Сообщения прессы — независимо от того, о чем идет речь (о международной политике, о внутренней, о частной жизни, об общественной) — несут на себе блики конфликтов… Да что там конфликтов — целых баталий, и кровавых, и бескровных, но всегда жестких и яростных… Круговерть этих вечных битв напоминает сюжет и картинки детского компьютерного сериала “Битвы зверей”. Сюжет без затей, зато напряженный. События, происходящие в Центральной Азии, дают огромную пищу для размышлений. Институт по освещению войны и мира провел конференцию на тему: “Не перерастет ли военный конфликт в региональную войну?”, а еженедельник “Начнем с понедельника” (17.11.2000) осветил ее. Основная суть высказанных заявлений сводится к тому, что если гражданская
У каждого — свои “враги и конкуренты”. Энергичный шеф всех мытарей Казахстана Зейнулла Какимжанов, видимо, устав от обвинений в том, что он потакает олигархам, вновь заострил вопрос на постановлении правительства от 24 января 1997 года за номером 100. Это постановление давало определенные льготы определенным лицам — в итоге, согласно критикам этого документа, экономика страны недосчиталась примерно 30 миллионов $. Хотя эта цифра и бледнеет перед потерянными нефтедолларами, сама по себе она достаточно впечатляюща. А муссирование этого вопроса есть не что иное, как “наезд” на вотчину Евразийской промышленно-финансовой группы, сиречь, на самого Александра Машкевича и его партнеров, поимевших пользу от действия этого постановления. Один из его партнеров (который Алмаз Ибрагимов), пока г-н Машкевич отдыхал от очередного заграничного вояжа, поднял брошенную перчатку и на страницах “Каравана” вступил в полемику с З. Какимжановым. Последний припомнил помимо всего прочего и тот факт, что к данному отношению имеет самое прямое отношение опальный экс-премьер-министр Кажегельдин, чье имя вновь активно стало упоминаться в связи с визитом главы государства в Соединенное Королевство… Впрочем, “Караван” не забыл, используя ситуацию, ткнуть и действующего премьера: мол, чего он молчит по данному поводу, прямо как “дипломат”? Надо сказать, Какимжанов и без “кажегельдинских” мотивов выглядит убедительнее, чем Ибрагимов, все сваливающий на экономическую и правовую обстановку, которая была на момент выхода “сотки”. И вовсе странным выглядит финал ибрагимовской “отмазки”: “Каждое из упоминаемых предприятий (имеется в виду Евразийской группы. — Прим.) ежемесячно получает 16-18 млн. долларов США без процентов за еще не произведенную продукцию, о чем нынешнему руководителю МГД с его постоянными проблемами недоплат и недоимок приходится только мечтать”. В данном случае сравнение МГД с ССГПО выглядит издевательством даже не над Какимжановым, а просто над здравым смыслом.
Кажегельдинский “плетень” навел “тень” не только на евразийцев Машкевича. Обширное интервью акима Атырауской области Имангали Тасмагамбетова газете “Деловое обозрение “Республика”, в котором он назвал Кажегельдина “грамотным премьером”, аукнулось последнему едкой репликой от “Каравана”. “Наивный” аким, похвалив “грамотность” и “просекание проблем”, которые были присущи экс-премьеру, в косвенном порядке посоветовал тому “вернуть в страну” все, что тот “заработал” на посту премьера. “Караван” же толсто намекнул, что для Кажегельдина и его капиталов амнистии не предвидится.
Впрочем, “Караван” не приветил и тех, кто на дух не выносит Кажегельдина. Ветеран антикажегельдинских фронтов, аким Алматинской области Заманбек Нуркадилов, вот уже второй “каравановский” номер благодаря искусству журналиста Руслана Минулина отбывает за “коверного”. Одно удивительно: все-таки оказалось, что это не отечественный “ЧВС” изобрел так называемый “хуйский путь”. «Каравановцы» сами его изобрели, оттолкнувшись от областной печати — газеты “Огни Алатау”, где, повествуя о Нинся-Хуэйском автономном районе Китая, журналисты назвали этот район “Нин Шия Хуйски”. Но при чем тут Нуркадилов? Другой разговор, что итоги правления Нуркадилова и впрямь мало впечатляют. Оснований не верить тому, что увидели и услышали в области журналисты, нет никаких… По закону жанра, теперь должен быть ответный залп “Огней”.
Разруха царит не только в Алматинской области. Депрессивные симптомы наиболее явственно и зримо выглядят в разрушающихся малых городах, в которых при советском режиме жизнь всегда была на несколько порядков выше, чем в любом самом развитом ауле-миллионере. Еженедельник “MN Новости недели” (21.11.2000) в рубрике “Провинция” выдал два великолепных репортажа из Степногорска и Аркалыка. Разумеется, эпитет великолепно относится к журналистскому мастерству Яны Шекель и Елены Зориной, но не к тем фактам и процессам, о которых они поведали. Некогда цветущие города, один из которых был даже областным центром, сегодня пришли в полный упадок и вряд ли когда-нибудь будут восстановлены.
