Бросать камни легче, чем их собирать

В новой газете «Мегаполис» опубликованы два материала, напрямую касающиеся деятельности казахстанской оппозиции, к которой я себя не без гордости отношу («Власть и оппозиция: инфернальные хороводы», под рубрикой «Национальный диалог» (!)). И хотел бы в связи с этим высказать некоторые свои соображения.


В материалах аналитического центра «Мегаполис» «Падший архангел власти» и «Выдающийся рубщик капусты» критикуется непоследовательность и алогичность действий властей по отношению к идеям, выдвигаемым оппозицией. Со многими тезисами можно согласиться. Но есть два момента, которые я не могу не отметить.


Первое. Предчувствуя закономерное скептическое отношение общества к моему личному мнению об Акежане Кажегельдине (дескать, соратник не может быть объективен), не буду давать расширенную оценку его деятельности как руководителя правительства и как председателя РНПК. Скажу одно: «Доколе!». Доколе наши коллеги, идя на поводу страстей, раздуваемых Генпрокурором Хитриным, будут голословно и бездоказательно обвинять человека во всех мыслимых и немыслимых грехах («Выдающийся рубщик капусты», как явный намек на некие коррупционные преступления). Уверяю вас, коллеги, власть полна неуемного желания низвергнуть его с политических высот. И можете не сомневаться, что если бы был хоть какой-нибудь материал, компрометирующий его, давно официально озвучили бы, осудили бы и посадили бы! С момента начала его конфликта с властью прошло более трех лет. Даже если сейчас и «всплывет» что-то против него, кто теперь в эти обвинения будет верить? Знаю одного финансиста, которого попросили подписать липовую бумагу о даче взятки Кажегельдину. В течение года и трех месяцев (!) его содержали в следственном изоляторе одного одиозно известного ведомства. Обещали золотые горы. Но, он не подписал грязную пасквиль. Зная нашу правовую базу и возможности спецслужб, можно ожидать что угодно… Да и критиковать гонимого и лишенного возможности ответить человека, бросать камни в его сторону легко и небесполезно, наверное, коллеги.


Второе. Форум демократических сил Казахстана назван «небольшой группой порядочных и умных людей, разбавленной пожизненными диссидентами, экзальтированными дилетантами и второсортными политиками». Не буду комментировать не совсем корректные эпитеты ИАЦ «Мегаполис» относительно ФДСК, сплотившего наиболее принципиальных оппонентов власти (в конце концов, все мы имеем право на собственное мнение о ком-либо). Цель материала другая — показать, что якобы за ФДСК нет реальной политической силы и поддержки народа. Должен немного огорчить недругов форума — я достаточно часто бываю в регионах и не понаслышке знаю, какой вес имеют на местах как партии и движения, отдельные политики, входящие в ФДСК, так и демократические идеи, проповедуемые ими.


Аналогичную идею поставил во главу угла новоявленный net-журналист (или просто нет такого журналиста?) Антон Птиц в материале «Демократия в виде бомбовых ударов«: «оппозиция не представляет никого, кроме небольшой кучки людей, называющих себя этим словом, и т.д., и т.п.».


Если оппозиция не имеет влияния в обществе, то почему власти тратят столько сил и средств на борьбу с нею? Почему того же Кажегельдина из-за административного штрафа в 4 тысячи тенге (!) не допустили к участию на президентских выборах? И почему из-за штрафа в 6 тысяч тенге (тоже!) не зарегистрировали как кандидата в депутаты парламента? Почему против него одного возбуждено в общей сложности 9 (!) уголовных и административных дел? Почему не регистрировали ту же РНПК в течение 8 (!) месяцев? Почему-то одни восклицательные знаки, господа! Но и вопросительные знаки продолжаются. Почему одни «независимые» газеты выходят без проблем, а оппозиционные издания («Начнем с понедельника», «СолДат», «XXI век»), подвергаются чудовищным гонениям: запрещается их издание, арестовываются отпечатанные тиражи, заводятся уголовные дела? Почему вокруг наиболее принципиальных критиков режима личной власти создана информационная блокада? Почему против них и членов их семей организовываются различные провокации? Почему?..


Господин Птиц в своих размышлениях несколько раз делает параллели, намекая на какое-то желание оппозиции организовать некие «силовые действия НАТО» «путем бомбардировок», приведя в пример «жестокие бомбардировки бывшей Югославии силами НАТО». Если это шутка, то неудачная. Если у него действительно есть подобные серьезные обвинения в адрес оппозиции, то надо писать не статью с претензиями на аналитику, а соответствующую «ксиву» прямиком в КНБ (слава богу, там все о нас уже давно знают, и идея национальной безопасности пока приоритетна).


По-моему, нам всем необходимо разобраться с термином «современная казахстанская оппозиция».


Как известно, мы живем в стране с президентской формой правления. И за все происходящее в государстве — и хорошее, и плохое — отвечает именно президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, который подмял под себя все ветви власти. Кто, критикуя состояние дел в той или иной сфере жизни общества, называет истинного виновника, тот — в оппозиции. А те, у кого не хватает духа перейти некую, обозначенную спецслужбами «красную линию» и кто довольствуется критикой тех или иных госструктур, всего лишь наполовину оппозиционеры. Как известно, нельзя быть наполовину беременной…


«Где стотысячные негодующие толпы народа, требующие справедливости, которые вы вывели на площади?» — вопрошает тот же Птиц. А я вспоминаю события в Жанатасе весной нынешнего года, когда негодующая многотысячная толпа готова была истерзать районного акима, милицию и пойти пешим маршем в Астану. И только благодаря усилиям прибывших туда из Алматы представителей ФДСК угроза столкновения мирного населения с подтянутыми из областного центра спецчастями была предотвращена.


Нашему режиму, безусловно, повезло с объектом политического насилия: нас всего 14 миллионов на такой большой территории, где нарушены все транспортные, информационные и иные связи (недавно в Западно-Казахстанской области умер муж моей сестры, и я не мог в течение недели дозвониться до районного центра из Алматы).


Что касается личности столь нелюбимого ИАЦ «Мегаполис» Кажегельдина, то не могу не сказать следующее.


В отличие от предыдущих и последующих премьер-министров, он был руководителем правительства беспрецедентных и тяжелейших реформ (итогами которых так любит делиться наш президент), человеком, который умел брать на себя ответственность. Он был выше кланов и группировок, и любой инвестор поневоле считался с ним. Об этом говорят не только его сторонники, это признают и его недруги. Он был премьером в президентской стране, и этим все сказано.


В то же время после своей отставки он мог, как его предшественники, остаться в Системе и дожидаться вожделенного для многих 2006 года. Но он избрал иной путь. И благодаря его личным стараниям казахстанская оппозиция состоялась как непременный факт. Благодаря его возможностям она стала известной за рубежом.


В борьбе с оппозицией власти используют самые изощренные методы. Одним из казахстанских ноу-хау является создание (и содержание за непонятно какие деньги) специальной ручной прессы, де-юре являющейся независимой, де-факто по заказу спецслужб за 5 тенге планомерно дискредитирующей тех или иных оппонентов режима личной власти. Не хотел бы, чтобы уважаемая мною газета «Мегаполис», где работают настоящие профессионалы, становилась в их не очень почетный ряд.


И последнее. Птиц пишет: «Просто нынешняя оппозиция должна тихо уйти в небытие». Вот каково желание новоявленного net-журналиста (только странно, что его прихоть совпадает с желанием властей, которым без принципиальной оппозиции жилось бы гораздо комфортнее). Да, фигуранты могут уйти, но продекларированные ими идеи останутся, и все равно кто-то их будет озвучивать.