Подсечка

С последующим отъемом собственности

В ПРЕДДВЕРИИ XXI века на экономической арене Казахстана разгорелись нешуточные страсти. И как уже отмечала «ДН», на наш взгляд, они обусловлены попытками передела собственности. В разных отраслях и на разных объектах посредством шумных информационных кампаний, лоббируемых из тени правительственных постановлений, стараются «залихорадить» производство, остановить его. Цель оправдывает средства, ведь на кону лакомые куски отечественной промышленности.


С чего начинается театр… военных действий


Сцена отечественного театра военных действий постепенно расширяется. На юге из рук в руки переходит мощнейшее нефтеперерабатывающее предприятие. Как на войне. Плацдарм захвачен, плацдарм отбит. Переправа временно отменяется. Мистер «X», чья тень маячит за спиной экс-председателя правления и по совместительству принципиального правоведа, который неукоснительно придерживается буквы казахстанского закона, взял временный тайм-аут. Затишье перед бурей? Скорее всего, в срочном порядке готовится резервный артполк крупного калибра с астанинской пропиской.


В Караганде тоже неспокойно. Жайремский ГОК, доверительно управляемый швейцарской «Накостой», претендует на месторождение, разрабатываемое и находящееся на законных основаниях под юрисдикцией горнорудной компании «Алаш». Здесь сработано «кем-то» гораздо чище. Во всяком случае, без шокирующих простой трудящийся люд автоматчиков из элитных подразделений. Рабочая комиссия, практически не побывав на месте, выдает вердикт, в результате которого над компанией и трехтысячным коллективом навис дамоклов меч: в любой момент они могут лишиться своего месторождения, а значит, сырья для недавно построенного завода.


Приблизительно по этому же сценарию происходят события вокруг пресловутого сотого постановления правительства РК, дающего право на нулевую ставку НДС для ведущих предприятий, добывающих железорудное сырье и производящих глинозем.


Таким образом, вспыхнула еще одна «горячая точка», где противостояние с каждым днем нарастает.


Вчера с журналистами встретился председатель профсоюза трудящихся горно-металлургаческой промышленности Республики Казахстан Каидаул Шуменов, который выразил крайнюю озабоченность далеко не радужными перспективами в случае отмены сотого постановления. Он отметил, что ставка данного правительственного нормативного акта весьма велика: предприятия отрасли являются градообразующими. За счет них областная казна формирует до сорока процентов своих доходов. Более того, в амплуа безработного могут оказаться 30 000 горняков и металлургов, чьи семейные бюджеты зримо приблизятся к жесткому дефолту — зачастую те 30 000 тенге, средняя зарплата в отрасли, единственный источник дохода в семье.


Впрочем, все эти детали интересны разве что самим горнякам. Астана в раздумье. Кто-то, где-то недавно предложил отменить сотое постановление, дабы увеличить наполнение казенных бюджетных «закромов». И моральное обоснование подвел: мол-де и равенство конкуренции, и появятся дополнительные средства на социальные программы. Словом, заживем. Все это так. В краткосрочной перспективе (день, месяц, квартал-другой). Но это далеко не бесспорно в долгосрочной перспективе (год-два, пятилетка, разумеется, индикативная).


Карточный домик


Если верно то, что «политика — есть концентрированное выражение экономики», то следует разложить «картинку», имеющую, безусловно, социальный (политический) характер, на несколько составных с позиции экономиста. Таким образом, аргументы «за» отмену постановления рассыпятся как карточный домик.


Рынок совершенной конкуренции предполагает открытость границ и равенство (акцентирую: открытость и равенство. — Авт.) условий, то есть правил, по которым действует хозяйствующий агент. И чем субъектов больше, тем выгодней потребителю. Мы получаем возможность использовать более качественный продукт по менее высокой цене.


Казахстанская экономика имеет сырьевую направленность. Это факт, с которым спорить бессмысленно. Практически единственным и основным потребителем нашей продукции является Магнитогорский металлургический комбинат. В случае если постановление отменят, то это будет означать автоматическое удорожание экспортируемого сырья на 20%, то есть на ставку НДС. Можно ли спрогнозировать действия руководства промышленного гиганта? Наверняка они откажутся от сотрудничества с казахстанскими партнерами. И такой прецедент уже состоялся. В 1998 году, когда действие постановления было приостановлено. Россияне категорически отвергли цену нашего ССГПО и заключили договор на поставки с его основным конкурентом — Лебединским ГОКом, который, опять же прошу заострить внимание, на тот момент имел такое количество налоговых и транспортных льгот, о каком казахстанская «Соколовка» не могла и мечтать. Это к вопросу о равенстве конкуренции. Российское правительство, надо полагать, не считает зазорным проводить протекционистскую политику по отношению к своим хозяйствующим субъектам (кстати, это же относится и к рынку СМИ, которые освобождены от уплаты НДС, благодаря чему они находятся в более выигрышном положении у нас, в Казахстане).


