Битвы зверей

Сообщения прессы — независимо от того, о чем идет речь (о международной политике, о внутренней, о частной жизни, об общественной) — несут на себе блики конфликтов… Да что там конфликтов — целых баталий, и кровавых, и бескровных, но всегда жестких и яростных… Круговерть этих вечных битв напоминает сюжет и картинки детского компьютерного сериала “Битвы зверей”. Сюжет без затей, зато напряженный.


События, происходящие в Центральной Азии, дают огромную пищу для размышлений. Институт по освещению войны и мира провел конференцию на тему: “Не перерастет ли военный конфликт в региональную войну?”, а еженедельник “Начнем с понедельника” (17.11.2000) осветил ее. Основная суть высказанных заявлений сводится к тому, что если гражданская война, на пороге которой находится Узбекистан, все-таки вспыхнет, то она легко перекинется к соседям. В этом смысле Казахстан, если верить известным оппозиционерам в лице Масанова, Бектургановой и Рамазанова, тоже весьма уязвим. Нурболат Масанов, политолог: “…откат в жизни стран Центральноазиатского региона и является причиной нарастающей политической нестабильности. Никакие талибы, другие террористы не виноваты в том, что у нас происходит. Это просто ответная реакция на жесткие действия диктаторских режимов в регионе /…/ Бахытжамал Бектурганова, президент АСиП: «Утрата легитимности авторитарных режимов в глазах населения (поскольку мы видим кругом только развал и резкий спад уровня жизни) заставляет правящие круги использовать жесткие полицейские методы принуждения к послушанию. Разыгрывается карта международного терроризма и политического эстремизма. Это – стратегия большого риска…”. Косвенно подтверждает то, что по крайней мере в Узбекистане “закручивают гайки до срыва резьбы” еженедельник “Столичная жизнь” (23.11.2000). Под рубрикой “Секретные материалы” журналист Дмитрий Шишкин подробно изложил итоги “узбекского Нюрнберга”, вследствие чего президент соседней страны “поставил вне закона всех своих врагов и конкурентов”. Иными словами, Каримов зачислил в “исламские эстремисты” и всю светскую оппозицию, которую сегодня олицетворяет Тахир Юлдашев, получивший политическое убежище в Норвегии.


У каждого — свои “враги и конкуренты”. Энергичный шеф всех мытарей Казахстана Зейнулла Какимжанов, видимо, устав от обвинений в том, что он потакает олигархам, вновь заострил вопрос на постановлении правительства от 24 января 1997 года за номером 100. Это постановление давало определенные льготы определенным лицам — в итоге, согласно критикам этого документа, экономика страны недосчиталась примерно 30 миллионов $. Хотя эта цифра и бледнеет перед потерянными нефтедолларами, сама по себе она достаточно впечатляюща. А муссирование этого вопроса есть не что иное, как “наезд” на вотчину Евразийской промышленно-финансовой группы, сиречь, на самого Александра Машкевича и его партнеров, поимевших пользу от действия этого постановления. Один из его партнеров (который Алмаз Ибрагимов), пока г-н Машкевич отдыхал от очередного заграничного вояжа, поднял брошенную перчатку и на страницах “Каравана” вступил в полемику с З. Какимжановым. Последний припомнил помимо всего прочего и тот факт, что к данному отношению имеет самое прямое отношение опальный экс-премьер-министр Кажегельдин, чье имя вновь активно стало упоминаться в связи с визитом главы государства в Соединенное Королевство… Впрочем, “Караван” не забыл, используя ситуацию, ткнуть и действующего премьера: мол, чего он молчит по данному поводу, прямо как “дипломат”? Надо сказать, Какимжанов и без “кажегельдинских” мотивов выглядит убедительнее, чем Ибрагимов, все сваливающий на экономическую и правовую обстановку, которая была на момент выхода “сотки”. И вовсе странным выглядит финал ибрагимовской “отмазки”: “Каждое из упоминаемых предприятий (имеется в виду Евразийской группы. — Прим.) ежемесячно получает 16-18 млн. долларов США без процентов за еще не произведенную продукцию, о чем нынешнему руководителю МГД с его постоянными проблемами недоплат и недоимок приходится только мечтать”. В данном случае сравнение МГД с ССГПО выглядит издевательством даже не над Какимжановым, а просто над здравым смыслом.


Кажегельдинский “плетень” навел “тень” не только на евразийцев Машкевича. Обширное интервью акима Атырауской области Имангали Тасмагамбетова газете “Деловое обозрение “Республика”, в котором он назвал Кажегельдина “грамотным премьером”, аукнулось последнему едкой репликой от “Каравана”. “Наивный” аким, похвалив “грамотность” и “просекание проблем”, которые были присущи экс-премьеру, в косвенном порядке посоветовал тому “вернуть в страну” все, что тот “заработал” на посту премьера. “Караван” же толсто намекнул, что для Кажегельдина и его капиталов амнистии не предвидится.


Впрочем, “Караван” не приветил и тех, кто на дух не выносит Кажегельдина. Ветеран антикажегельдинских фронтов, аким Алматинской области Заманбек Нуркадилов, вот уже второй “каравановский” номер благодаря искусству журналиста Руслана Минулина отбывает за “коверного”. Одно удивительно: все-таки оказалось, что это не отечественный “ЧВС” изобрел так называемый “хуйский путь”. «Каравановцы» сами его изобрели, оттолкнувшись от областной печати — газеты “Огни Алатау”, где, повествуя о Нинся-Хуэйском автономном районе Китая, журналисты назвали этот район “Нин Шия Хуйски”. Но при чем тут Нуркадилов? Другой разговор, что итоги правления Нуркадилова и впрямь мало впечатляют. Оснований не верить тому, что увидели и услышали в области журналисты, нет никаких… По закону жанра, теперь должен быть ответный залп “Огней”.


