский язык языком общения за дастарханом в доме Назарбаевых, все государственные чиновники, начиная от министра, кончая техником и независимо от национальности, давным-давно заговорили бы по-казахски. А поскольку государственные чиновники у нас не говорят на государственном (казахском) языке, то полагаю, что и в доме г-на Назарбаева не говорят на этом языке. Ну, если казахский язык не нужен первому казаху, то нужен ли он остальным казахам? Не нужен. А если казаху не нужен его казахский язык, то нужен ли ему какой-то «Казахстан», который для него не более чем пустой звук? Станет ли он надрываться ради этого пустого звука? Конечно, нет. Он будет надрываться, нет даже не надрываться, а заниматься более легкой и приятной, чем работа, деятельностью — воровством.
Далее. Следующая причина тотального воровства — тоже отсутствие, на этот раз отсутствие государствообразующей нации. И в этом отношении Казахстан похож на Америку (неспроста они любят нас), где тоже нет государствообразующей нации. Нет, есть. Только она на своей Земле и на своей Родине живет как пришелец и вместе со всеми пришельцами образует одну нацию — американец. Такая же ситуация сегодня в Казахстане. В Казахстане сегодня нет казахов. Так же нет и русских, украинцев, немцев и других 127 наций, проживающих в нем. А есть казахстанцы. То есть в Казахстане сегодня одна нация — казахстанец, как в Америке — американец. «А что, это плохо?» — скажет иной читатель. Нет, не плохо. Только жизнь плоха. А как ее улучшить? Очень просто. Надо работать, а не воровать. Я далек от мысли, что все неказахи, живущие сегодня в Казахстане, одни воры или саботажники. Нет. Более того, я даже далек от мысли обвинять тех из них, кто ворует или саботирует, что это они делают сознательно, беря пример с казахов. Они видят, как казахи, которым, казалось бы, сам Бог велел заботиться о своем Казахстане, вовсю воруют и саботируют. И перенимают это у них, успокаивая себя спасительной мыслью: «Если сами казахи, у которых душа должна болеть за это государство, вовсю орут и саботируют, почему я не должен воровать и саботировать?» А почему казахи воруют и саботируют? Потому что у них нет чувства, что это государство образовано только благодаря тому, что на этой земле жили их предки и поэтому государство, образованное на ней, есть и их государство. То есть для сегодняшних казахов сегодняшнее государство в Казахстане — не свое, а чужое, потому-то у них душа не болит за него. А от такого неболения души к нему до безжалостного обворовывания его, думаю, всего полшага, если не меньше. Можно было бы и дальше продолжать в этом духе, но, думаю, и этого хватит, чтобы понять, почему происходит тотальное обворовывание Казахстана.
Из всего сказанного, полагаю, любой сделает однозначное заключение, что я, Сейiлбек Кышкашулы, — самый махровый, самый вонючий националист. Насколько я махровый и насколько вонючий я не знаю. А вот то, что я националист — да, действительно националист. И то не по рождению, а по неволе. Дело в том, что, как известно, весь цивилизованный мир сегодня право человека ставит выше права нации. И наш Казахстан, как говорят казахи, не глядя на говно в своей заднице, метит туда же — хочет прослыть цивилизованным, хотя Казахстан, думаю, такой же цивилизованный мир, как я — Аятолла Хомейни. Разумеется, цивилизованный мир прав: право человека священно и оно должно быть поставлено выше права нации. Но только где? Там, где нет опасности исчезновения нации. А там, где есть опасность исчезновения нации? Там право нации должно быть поставлено выше права человека, ибо без сохранения нации нельзя сохранять человека. Так что лозунг «Право человека выше права нации» не везде благо. В иных местах он беда, ибо приведет к исчезновению целых наций. А казахская нация (думаю, никто не потребует от меня приводить доказательств) как раз принадлежит к тем нациям, которым грозит полное исчезновение. Вот почему я стал националистом поневоле.
Хорошо. А есть ли возможности, если не остановить полностью, то хотя бы приостановить этот процесс? Есть. Во-первых, все «двери» и «окна» казахского Дома надо закрыть. Во-вторых, этот Дом должен быть охраняемым со всех сторон. В-третьих, мы должны напомнить незадачливому хозяину этого Дома казахскую пословицу: «У никудышного человека в его доме хозяин — гость» и сказать: «Это твой Дом и живи в нем так, чтобы и твои домашние, и твои соседи уважали тебя и говорили о тебе только хорошее». Можно ли все это сделать? Конечно, можно. А почему тогда не делаем? Не хотим. Как? Почему? Потому что если все это мы сделаем, то не сможем синтегрироваться со странами СНГ.