Отменив в очередной раз сотое постановление, правительство рискует наступить на те же грабли. В 1998 году, в мае, город Рудный остался без налоговых поступлений, двадцатитысячный коллектив горняков был отправлен в отпуск без содержания. Это значит, что пострадают те же бюджетники, о которых будто бы пекутся инициаторы отмены льгот.


Что касается увеличения налоговых поступлений вследствие отмены действия постановления. В экономической теории имеется такое понятие как «временной лаг» — зазор, промежуток, период между принятием решения и началом его действия. То есть, проведя какую-либо реорганизацию, реформу, проходит энное количество времени, прежде чем появятся первые результаты. Опасаюсь, что в данном случае этот временный лаг будет очень непродолжительным в силу того, что, полагаю, будет происходить НЕ увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, а. их СУЩЕСТВЕННОЕ снижение. Смею предположить, что наши предприятия в связи с резким удорожанием продукции попросту потеряют российский рынок сбыта, который характеризуется как очень емкий. Просто наш товар станет неконкурентоспособным. А значит, предприятия рано или поздно встанут.


Благодаря в некоторой степени инерционности экономики (временной лаг) кратковременное увеличение налоговых поступлений действительно состоится. Но по прошествии времени, не найдя сбыта своей продукции, комбинат прекратит деятельность и, соответственно, фискальные органы не доберут более значительные суммы.


Следует напоследок также отметить; что при лаком развитии сюжета бюджет недополучит налогов от энергетиков и транспортников, обслуживающих эти предприятия. А те, в свою очередь, ограничат доходы поставщиков и смежников. В экономике так — оборвав какую-либо нить, рискуешь очутиться под лавиноообразно увеличивающимся клубком проблем. В смысле налоговых недоборов.


Потерявши — плачем…


Экономика «северного соседа» на подъеме. Это значит, что потенциально российские металлурги готовы продолжить экспансию на сталелитейный рынок США. Штаты пытаются судорожно защититься антидемпинговыми пошлинами. Плюс к этому прогнозируется существенный рост машиностроительной, приборостроительной отраслей, что влечет возрастание потребностей в черных и цветных металлах. Потеряв такой рынок сбыта не без помощи троянской по смыслу отмены постановления, Казахстан рискует остаться у разбитого корыта. Ладно бы был свой завод, выплавляющий алюминий. Нет его. Правда, АО «Алюминий Казахстана» намечает его строительство. И это обнадеживает. Но до тех пор, когда он запустится пройдет не год и не два. Поэтому потеря российских партнеров смерти подобна. Стабильные отчисления намного лучше, чём единовременная выплата, которая обескровит производство.


Как уже было отмечено, отмена этого постановления — вопрос политический, потому что напрямую затрагивает благополучие ста тысяч казахстанцев, проживающих: в малых городах. Подвергнуть малые города такому испытанию — непозволительная роскошь даже в период макроэкономических успехов. По сути, у людей пытаются отнять удочку, при помощи которой они себя кормят. Стоит ли ради сиюминутной бюджетной выгоды обрекать многочисленных граждан страны, ради которых якобы и затевается отмена постановления, на лишения безработной жизни. Худо-бедно сейчас они в состоянии содержать свои семьи и не вымаливают у государства дополнительной помощи. А завтра?


Дым и без огня


Давайте чуточку экстраполируемся от конкретики и попытаемся глянуть немного дальше своего носа и спрогнозировать дальнейшие события.


Любое действие, особенно во властных коридорах, имеет определенную цель. Отбросим ту мотивацию, которой прикрывают псевдоблагую цель, и вернемся к преамбуле этого материала.


На наш взгляд, некто пытается дезорганизовать работу АО «ССГПО» и отрасли в целом. Как только предприятия залихорадит или они встанут, а такое развитие событий вполне вероятно, пресса и телеэфиры наполнятся рассуждениями о необходимости смены собственников. Мол, управляющие из них получились неважнецкие («менеджмент не изучали»), вот и зарплату задерживают, и, вообще, не пора ли принимать кардинальные меры? При этом как-то само собой позабудется и своевременная высокая зарплата, и содержание на балансе предприятия соцкультбыта, и другие положительные моменты, которыми сегодня может похвалиться это предприятие. Опасность этих политических игрищ заключается в том, что, завалив на бок добывающие предприятия, можно их уже не поднять. Рынки будут потеряны и отвоевывать их станет практически невозможно.


И еще. Стоит ли весь сыр-бор, сломанные копья журналистов вокруг отмены-неотмены сотого постановления, если в скором будущем, как заверил нас президент республики, НДС будет взиматься по месту назначения?! Охолонитесь, господа, осталось-то совсем немного. Не режьте курицу, исправно несущую яйца в бюджет страны.


«Деловая Неделя»,

№ 49 (427), 22.12.2000 г.