“Время” (23.11.2000) оправдывает свое название и запечатлело текущее время во всей его “красе”. В Восточном Казахстане продолжают рождаться младенцы с аномальными отклонениями. Врачи бьют тревогу. Причины данной тенденции (один уродливый ребенок на 300 нормальных) они объясняют плохой экологией и венерическими заболеваниями.
Колумнист традиционного обращения “К нашим читателям”, оттолкнувшись от очередного информационного повода (возвращение несостоявшихся политбеженцев-казахстанцев из Бельгии в родную РК) продолжает живо, весело-цинично рассуждать о том, когда лопнет терпение народное, ибо даже иностранка, клерк МВД Бельгии г-жа Смитс, во всеуслышание назвала причины бегства казахстанцев: “Экономический кризис, отсутствие перспектив на будущее, коррупция, а также идея того, что жизнь за пределами Казахстана – легче”. Этот текст она произнесла, подчеркнем, находясь на казахстанской земле… Вадим Борейко торжественно возвестил, что “таймовцы” берутся следить за инициативой депутата Булата Абилова, взявшегося потрепать нервы правительству своими запросами, депутатскими. В одном он требует предоставить ему (а значит, и Борейко) всю документацию по Договору о разработке нефти на Тенгизе и Соглашение о приобретении 5%-ного пакета акций компании “Тенгизшевройл”, заключенное между нефтяной корпорацией Chеvron и правительством РК. Плюс к этому Буте, ставшему чрезвычайно активным на социально-общественном поприще, стали остро необходимы документы относительно того, кто получает арендную плату за пользование недвижимым имуществом госучреждений, которые на краткий миг опустели после переезда правительства в Астану. Бутя на пару с авторитетным и задиристым “Временем” вполне могут раскрутить новый мыльный сериал на тему “Кто хапнул очередные…$?” — как всегда, со счастливым и размытым финалом. Зато сериал должен получиться – вновь как новый.
Демократия все-таки пустила определенные корни в Казахстане. В том смысле, что существует некая свобода слова. Даже наши чиновники говорят то, что хотят. Жаль только, что зачастую они говорят вразнобой, а в государственных масштабах получается ситуация, когда правая рука не знает, что делает в это же время левая. И такие коллизии пресса отображает. Допустим, министр юстиции Игорь Рогов и бывший министр юстиции Бауржан Мухамеджанов в один голос утверждают журналистам Мариам Унгаровой и Вадиму Борейко, что “насчет визы двух мнений быть не может”, что “нам необходим безвизовый режим”. А глава внешнеполитического ведомства Ерлан Идрисов в “Экспресс К” (24.11.2000) говорит что “Государство вынуждено ограждать себя от нежелательных гостей”… Зато про парламент наш все ясно и эмоционально рассказал Гани Касымов, выигравший республиканскую номинацию на звание Парламентария года. В своем интервью журналисту Марату Асипову громогласный депутат заклеймил Аграрную и Гражданскую партии, защищающие лишь узкокорпоративные интересы новых латифундистов и олигархов, банкующих природными ископаемыми. Партии «Отан» влетело за то, что она “провалит хоть что”. Большинство коллег Касымова заслужили уничижительную характеристику из ленинского политического лексикона – “болото”… Не пожалел любимец женской половины республики и слабый пол. Генерал пожурил председателя Центризбиркома РК Загипу Балиеву за критику американской выборной системы: “Об американских выборах кому-кому, а уж не Загипе Яхъяевне судить. Я считаю, что американцы показали всему миру наивысшую на сегодня форму демократии. Когда судьбу президента величайшей страны с населением в 300 миллионов решают всего несколько десятков или сотен голосов ее граждан”.
Жанр журналистского расследования сегодня, пожалуй, самый ходовой. Есть журналисты, специализирующиеся в нем годами. Это Геннадий Бендицкий, Евгений Косенко, Руслан Минулин. Но самым занимательным материалом в этом жанре за текущую декаду, наверное, все-таки следует признать расследование Дмитрия Шишкина из “Столичной жизни”. Очерк “Судьба киллера” про Амангельды Амангалиева, обвиняемого в убийстве Талгата Ибраева, директора “Казспецэкспорта” – это гвоздь номера. Последний номер “СЖ” вообще насыщен материалами названного автора, и все они, как один, читаются не без интереса. Похоже, в этом издании Д.Шишкин станет главным “забойщиком”.