Тут вновь всплывает страшное подозрение обо мне: может, этот тип еще и ярый противник интеграции, сближения народов; может, он ярый сторонник мононационального, плотно изолированного, адиабатически герметизированного государства? Нет. Он ярый сторонник интеграции, но такой интеграции, какая существует между добрыми соседями, а не такой, которая изо дня в день все больше и больше набирает силу и грозит превратиться в пресловутый СССР, от которого, не знаю, как другие, а казахский народ еле уволок ноги.
А есть ли у меня доказательства, что такое пришествие грядет? Есть. Более того, оно уже грянуло. Я имею в виду решение Госдумы России от 15 марта с.г. о восстановлении СССР. О том, что это произойдет рано или поздно, но произойдет неминуемо, я писал не раз и не два с первых дней крушения СССР. Но мой голос не был услышан никем. На причинах такой повальной глухоты я не буду останавливаться, хотя знаю их. Мне сейчас важно другое: почему это могло случиться? Причин и здесь не счесть. Одна — это тотальное наступление красных колонизаторов и их приспешников на суверенитет стран СНГ. Потеряв свою былую колонизаторскую власть в бывших своих колониях, особенно в Казахстане, они рвали и метали, чтобы вновь ее восстановить. А как ее восстановить? Для этого надо восстановить СССР, чего они как раз добились 15 марта.
Другая причина восстановления СССР — тоже тотальное, но не наступление, а отступление перед мощным всесокрушающим натиском красных колонизаторов и их приспешников — во всяком случае, в Казахстане. Возьмем внутреннюю жизнь Казахстана — в частности, исполнение законов. То, что сегодня законы у нас не исполняются, известно всем, даже самому президенту. А почему не исполняются? Боимся исполнять их. Например, закон о гражданстве, о котором я говорил выше, что его у нас нет. Нет, есть. Но в результате двукратного отступления от него осталось только одно название. Так же и с другими законами, где затрагивается национальный интерес казахов.
Например, Закон о языках. Уже после принятия нового Основного закона, по которому казахский язык (один) был объявлен государственным языком в Казахстане, г-н Назарбаев заявил, что русский язык закреплен в новой Конституции как официальный и равен по статусу языку государственному» («Казахстанская правда», № 205-206, 95). Как видим, осталось одно название. Теперь возьмем внешние дела. Посмотрим, как мы ведем себя с соседями. Как известно, с первых дней крушения СССР г-н Назарбаев неустанно говорил и говорит о преобразовании СНГ в такой союз, в котором связь между независимыми ныне государствами была такая же тесная и прочная, как при СССР, но в отличие от той связи была демократична и равноправна («Известия», № 105, 93). Также известно, что г-н Назарбаев в конце концов добился-таки своего — был организован МЭК, Межгосударственный экономический комитет, где, увы, от демократии и равноправия г-на Назарбаева не осталось и следа («Известия», № 202, 94). Что это? Это не что иное, как очередное отступление. Но вот еще одно отступление, которое можно назвать скорее всего не отступлением, а бегством. Это неоднократные заявления г-на Назарбаева и в печати («Известия», № 105, 93), и на различных международных встречах о том, что он готов поступиться частью суверенитета Казахстана и отдать ее новому союзу (он действительно сдержал свое слово, чуть ли не весь суверенитет Казахстана он впоследствии отдал МЭК), ибо, как он заявлял, в результате крушения СССР Казахстан «слишком много суверенитета получил» (именно так он говорил на международном симпозиуме в Алматы 20 сентября 1994 года в присутствии г-на Зюганова,). Это говорит лидер из лидеров СНГ. Так надо ли после этого удивляться, что руководители России по отношению к руководителям СНГ вели и ведут себя, как руководители ЦК КПСС по отношению к секретарям ЦК Компартии союзных республик в бывшем СССР. Так надо ли после этого удивляться, что Госдума России, не ставя ни во что суверенные права ни одного из суверенных государств СНГ, взяла и восстановила СССР, у которого, к слову сказать, уже готовы флаг и эмблема, то бишь герб.
