Виталий Портников: Минск безразличных

Сегодня мы уже можем оценить точность высказанных в прошлом номере “Мегаполиса” мнений наших политиков и политологов, предварявших саммит стран СНГ. В принципе, адекватно оценили ситуацию накануне саммита только Константин Сыроежкин и Берик Абдыгалиев, в известной степени — Газиз Алдамжаров и Казис Тогузбаев. “В молоко” попал один Сейдахмет Куттыкадам, а наиболее точен в оценках оказался Константин, только другой, который Затулин. Никаких жестоких “разборок” на саммите не было, но страны, входящие в ГУУАМ, как и предупреждал российский эксперт К.Затулин “почувствовали” что значит когда “ГУУАМ и ЕврАзЭС, безусловно, конкуренты”. Более всех это почувствовала Грузия, с которой теперь у России визовый режим. В остальном же, как отметил Виталий Портников из электронного “Русского журнала”, СНГ продолжает “успешно” доживать свой век, и в этом смысле оно больше никому не мешает. Это в начале своего существования в Киеве или Ташкенте всерьез опасались, что Москва захочет превратить СНГ в некое подобие Советского Союза — и потому каждый саммит превращался в схватку между приверженцами интеграции по-московски или дезинтеграции по-киевски… Уже с избранием президентом Украины Леонида Кучмы драматизм этой схватки, во многом определявшийся взаимной антипатией Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, первого украинского президента, несколько поутих. Киев больше не протестовал, но ни к чему и не присоединялся. Понемногу группа неприсоединяющихся оформилась в ГУУАМ — Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия соглашаются с интеграционными инициативами лишь тогда, когда они не противоречат их сиюминутным интересам и — не все вместе… Плюс-минус нейтральный Туркменистан, который вообще никогда ни к чему не присоединяется… Россия ограничила свои интеграционные амбиции тем, что она может «переварить» хотя бы политически: так появились Евразийское экономическое сообщество России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана и — уже — российско-белорусские интеграционные структуры, которые переименовывают так часто, что уже сами президенты не понимают, на заседании высшего совета чего именно они находятся… Таким образом, СНГ окончательно превратилось в организацию, сочетающую в себе две группировки с совершенно различным представлением о происходящем и о перспективах постсоюзной интеграции.


Страны СНГ не могут сделать ни одного шага назад и ни одного шага назад по направлению друг к другу еще и потому, что, несмотря на все интеграционные или дезинтеграционные ориентиры, несмотря на то, что одни во всем винят Запад, а другие говорят о готовности интегрироваться в Европу и многовекторной внешней политике, все это очень похожие общества. Общества с богатой элитой и нищим населением, недореформированной элитой, отсутствием структурированного гражданского общества, особой ролью первого лица и силовых структур… Такие разные политики, как будто бы разные страны, очевидно различное отношение Запада и непохожая внешняя политика… Только сюжет один… И этот сюжет тоже доказывает, что странам СНГ никуда друг от друга пока не деться.


Потому и саммиты теперь проходят гладко — ввиду их бессмысленности и равнодушия основных участников. Скандалы теперь бывают только на двусторонних встречах, но они и так бы случились, приедь тот или иной коллега в гости к Путину. Так что лучше уж пусть все происходит сразу и в кулуарах самого дружественного в мире саммита скучающих президентов…