Нормативный национализм – это государственическая позиция. Нормативный национализм предполагает действия не только в поле национального законодательства, но и международного права. Слово “нормативный” в этом контексте означает непротиворечие национального законодательства нормам международного права. А само слово “национализм” здесь означает даже не столько этническую, сколько именно государственную идею. То есть всякое воплощение государственического начала является национализмом. Здесь бы я хотел отметить, что самым классическим представителем нормативного национализма в Казахстане является Назарбаев. Казахская элита в Казахстане выполнила ряд необходимых функций: государственное строительство вертикали власти суперпрезидентской республики, предотвращение сепаратизма регионов и этносов, экономическое и социальное реформирование. Но казахский нормативный национализм изначально был непоследователен. В наиболее полной форме нормативный национализм был воплощен в Прибалтийских постсоветских республиках. Менее удачно было воплощение на Украине и совсем неудачно — в Грузии, Армении и Азербайджане. Мы должны называть вещи своими именами — сейчас идет строительство национального государства. И надо отдать должное русским, которые очень помогли в строительстве такого государства. Но я думаю, что социальные и экономические проблемы в процессе построения национального государства будут выдавливать европейские этносы из Казахстана. То есть те этносы, которые расположены к более высоким стандартам жизни. Является ли казахский язык основой национального государственного строительства? Современная политическая элита больше склоняется к паритету между казахским и русским языками, тогда как правильнее было бы все же использовать казахский язык. Казахский язык в колониальный период не был вытеснен и сохранился на бытовом уровне. Думаю, что пример Израиля с возрождением древнего языка должен впечатлять. Все существующие проблемы ненормированности казахского языка – это проблемы роста, которые решатся со временем. По крайней мере сегодня существует недовольство казахов слабым развитием и внедрением казахского языка. Чем больше Казахстан будет продвигаться к демократии, тем больше места будет для казахского языка в официальной государственной сфере. Я думаю, что уже сейчас, несмотря на все недостатки в области внедрения и развития казахского языка, он все же довольно существенно продвигается и происходит оказачивание казахов. Но представители восточных славян упорно не хотят адаптироваться к этому процессу. И эта “неадаптация” приведет к их отчуждению от общества. Сегодня происходит “собирание” казахов в Казахстане и усиление казахского энтического ядра. Казахи превращаются из этноса “мамбетов” в этнос “нурланов”. В частнособственническую, урбанизированную нацию. А мусульманство превращается в национальную религию. На первом этапе строительства национального государства элита отказалась от радикальных энтических требований. Она удовлетворилась тем, что укрепила властную вертикаль и утвердила государственнические символы. Но будут новые этапы, прийдут новые политические элиты. У власти окажутся новые “путины” в казахском варианте. Сейчас в Казахстане проходит этап деколонизации. Следующий этап – это колонизация метрополий. Мы придем в Россию. И не только мы. Азербайжанцы сегодня осваивают Москву и С.-Петербург, казахи осваивает Омск, Оренбург, Астрахань. Я думаю, что Россия будет “чернеть” в дальнейшем. И это тоже часть национальной идеи. Сейчас у казахов (пока, может быть, только у элиты) происходит трансформация национального сознания. И если казахи ассоциировали себя с образом лошади (по аналогии с животным миром), то сейчас этот образ уже не устраивает элиту и трансформируется в образ барса. Возможно,