На несколько дней Душанбе превратился в центр Средней Азии и Казахстана. Именно этот город избрали местом проведения нескольких международных конференций ОБСЕ и ЮНИСЕФ. Вторая центральноазиатская конференция “Средства массовой информации в Центральной Азии: настоящее и будущее”, по замыслу ее организаторов – представительства ОБСЕ в Таджикистане и Национальной ассоциации независимых СМИ в Таджикистане – должна была показать всему миру, что республика стремится к прочному миру и стабилизации во всем регионе. В определенной степени можно сказать, что цель эта была достигнута. Несмотря на то, что на конференцию не приехали представители СМИ Туркменистана, которым отказали в выездных визах, встреча журналистов оказалась продуктивной и представительной. Обмен мнениями и опытом работы, как заявил представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ г-н Фреймут Дуве, оказался весьма полезным для дальнейшего развития свободы слова.
В течение двух дней журналисты из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обсуждали самые насущные проблемы развития СМИ в регионе. Увы, свобода слова и развитие независимых СМИ в странах Центральной Азии находятся под угрозой. И если журналисты не объединятся, то поодиночке власти могут задушить сам принцип свободы слова. В принятой декларации о свободных средствах массовой информации было подчеркнуто, что без свободных и высокопрофессиональных СМИ нет реальной возможности для обеспечения демократии и верховенства закона. Было решено также создать центральноазиатский фонд для поддержки независимых СМИ и свободы слова. И в 2001 году оргкомитет должен представить программу действий этого фонда.
Публикуемая сегодня статья таджикского журналиста в известной степени отражает проблемы СМИ во всех республиках Центральной Азии и Казахстана
Айгуль Абдысалимова
* * *
Свободные СМИ являются важным показателем развития общества и одним из важнейших факторов развития процесса демократизации. Было бы излишним говорить о том, какую роль играют СМИ в жизни современного общества, хотя она в различных государствах проявляется по-разному. Где-то СМИ являются мощным оружием государства, где-то цепным псом на страже интересов общества. Что касается таджикских СМИ
, то пока они не играют в жизни нашего общества должной роли. На таджикском информационном рынке продолжают доминировать российские СМИ, которые во многом и формируют общественное мнение таджикистанцев.В настоящее время можно говорить о некотором прогрессе в развитии рынка информационных услуг в РТ, прежде всего печатных СМИ. Уже выходит около 30 общереспубликанских газет, в основном частных, и практически каждый месяц появляются новые, хотя многие из них, не выдерживая испытания рынком, через некоторое время “благополучно” исчезают. Тем не менее этот количественный прирост пока не перешел в качественный, и наши СМИ серьезно уступают в оперативности, глубине анализа и, самое главное — объективности. Уровень свободы таджикской прессы по-прежнему остается сравнительно низким. На мой взгляд, по этому показателю СМИ Таджикистана занимают промежуточное положение между более свободными казахскими и киргизскими СМИ и менее свободными узбекскими и туркменскими. Хотя нельзя не признать, что такая точка зрения во многом является спорной.
На положении прессы, телевидения и радио в нашей республике отражаются несколько взаимосвязанных факторов — политических, экономических, криминогенных, социальных и идеологических. Сравнительная стабилизация общественно-политической ситуации в Таджикистане не привела к коренному улучшению положения печатных средств массовой информации. Мы по-прежнему испытываем большие трудности в своей работе и находимся под сильным прессом. Формально в Таджикистане цензуры нет. Статья тридцатая Конституции РТ гарантирует каждому свободу слова и печати и одновременно запрещает цензуру и преследование за критику. Аналогичная этому статья вторая Закона “О печати и других средствах массовой информации утверждает, что “Печать и другие СМИ в РТ свободны. Каждый гражданин республики имеет право свободно выражать свои убеждения и мнения, распространять их в любых формах в печати и других СМИ. Цензура массовой информации не допускается”. На практике дело обстоит иначе, и таджикские журналисты (по крайней мере, та часть, которая работает на внутренний рынок) в своей работе постоянно сталкиваются с цензурой. Есть темы-табу, освещение которых нежелательно. Нередко, получая самую сенсационную и достоверную, но острую информацию, журналист “прячет” ее в стол или, в лучшем случае, передает инкогнито в зарубежные СМИ. Все материалы тщательно проверяются самими журналистами и их редакторами, острые углы сглаживаются. Актуальные события внутренней политической и экономической жизни, состояние преступности и т.д. пресса либо не освещает, либо подает тенденциозно, то есть представляет только одну точку зрения. Материалы о коррупции, журналистские расследования вообще отсутствуют. Иными словами, место официальной государственной цензуры заняла внутренняя самоцензура СМИ. Если российские журналисты сетуют на отсутствие обратной связи, то их таджикские коллеги, наоборот, жалуются на то, что эта связь слишком “горячая”. Причем угроза безопасности журналиста необязательно может исходить от государственной власти. Угрожать может кто
