Стоило ли экспериментировать на людях?

7 декабря в малом зале областного акимата под председательством и.о. заместителя акима области П. Ильницкого состоялось региональное совещание по подведению итогов пилотного проекта по внедрению повременного учета стоимости местных телефонных разговоров, проводимого ОАО “Казахтелеком”.


В работе совещания приняли участие практически все руководители дирекций и служб “Казахтелекома”, председатель Республиканского агентства по регулированию естественных монополий А. Тлеубердин, депутат мажилиса РК Ш. Уразалинов, депутаты Карагандинского областного и городского маслихатов, руководители ОЗПП Н. Мубаракшина, Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей Т. Доскенов, советов ветеранов области и города.


3 марта 1999 года правительство Казахстана приняло решение о начале экспериментального внедрения автоматизированного повременного учета стоимости разговоров (АПУС) в Жезказгане, Сатпаеве, Лисаковске и Караганде. Выбор городов был не случаен: требовалась отработка системы повременного учета стоимости разговоров в одном областном центре, двух городах областного подчинения и одном малом городе. Учитывалась и степень технической готовности местных систем телекоммуникаций, которая, по признанию руководителей “Казахтелекома”, в нашей области несколько выше, чем в других регионах страны. Все абоненты Жезказгана и Лисаковска на тот момент уже были подключены к цифровым АТС, а почти сто двадцать тысяч номеров телекоммуникационной сети Караганды были наполовину “цифровыми”.


Помимо утверждения экономически целесообразного принципа зависимости величины оплаты от продолжительности разговоров абонента, а значит, и нагрузки на телекоммуникационные сети и оборудование, система АПУС имеет еще ряд достоинств. Она помогает связистам, работающим в круглосуточном и круглогодичном режиме, проводить текущую экспертизу работы многих технологических узлов и соединений. Фиксировать нагрузку и выявлять ошибочные коммутации, расширять доступ к каналам связи и обеспечивать лучшее качество разговоров. Кроме того, АПУС незаменима при обнаружении т.н. “телефонных террористов”, а также при проведении сотрудниками полиции, КНБ и других органов специальных оперативно-розыскных мероприятий.


По мнению “телекомовцев”, повременной учет — это неизбежная необходимость, осознанная связистами во всем мире. Система эта не имеет альтернативы, и рано или поздно, но внедрять ее в Казахстане все равно придется. И, похоже, им удалось вполне убедить в этом многих участников совещания, а также немалую часть потребителей, довольных “повременкой”. По мнению специалистов “Казахтелекома”, многочисленные жалобы и проблемы за почти годовой период внедрения АПУС либо вообще не относятся к “повременке” (несанкционированное подключение к межгороду), либо вызваны отдельными недостатками и сбоями в работе всей технологической цепочки системы, либо связаны с размерами тарифов, которые в июле 1998 года были утверждены Республиканским антимонопольным ведомством. А раз так — то все претензии и нюансы подлежат дальнейшему рассмотрению и разрешению.


Все поставленные на совещании вопросы можно условно разделить на 3 большие категории: правовую, техническую и тарифную. Правовое обоснование внедрения “повременки”, по мнению А. Тлеубердина и большинства депутатов, соблюдено не было. “По сути, “повременка” в Караганде была внедрена без должной юридической базы, на основании приказа директора Карагандинской ОДТ “Казахтелеком”, — резюмировал суть своего выступления депутат мажилиса Ш. Уразалинов. По его словам, депутатские запросы по данному поводу нашли понимание в Генеральной прокуратуре РК, которая поручила Антимонопольному агентству вынести в адрес ОАО “Казахтелеком” соответствующее предписание.


6 октября это предписание было передано “Казахтелекому”, и, если бы оно было выполнено этим ведомством, то “эксперимент” над людьми был бы тут же прекращен до устранения всех юридических, технических и организационных прорех. По эмоциональному замечанию Шаке, сам процесс эксперимента с “повременкой” оскорбителен для карагандинцев, “в карман которых без всякого на то основания бесцеремонно залез наш телефонный монополист”. “Экспериментировать можно на обезьянах, на мышах, технологические эксперименты допустимы в лабораторных или полигонных условиях, но почему нужно было без всякой проработки вопроса начать эксперимент на живых людях?!” — возмутился мажилисмен Уразалинов.


Однако “Казахтелеком” отступать не стал и решил исправлять ситуацию, так сказать, “на марше”. А исправлять, по убеждению большинства представителей потребителей, есть что. Это и недостатки внедрения системы компьютерной программы выставления счетов, которые привели к часовым очередям в 15 пунктах оплаты. И частые сбои при учете разговоров, когда в распечатках зачастую дублируются одни и те же разговоры. И странную настройку тарификации, неизменно округляющую каждую неполную минуту разговора в выгодную для монополиста сторону.


Связисты охотно признавали ошибки, главная из которых заключалась в рискованности одновременного внедрения сразу 2 технологических продуктов:


систем ПУС и новой программы учета и выдачи счетов. Они убеждены, что с внедрением АПУС не преследовали цели получения дополнительных монопольных выгод и доходов. “Мы вообще за демонополизацию всей системы коммуникаций в Казахстане, — убеждал участников совещания президент “Казахтелекома” А. Бектасов. — Если это произойдет, то мы тут же сможем повысить себе зарплату, которая сейчас регулируется нашим статусом естественной монополии и доминирующей формой государственной собственности”.


Многие вопросы, которые, пользуясь случаем, задавали руководителям нашего телефонного ведомства собравшиеся, касались тарифной политики. “Телекомовцы” в ответ демонстрировали поразительную отзывчивость и уступчивость. Но, когда речь касалась деталей дифференциации тарифов для различных социальных групп, конкретной величины оплаты фиксированной и повременной части тарифа, скидок при тарификации разговоров, производимых в вечерние и ночные часы, стоимости выдачи распечаток и т.д. и т.п., связисты неизменно отсылали собравшихся к компетенции правительства или туманно обещали “рассмотреть” то или иное предложение.


Кстати, предложений на совещании прозвучало достаточно. От непримиримого требования отказа от “повременки” и возвращения к фиксированной 370-тенговой оплате до оптимистического порыва и дальше внедрять на местных сетях телекоммуникаций передовые достижения НТР.


По итогам совещания его основные участники собирались составить общий протокол. Он-то и ляжет в основу принятия дальнейших решений о судьбе “повременки” в целом или самых спорных его моментов.