Блудный сын объявил себя невозвращенцем…
Контрабанда дешевой рабочей силы существует уже несколько столетий. Особый размах этот процесс получил в середине прошлого века, когда в странах Западной Европы и США начался экономический подъем. Безработные из слаборазвитых стран Африки и арабского мира, Китая, Югославии заполонили столицы европейских государств, образовав целые иммигрантские кварталы. Выгода была обоюдной. Пришельцы получили возможность прокормить свои семьи, а работодатели — экономить деньги: труд иностранных рабочих оплачивался в два-три раза ниже. Ко всему прочему у дельцов, пользовавшихся услугами нелегальных рабочих, появилась возможность избежать дополнительных налогов. Сотни полулегальных фирм специализировались именно на привлечении живого товара из развивающихся стран. Так уж получилось, что одну шестую света, отгороженную от остального мира железным занавесом и носившую гордую аббревиатуру СССР, общем-то, не трогали мировые экономические и социальные процессы. Распад Союза, потеря экономических связей, а самое главное — разрушение самой экономической системы, естественно, не могло не отразиться на положении ее бывших граждан. Волна безработицы буквально захлестнула все бывшие республики Союза. Брошенные, по существу, своими правительствами в пучину безработицы люди начали искать собственные пути спасения от материальных неурядиц. Одним из путей решения своих финансовых проблем стал поиск работы как в странах дальнего зарубежья, так и поездки в соседние государства зарубежья ближнего. С подобным фактом столкнулись и жители Казахстана. Начиная с 1995 года Алматинскую область заполонили безработные Ошской области Кыргызстана, которые целыми семьями приезжают сюда на заработки. Работают киргизы в качестве наемных рабочих на табачных плантациях некогда благодатного Чиликского района. Что же заставило бедных и голодных в буквальном смысле людей сняться с насиженных мест и искать лучшей доли в братском Казахстане, население которого, в свою очередь, тоже не может похвастаться благополучием и процветанием? Почему же киргизы появились именно в Чиликском регионе?
Еще во времена Союза Чиликский район был одним из основных районов могучей державы, где возделывался табак. Знаменитые сигареты «Казахстанские» благодаря качеству табака и неповторимому аромату пользовались большой популярностью как в СССР, так и у потребителей пресыщенного Запада. Табак выращивали и в некоторых регионах Кыргызстана. Появление на рынке Казахстана американской фирмы «Филип Моррис», выкупившей к 1996 году весь пакет акций Алматинской табачной фабрики, как планировалось, должно было дать толчок для производства табачного сырья. Крестьянские и фермерские хозяйства стали заключать договоры с компанией для поставки табака. Табачное производство — процесс трудоемкий, требующий грандиозных физических усилий и затрат. Если во времена существования совхозов на полях и табачных сараях работали, скажем так, только специалисты, до тонкостей знающие свое дело, то после приватизации крестьянским делом стали заниматься оказавшиеся не у дел учителя, врачи, зоотехники, водители и домохозяйки. Большие площади требовали и больших людских ресурсов. А в соседнем Кыргызстане с его крохотными пашнями наблюдается как раз-таки переизбыток этих самых трудовых ресурсов.
Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе хозяев
Быт киргизских гастарбайтеров, если условия, в которых проживала первая волна бедолаг, можно считать бытом, назвать человеческим даже язык не поворачивается. Летом, в палящий зной, они жили прямо на плантациях, в наспех сооруженных шалашах или сооружениях, сколоченных из ящиков. Мебель состояла из ящика из-под овощей, которая заменяла им обеденный стол, и нескольких грязных ватных одеял. Меню тоже не отличалось разнообразием: хлеб из муки низших сортов и пустой чай. На ужин обычно варили мучное блюдо, основными компонентами которого были растительное масло и макароны. Бедняги экономили на всем, чтоб при расчете хозяин не сделал больших вычетов за питание. Рабочий день длился в прямом смысле от зари до зари. Единственным развлечением и одновременно утешением была дешевая самопальная водка, которую, кстати, они потребляли в неимоверных количествах. Жизнь киргизов мало чем отличалась от положения чернокожих рабов на фазендах белых плантаторов, разве что не было надсмотрщиков с дубинками.
Сейчас в вопросах найма работников существует отработанная и стройная система. Киргизы в большинстве случаев возвращаются к прежним хозяевам, с которыми у них есть долгосрочный устный договор. Бывают случаи, когда в силу обстоятельств прежний работодатель не может содержать лишнюю семью. Тогда он уступает ее любому желающему за 5 тысяч тенге. Есть еще одно негласное правило: хозяин должен обеспечить киргизов жильем, питанием и оплатить их проезд. В последние годы ощущается нехватка киргизских семей для найма. Но чиликские землевладельцы не торопятся нанимать местных безработных, пользуясь их услугами только на разовые работы. Возможно, сказывается менталитет наших людей: жители Чиликского региона, следуя пословице “От работы кони дохнут”, не любят утруждать себя черновой работой. Возможно, у несведущего читателя может навернуться непрошенная слеза от жалости к бедным киргизам. Однако, они тоже не ангелы и своего не упустят. Могут запросто продать сырье прямо с поля или готовые кипы со складов. Хотя много и вполне порядочных, добросовестных работников. Одним словом, нормальное течение жизни как во всем постсоветском нашем обществе.