Разруха царит не только в Алматинской области. Депрессивные симптомы наиболее явственно и зримо выглядят в разрушающихся малых городах, в которых при советском режиме жизнь всегда была на несколько порядков выше, чем в любом самом развитом ауле-миллионере. Еженедельник “MN Новости недели” (21.11.2000) в рубрике “Провинция” выдал два великолепных репортажа из Степногорска и Аркалыка. Разумеется, эпитет великолепно относится к журналистскому мастерству Яны Шекель и Елены Зориной, но не к тем фактам и процессам, о которых они поведали. Некогда цветущие города, один из которых был даже областным центром, сегодня пришли в полный упадок и вряд ли когда-нибудь будут восстановлены.


“Время” (23.11.2000) оправдывает свое название и запечатлело текущее время во всей его “красе”. В Восточном Казахстане продолжают рождаться младенцы с аномальными отклонениями. Врачи бьют тревогу. Причины данной тенденции (один уродливый ребенок на 300 нормальных) они объясняют плохой экологией и венерическими заболеваниями.


Колумнист традиционного обращения “К нашим читателям”, оттолкнувшись от очередного информационного повода (возвращение несостоявшихся политбеженцев-казахстанцев из Бельгии в родную РК) продолжает живо, весело-цинично рассуждать о том, когда лопнет терпение народное, ибо даже иностранка, клерк МВД Бельгии г-жа Смитс, во всеуслышание назвала причины бегства казахстанцев: “Экономический кризис, отсутствие перспектив на будущее, коррупция, а также идея того, что жизнь за пределами Казахстана – легче”. Этот текст она произнесла, подчеркнем, находясь на казахстанской земле… Вадим Борейко торжественно возвестил, что “таймовцы” берутся следить за инициативой депутата Булата Абилова, взявшегося потрепать нервы правительству своими запросами, депутатскими. В одном он требует предоставить ему (а значит, и Борейко) всю документацию по Договору о разработке нефти на Тенгизе и Соглашение о приобретении 5%-ного пакета акций компании “Тенгизшевройл”, заключенное между нефтяной корпорацией Chеvron и правительством РК. Плюс к этому Буте, ставшему чрезвычайно активным на социально-общественном поприще, стали остро необходимы документы относительно того, кто получает арендную плату за пользование недвижимым имуществом госучреждений, которые на краткий миг опустели после переезда правительства в Астану. Бутя на пару с авторитетным и задиристым “Временем” вполне могут раскрутить новый мыльный сериал на тему “Кто хапнул очередные…$?” — как всегда, со счастливым и размытым финалом. Зато сериал должен получиться – вновь как новый.


Демократия все-таки пустила определенные корни в Казахстане. В том смысле, что существует некая свобода слова. Даже наши чиновники говорят то, что хотят. Жаль только, что зачастую они говорят вразнобой, а в государственных масштабах получается ситуация, когда правая рука не знает, что делает в это же время левая. И такие коллизии пресса отображает. Допустим, министр юстиции Игорь Рогов и бывший министр юстиции Бауржан Мухамеджанов в один голос утверждают журналистам Мариам Унгаровой и Вадиму Борейко, что “насчет визы двух мнений быть не может”, что “нам необходим безвизовый режим”. А глава внешнеполитического ведомства Ерлан Идрисов в “Экспресс К” (24.11.2000) говорит что “Государство вынуждено ограждать себя от нежелательных гостей”… Зато про парламент наш все ясно и эмоционально рассказал Гани Касымов, выигравший республиканскую номинацию на звание Парламентария года. В своем интервью журналисту Марату Асипову громогласный депутат заклеймил Аграрную и Гражданскую партии, защищающие лишь узкокорпоративные интересы новых латифундистов и олигархов, банкующих природными ископаемыми. Партии «Отан» влетело за то, что она “провалит хоть что”. Большинство коллег Касымова заслужили уничижительную характеристику из ленинского политического лексикона – “болото”… Не пожалел любимец женской половины республики и слабый пол. Генерал пожурил председателя Центризбиркома РК Загипу Балиеву за критику американской выборной системы: “Об американских выборах кому-кому, а уж не Загипе Яхъяевне судить. Я считаю, что американцы показали всему миру наивысшую на сегодня форму демократии. Когда судьбу президента величайшей страны с населением в 300 миллионов решают всего несколько десятков или сотен голосов ее граждан”.


Жанр журналистского расследования сегодня, пожалуй, самый ходовой. Есть журналисты, специализирующиеся в нем годами. Это Геннадий Бендицкий, Евгений Косенко, Руслан Минулин. Но самым занимательным материалом в этом жанре за текущую декаду, наверное, все-таки следует признать расследование Дмитрия Шишкина из “Столичной жизни”. Очерк “Судьба киллера” про Амангельды Амангалиева, обвиняемого в убийстве Талгата Ибраева, директора “Казспецэкспорта” – это гвоздь номера. Последний номер “СЖ” вообще насыщен материалами названного автора, и все они, как один, читаются не без интереса. Похоже, в этом издании Д.Шишкин станет главным “забойщиком”.