Об этом позаботился другой межгосударственный орган — Межпарламентская Ассамблея стран СНГ, которая так же «демократично» работает, как и МЭК. И вот эта Ассамблея в прошлом году (14 мая) учредила новый флаг и новый герб для СНГ. Так что остается только новый гимн. Но за этим, думаю, дело не станет. Полагаю, в одно прекрасное утро все мы проснемся под звуки двух гимнов (как это бывало при СССР), а глядя в окно увидим два флага, которые державно полошатся над резиденцией губернатора так называемого Казахстана. Но, судя по решительному заявлению г-на Назарбаева против восстановления СССР, всего этого не будет, что очень хорошо. Но не очень хорошо, что такую решительность не выказал и г-н Ельцин. Будучи главным разрушителем СССР, он должен был еще решительнее, чем г-н Назарбаев, восстать против восстановления СССР, сходу и решительно наложить вето на решение Госдумы. Но он этого не сделал. Почему? Я знаю, почему. С удовольствием рассказал бы, но объем статьи не позволяет.
Итак, что делать? Ясно, что тотальное наступление красных колонизаторов и их приспешников против Казахстана ни на один день не прекратится. Надежды, что они когда-нибудь образумятся, нет. Остается надеяться только на самих себя? Судя по заявлению г-на Назарбаева, надежда есть. Если он раньше готов был поступиться частью «слишком многого суверенитета » Казахстана, то теперь он ни о каком «излишке» суверенитета не говорит, а говорит, что «Казахстан никогда не поступится своим суверенитетом», что вселяет в мою душу великую надежду. Но вот малюсенькая червоточинка. Сразу же после объявления Госдумой России о восстановлении СССР в Казахстан прибыла российская делегация во главе с г—ном А. Большаковым — вице—премьером России. На первый взгляд в ней ничего особенного — таких делегаций сегодня в Казахстан прибывает чуть ли не по дюжине в день. А вот эта делегация во мне вызывает особую тревогу. Во-первых, как я сказал выше, она прибыла сразу же после восстановления СССР де-юре. Во-вторых, она будет заключать с Казахстаном ряд соглашений, которые закрепят восстановленный СССР де-факто. В-третьих, её возглавляет человек, который одновременно возглавляет и МЭК, где Казахстан имеет всего 5 процентов голосов, а Россия — 50 процентов («Известия», №202, 94), что автоматически узаконит все эти соглашения и еще более укрепит восстановленный СССР де-факто. Итак, что делать? Не знаю. Может, разбегаться, пока не поздно? Но куда? По слухам, у г-на Назарбаева есть еще один дом за границей. Он, конечно, улетит туда. А куда деться казахскому народу? Ведь у него нет другого дома на земле, кроме Казахстана. А может, все это враки — может, у г-на Назарбаева, как и у казахского народа, нет никакого дома вне Казахстана? И может, г-ну Назарбаеву ничего больше не остается, кроме как взяться за укрепление охраны не только своего, но и нашего общего Дома, Казахстана, не только одного казахского народа, но и всех, кто сегодня живет в нем?
P.S.
Заново прочитав эту статью, написанную почти пять лет тому назад и с тех пор нигде не опубликованную, я поразился своей прозорливости. Разумеется, никакой прозорливости не было. А был страх. Страх за свою нацию, Землю, Родину. За свою независимость. За свой суверенитет, который, к великому сожалению, оказался не по плечу первому президенту Казахстана. И вот, свершилось. Казахстан вернулся на круги своя, добровольно вошел в новый (во главе с Россией) союз, который называется Евразийское экономическое сообщество, которое оказалось таким же «демократичным», как и МЭК. Предложение создать его вновь исходило от президента Казахстана. Насколько «демократично» новое сообщество, видно из того, что в нем у России 40 голосов, у Казахстана и Белоруссии — по 20, у Киргизии и Таджикистана — по 10. Таким образом, как пояснили в российской делегации, государства, входящие в это сообщество, добровольно передали России часть своего суверенитета («Известия», №129, 11.10.2000). Но это еще не все. В новом сообществе решение будет приниматься в том случае, если предложение получит 2/3 голосов, чего Казахстану никогда не видать. То есть Казахстан добровольно передал в новое сообщество не «часть суверенитета», а весь суверенитет. То есть произошло то же самое, что и 269 лет тому назад, когда казахстанский народ так же, как и сегодня, предводимый своими выдающимися лидерами, «добровольно» вошел в состав России. И это произошло (зловещее предзнаменование)! в тот же день (а может, в тот же час?), что и 169 лет тому назад. У казахов есть пословица: «Ребенок, которому суждено умереть, будет все время рваться к могиле». Казахстан уподобился этому обреченному ребенку. Все девять лет своей эфемерной, обманчивой независимости он рвался к России. И вот, наконец, дорвался. Таким образом, «ребенок» уже в «могиле». Теперь будем ждать сообщения о его погребении.