угодно и за что угодно. Показательно, что случаев судебного преследования журналистов в РТ практически нет. В ходу -криминальные методы расправы, шантаж, избиения и даже убийства. За последние годы погибло более 70 наших коллег. Хотя большинство преступлений не раскрыто, можно уверенно говорить, что в основном убийства журналистов связаны с их профессиональной деятельностью. Справедливости ради скажем: в последнее время случаи гибели журналистов стали редкостью, что, с другой стороны, может свидетельствовать — самоцензура в РТ достигла больших высот. Есть примеры того, что журналистам препятствуют в их профессиональной деятельности. Представители печатного органа ПИВТ газеты “Наджот” жаловались на то, что некоторые чиновники создают препоны их газете в распространении, хотя статья 22 Закона РТ “О печати…” запрещает это делать. Тем не менее можно говорить, что постепенно зарождаются новые, менее радикальные способы борьбы со свободой слова.Один из них — ограничение доступа журналистов к информации. По закону о печати, так же, как и по закону о телевидении и радиовещании, таджикский журналист имеет право на получение информации от государственных органов, политических партий и т.д. Так, в статье 27 Закона “О печати и других СМИ” говорится о том, что СМИ имеют право получать информацию от государственных органов, общественных объединений и должностных лиц об их деятельности. Последние могут отказать журналисту только в том случае, если информация не подлежит опубликованию, то есть если в ней содержится государственная или иная тайна и т.д. Статья 36 указанного закона определяет, что действия должностных лиц государственных и общественных органов, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов, влекут уголовную ответственность и наказываются штрафом в сумме двенадцатикратного размера установленной минимальной заработной платы. В статье 162 Уголовного кодекса РТ говорится, что “Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста… наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров заработной платы, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев”. Однако на практике эти права представителей СМИ нередко игнорируются. Многие государственные чиновники стараются ограничить доступ журналистов к информации, чинят им препятствия. Часто это связано либо с отсутствием стимулов к общению со СМИ, либо со стремлением чиновников перестраховаться, либо с обычной некомпетентностью.
Идя по пути наименьшего сопротивления, большинство газет переключилось на развлекательную тематику. В ходу — различные душещипательные истории, события светской и культурной жизни, анекдоты. Естественно, что при таком подходе профессиональное мастерство журналиста не играет особой роли. Можно сказать, что в Таджикистане пока профессионализм не достаточно востребован современными средствами массовой информации. Журналистская техника хромает, язык прессы беден, серьезные аналитические материалы практически отсутствуют. Налицо также низкая оперативность. Подавляющее большинство средств массовой информации имеют либо слабые информационные службы, либо не имеют их вообще. Не имея полной и разносторонней информации о происходящих в жизни страны событиях, СМИ, естественно, не в состоянии информировать и свою аудиторию. Таким образом, таджикские СМИ остро нуждаются в повышении профессионального уровня своих сотрудников, укреплении материальной и технической базы собственных информационных служб.
Нельзя также не заметить, что потребительский рынок в Таджикистане еще не сформировался. Несмотря на то, что большинство изданий уже определили свою тематическую направленность, выбор газет для многих читателей имеет случайный характер. С одной стороны, рынок так называемых развлекательных изданий перенасыщен, что неизбежно приводит к гибели или перепрофилированию ряда газет. С другой стороны, очень мало серьезных, солидных общественно-политических газет. Пока же наши СМИ проигрывают в битве за серьезного и думающего читателя, предпочитающего российскую прессу, российские телеканалы и различные радиоголоса. Люди жалуются, что материалы общественно-политической прессы скучны, пресны. Во многом эти материалы обедняет то, что редакторы и журналисты опять же по цензурным соображениям тщательно сглаживают все острые углы. Практически все эти издания пока нерентабельны и существуют от номера к номеру. Для создания и становления подобных изданий необходимы серьезные финансовые вливания — по крайней мере, на первых порах. Без этого общественно-политические издания обречены на постепенную деградацию.
На уровне развития СМИ также сказывается неблагоприятная экономическая обстановка в стране. Например, при отсутствии в РТ собственного целлюлозно-бумажного производства себестоимость газет оказывается слишком большой, что приводит к сужению потребительского рынка. Для многих граждан РТ покупать газеты становится непозволительной роскошью. Для сравнения скажу, что минимальная зарплата в РТ — один сомони, средняя — около 13, а цены на газеты колеблются от 20 до 30 дирхамов.
Однако главная причина бедственного положения таджикских СМИ, на мой взгляд, кроется в другом. Ни для кого не секрет, что СМИ получают наибольшее развитие и наибольшее влияние в развитом гражданском обществе, в обществе, где присутствует сильная конкуренция во всех сферах — политической, экономической и т.д. Несколько упростив эту мысль, можно сказать, что в этих условиях субъекты политической борьбы, участники рынка, испытывают настоятельную необходимость в сотрудничестве со СМИ. В этом смысле публичная политика в РТ только начинает складываться, а в экономике наблюдается доминирование нескольких предприятий-гигантов, которые, грубо говоря, в услугах СМИ не нуждаются. Но уже сейчас можно говорить об определенных положительных изменениях. В ряде отраслей народного хозяйства сложилась реальная конкуренция и есть спрос на услуги и рекламу СМИ. Естественно, что СМИ не могут сидеть и ждать, пока в республике будет построено гражданское общество, поскольку без их участия процесс создания нового демократического Таджикистана невозможен.