Здравствуй, Наурыз!

И вот мы встречаем очередной Новый год по традиционному казахскому календарю. Казахи его сейчас называют Наурыз, озвучив на свой лад иранское Новруз. В этих именах праздника все слышат радостный зов новой жизни. Казахское нау родственно английскому нью, или немецкому нойе, в иранском нов каждый славянин услышит родное новый. Да, идёт новое время, Новый год, который согласно движению светил небесных приходит на Землю несмотря ни на что: ни на природные катаклизмы, ни на порой столь противоречащие гармонии Космоса деяния людей.


До сих пор казахи помнят его древнее название Улыстын Улы куни – Великий день Земли и Народа, но звонкое и жизнерадостное Наурыз, похоже, вытесняет старое навсегда. Его не было с нами 62 года, но для таких вечных праздников, как Новый год, это было всего лишь мгновенье, которое нисколько не изменило его суть, не исказило его прекрасный лик. Как птица Феникс, он возродился, и снова стал верным спутником нашей жизни. Правда, сейчас он стал немного иным, чем в начале прошлого века. Но ведь наши праздники потому и наши, что живут с нами одной жизнью, как и мы, меняются вместе с ней.


Если считать время вернувшегося Наурыза со дня его возрождения в 1988 году, то нынче мы должны были бы встречать 13-й год. Но в том-то мудрость наших кочевых предков, которые когда-то создали животный календарь, ныне называемый по-казахски “мушель”, что годы в нём не имеют номеров. Зачем номера, если они знали, что время вечно, и идёт оно кругами-циклами. Разве можно круг измерить цифрами, выстроенными в ряд? А хватит ли цифр, чтобы измерить Вечность? Надёжнее назвать годы именами животных, которые для кочевников основа жизни. Согласно вкусам наших предков годы до сих пор так и называются — год Мыши, год Коровы, год Барса и.т.д. И только сейчас, на Наурыз наступает очередной год Змеи. Европейцы встретили год Змеи в ночь на первое января, страны Юго-Восточной Азии в феврале. Но нам как потомкам истинных создателей животного календаря ясно, что они поторопились.


Когда же на Землю приходит настоящий Новый год? Европейцы встречают его зимой, казахи с ближайшим среднеазиатским окружением – весной, народы крайнего Севера, а также Индонезии – летом, а монголы и евреи – осенью… Трудно найти в этом многообразии какое-либо единство. Но, пожалуй, оно есть. Все новогодние праздники связаны с Солнцем. А в годовой жизни этого светила, дарующего жизнь землянам, есть свои важные события. Это равноденствия: весеннее — 22 марта и осеннее — 22 сентября, когда день и ночь равны друг другу. И солнцестояния: зимнее 22 декабря, с самым коротким днём в году и самой длинной ночью, и летнее — 22 июня, когда, наоборот, день самый длинный, а ночь самая короткая. Вот вокруг них и группируются многочисленные новогодние торжества у разных народов мира.


Пожалуй, такой плюрализм — это очень хорошо. Мы как жители многонационального государства, к тому же имеющие друзей в разных странах мира, можем встречать Новый год много раз в году, столько, сколько каждому захочется. И зимой, и весной, и летом, и осенью. И на государственном уровне, и как личный праздник. И много раз в году желать друг другу, своей родной стране и всей нашей Земле здоровья, счастья, благополучия.


В какой сезон года люди ни встречают Новый год, они празднуют его во всех уголках земли очень похоже. Непременный атрибут Нового года у всех — благопожелания. Также обязательно есть особую новогоднюю еду. В Западной Европе – это жареная индейка. А у нас – наурыз-коже. Вкушающим его, оно принесёт благополучие, здоровье и силу – ведь в его состав входит священное число компонентов, а именно – семь! Это – мясо, жир, лук, вода, соль, крупа и курт. А если чего-то нет, то не беда, можно менять компоненты, а если их больше, то можно “забыть” посчитать воду или соль и всё свести к семёрке.


Перед Наурызом надо обязательно навести порядок и чистоту в доме, вернуть долги, простить старые обиды и помириться со всеми, с кем был в старом году в ссоре. Ведь в новогоднюю ночь судьба особо благожелательна к людям и исполняет их желания. Поэтому ее надо встречать с чистой душой и не забыть наполнить все ёмкости в доме молоком, зерном или ключевой водой, чтобы изобилие весь год не покидало дом.


Новый год к нам в Среднюю Азию приходит утром, с первым лучом Солнца, поэтому в этот день все вместе встречают рассвет. В полдень уже готово наурыз-коже. Раньше казахи играли в особые новогодние игры. Эти игры особые потому, что в Новый год у всех народов мира не только разрешено, но в обязательном порядке положено было нарушать строгие запреты. После новогодней разрядки потом на целый год хватало сил соблюдать необходимый для сохранения жизни порядок. У славян на Масленницу, а это был их древний Новый год, положено было объедаться, опиваться, драться до крови и много ещё чего, а потом целый год — ни-ни! У казахов не принято касаться человека другого пола или старшего. А на Новый год все должны были играть в игры, в которых непременно сталкивались мужчины и женщины разных возрастов, даже невестки со своими свёкрами. А на праздничные состязания борцов могла выйти девушка и бросить вызов джигиту, да ещё с условием, что если он победит её, то должен будет на ней жениться. Ясно, что многие девушки проигрывали джигитам к величайшему удовольствию окружающих. Ведь одно из благопожеланий на Наурыз было такое: “Пусть продолжением праздника будет свадьба!”


Зная такой свадебный уклон Наурыза, девушки готовили из свежего мяса и молозива ритуальное блюдо “уйкы ашар”, что буквально переводится как “пробуждающий от спячки”. Им угощали парней, особенно женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. Джигиты же готовили девушкам свои подарки – украшения, косметику, платки. Так что казахская молодёжь издревле благополучно совмещала Новый год с Валентиновым днём!


У Наурыза есть хорошая особенность, которой могут позавидовать другие народы, — он длится целый месяц! (Правда, не мы одни умеем продлить кайф — европейский Новый год с проводами Старого года, встречей Нового, а потом встречей Старого Нового года тоже длится не один день). И целый месяц нужно ходить друг к другу в гости, желать друг другу добра и счастья, сидя вместе за дастарханом, распевая песни, наслаждаясь искусством кюйши и акынов.


Правда, всё время проводить только за дастарханами нельзя. В этот месяц надо помочь земле открыть её животворные каналы — очистить арыки, колодцы и родники, окропляя их священным молоком, тем самым желая плодородия матери-земле. Надо начинать земледельческие работы, посадку деревьев.


По-разному сохранились обычаи и обряды Наурыза в современных городах и аулах. Но сущность праздника с его обновлением жизни, благопожеланиями, дастарханами с наурыз-коже, музыкой, танцами, шутками и весельем везде одна. И все мы, горожане и аульчане, потомки восточных народов и европейцев, уже не представляем жизни без этого чудесного праздника весны, радости и надежд!