Каждая решенная проблема порождает новую неразрешимую проблему
Факт нелегального использования наемных рабочих на плантациях, конечно, не мог остаться незамеченным ни у нас, ни в Кыргызстане. Более того, это явление заинтересовало и представителей неправительственных организаций третьих стран. Реакция в каждом отдельном случае была неоднозначной.
В начале 1997 года журналистская бригада, в составе которой были корреспонденты всех крупнейших республиканских телерадиокомпаний и газет, побывала в Чиликском районе. Поездка была организована США — Казахстанским советом по поддержке американских компаний, осуществляющих свою деятельность у нас в стране. Именно тогда вице-президент совета Бижан Сипаси ненавязчиво задал вопрос о киргизских гастарбайтерах председателю кооператива «Чилик» Аянбеку Дауткулову и получил весьма короткий ответ:» У вас в Штатах — мексиканцы, пуэрториканцы, кубинцы, а у нас — киргизы. Что же здесь необычного?«. Ответ этот вызвал легкое оживление и смех, тема разговора вроде бы была исчерпана. Но проблема, как говорится, осталась.
Многие международные организации по защите прав человека обратили внимание на киргизский вопрос. В последующие годы тема эта попала в поле зрения и наших фискальных органов, но уже в другом ракурсе: вот, дескать, предприниматели используют наемных рабочих, не платя при этом абсолютно никаких налогов.
Из-за отсутствия четких и регламентированных законодательных актов об использовании иностранных рабочих вопрос этот и поныне не снят с повестки дня. Правда, акимы некоторых сельских округов заставляют руководителей крестьянских хозяйств регистрировать наемных рабочих в акиматах. Это был хоть какой-то выход из положения. Прежде всего наемные рабочие проходили медицинское обследование в учреждениях здравоохранения, что имело положительный результат, так как препятствовало распространению инфекционных заболеваний. Также прекращался доступ в Казахстан лиц, совершивших преступление в своей стране. И вообще мало ли в жизни различных ситуаций, когда необходимо разыскать конкретного человека. Сотрудники миграционной полиции иногда даже делали облавы и выдворяли не прошедших регистрацию киргизов за пределы республики. Как зачастую бывает, инициатива оказалась наказуемой. Как сказал аким Чиликского сельского округа Куат Байгожаев, подобная регистрация наемных рабочих в сельских акиматах, оказывается, противоречит законодательству Казахстана. А пока киргизы работают и весьма довольны своим положением, как довольны и их работодатели. Киргизы выращивают табак, их хозяева организовывают производство. И каждый получит свою долю от нелегкого “табачного пирога”. В конце сезона добропорядочный хозяин , расплатившись со «своими» киргизами, сопровождает их вплоть до автобуса Алматы-Бишкек, дабы у последних не возникло осложнений с сотрудниками правоохранительных органов. На следующий год эти люди возвращаются к прежним хозяевам.
Так уж сложилось в нашем обществе, что государственные законы отстают от реальностей жизни. Как сказал нам начальник департамента сельского хозяйства Енбекшиказахского района Аскар Бижанов, вопрос об использовании киргизских рабочих рассматривается сейчас на различных государственных уровнях, и, возможно, будет принято некое межправительственное соглашение.
Не за горами новый сезон, новая табачная горячка, и некоторые киргизы остались в Казахстане, чтобы подготовиться к весенним работам. Хозяева тоже не спешат расставаться с ними. Жизнь идет своим чередом.
Есть, правда, еще один путь решения проблемы с производством табака в регионе — это использование труда местных безработных. На наш взгляд, погоня за сиюминутной выгодой и экономия на дешевой рабочий силе не имеют под собой экономически стабильной основы, и, следовательно, у нее нет будущего. Во всем мире прозорливые и работающие на перспективу предприниматели стремятся использовать легальные пути процветания своего дела. Работники коренного происхождения более надежны и ответственны, во всяком случае есть с кого спросить за допущенный брак в работе. У нелегалов всегда остается шанс в случае возникновения конфликтной ситуации раствориться в неизвестном направлении. Лучше переплатить своим, чем оказаться у разбитого корыта. А случаи такие бывают, и не редко. Следует помнить народную мудрость о том, что скупой платит дважды. Избыток невостребованных трудовых ресурсов наблюдается, к сожалению, и у нас. Вспомним хотя бы о печально известном проспекте Сейфуллина, где более половины томящихся в ожидании работы — сельчане. И еще один немаловажный момент. Однозначно, что ошские киргизы не долго будут мириться со своим положением дешевой рабочей силы, а попытаются легализоваться и осесть в Казахстане. А это создаст социальную и национальную напряженность в обществе. Старушка Европа уже имеет опыт подобных ситуаций. Есть о чем задуматься и нам. Между тем первые группы киргизов начинают вновь приезжать в регион. На границе многих из них останавливает таможенная служба. Предприимчивые таможенники предлагают гастарбайтерам свои услуги с «трудоустройством». Как это часто случается в нашей жизни, возникла еще одна теневая посредническая структура. Уже облеченная государственной властью. Впрочем, и это не ново…