Женщины спасут мир!


— Может быть, не совсем тактичный вопрос. Говорят, что ваш Институт по освещению войны и мира является как бы разведывательной организацией. И те регионы, где находятся представительства этого института, как правило становятся горячими точками. Как вы это прокомментируете?


— Наоборот. У нас общественная огранизация, которая спонсируется, как это ни смешно, международной лотереей. По законам Англии, организации, делающие бизнес на лотереях, должны выделять средства на общественные нужды. Наши спонсоры очень далеки от политики. Институт имеет своей целью собирать информацию от местных корреспондентов. Мы поддерживаем как правило именно молодых журналистов, чтобы сразу их ориентировать на международные стандарты журналистики. Естественно, что подготовленная журналистами информация не содержит никаких секретов. Мы описываем конфликты в Средней Азии прежде всего для того, чтобы эти конфликты преодолеть и не допустить гражданской войны. Это и есть главная миссия нашей организации.


— Информация, которую вы собираете при помощи журналистов представляет собой, по сути, постоянный мониторинг в напряженных точках. Что с этой информацией происходит дальше? Куда она поступает?


— На самом деле с этой информацией ничего не происходит. Она переводится на четыре языка и помещается на английский интернет-сайт. Западная пресса может использовать эту информацию бесплатно. Для того, чтобы население западных стран лучше знало, что происходит в Центральной Азии.


— Вопрос о поправках в Закон “О СМИ”. Как идет “продвижение” этих поправок? Каковы здесь прогнозы?


— Текст поправок не был нигде опубликован. МКИОС пыталось очень тихо ввести эти поправки без всякого обсуждения. И, наверное, все так бы и произошло, если бы эти поправки не появились на интернетовском юридическом сайте. Благодаря международной организации “Интерньюс” поправки были опубликованы. После этого возник ажиотаж среди общественных организаций, лоббирующих интересы прессы. И совершенно неожиданно для МКИОС эти поправки, получив аудиторию, стали бурно обсуждаться. Никогда еще принятие поправок к закону “О СМИ” не было столь драматичным. А драма заключается в том, что телезрители, особенно на перефирии, будут отлучены от российского телевидения. Сначала произошла забастовка телекомпаний, которые на день отключили эфир и призвали телезрителей звонить своим депутатам в парламент. Депутаты получили полторы тысячи звонков. МКИОС пытается заключить копромиссные соглашения с отдельными телекомпаниями. А сами СМИ пытаются всячески лоббировать отмену всех поправок вообще. Мои прогнозы таковы, что поправки все же будут приняты, но благодаря депутатам в более мягкой, либеральной редакции.


— Розлана, вы давно занимаетесь общественно-политической деятельностью и, естественно, вам приходится постоянно работать с мужчинами. Ощущаете ли Вы дискриминацию по половому признаку?


— У меня всегда есть своя позиция, и я ее постоянно держусь с самого начала перестройки. И, наверное, поэтому я ощущаю себя комфортно. В общественной жизни женщины более активны и их здесь большинство. И именно женщины являются более стойкими. Они сильно влияют на общую атмосферу и на стойкость мужчин. Но дискриминацию мы все равно чувствуем. Мужчины в нашем восточном государстве пытаются все время “раздвинуть локти”, быть на первых ролях, а женщин использовать, как исполнителей. Отдать женщинам всю черную работу, а самим сидеть на пьедесталах. В этом плане дискриминация среди политиков есть и мужской шовинизм — он довлеет. Но история все равно все поставит на свои места, и поэтому это нисколько не охлаждает мой пыл и не лишает меня оптимизма. Мы посмотрим, кто чего добъется, а добиться женщины могут очень многого. И не только в политике, но и в своей карьере. Мы делаем ту черновую работу, без которой “свадебные генералы” не усидят. Хотя у мужчин-политиков нет и мысли, что кресло президента может занять женщина.


— Розлана, чтобы вы хотели пожелать казахстанским женщинам в преддверии 8 Марта?


— Я хочу пожелать нашим женщинам стойкости. Потому что на них падает вся тяжесть нашей жизни. Я пожелала бы им непримиримости. Обычно их призывают к терпению. Но терпеть уже больше нельзя. У них должна быть непримиримая позиция ко всему неправедному, что вокруг них. Если нарушается мораль, и это тебе претит, ты должна выступить против. И воспитывать в этом духе своих детей и свою семью. Нельзя молчать, нельзя уходить на второй план. Надо посмотреть на свое государство, как на свою семью, как на свой дом. И защищать его, защищать от всех невзгод. За нами, за женщинами, стоят наши дети, стоят наши родители, стоят наши семьи!