МВФ уходит из Узбекистана.

ТАШКЕНТ — В апреле Международный валютный фонд закроет свое представительство в Узбекистане. На такой шаг фонд пошел после ряда попыток провести реформы в экономике, которую один из представителей МВФ назвал насквозь коррумпированной.


Представитель МВФ в Узбекистане Кристоф Розенберг возвращается в Вашингтон 14 апреля, проведя в стране три года. Фонд не планирует присылать кого-либо на смену Розенбергу. Как и многие западные компании, отказавшиеся работать в тяжелом инвестиционном климате Узбекистана, МВФ оставит в стране только ассистента, который будет отвечать на письма и звонки.


«Как международная организация, мы должны ответственно тратить выделяемые из бюджета средства. Инициативы Узбекистана невозможно поддерживать, и нас беспокоит, что страна постепенно оказывается в экономической изоляции. Экономика Узбекистана насквозь коррумпирована… Любая подобная система обогащает только немногих избранных, к которым благоволит правительство. И эти избранные становятся очень влиятельными», — заявил Розенберг. В Министерстве иностранных дел Узбекистана получить комментариев не удалось.


Уход МВФ из страны ухудшает и без того сложные отношения президента Узбекистана Ислама Каримова с международным сообществом. Спектр расхождений весьма широк: начиная от соблюдения прав человека (правозащитники утверждают, что правительство Узбекистана является одним из самых жестоких в мире) до проблем экономики, сравнительно мало изменившейся по сравнению с советскими временами.


Иностранные компании считали Узбекистан самым многообещающим рынком Средней Азии: страна с населением около 24 млн. человек (около 45% населения региона) имеет значительные плантации хлопчатника, запасы золота, нефти и природного газа. Однако Каримов отказался осуществлять меры, которые, по мнению западных экономистов, могли бы способствовать появлению в стране сильного среднего класса. Объем иностранных инвестиций на душу населения в Узбекистане опустился на рекордно низкий по бывшим республикам СССР уровень и в 1999 и 2000 гг. составил $4. Многие из западных компаний переориентировались на Казахстан с его более либеральным инвестиционным климатом.


Из-за медленного продвижения экономических реформ были закрыты представительства также в других бывших республиках СССР — Белоруссии и Туркменистане. Однако в феврале представители фонда провели переговоры с Белоруссией, на которых были достигнуты важные договоренности. Розенберг не отрицает, что отношения МВФ с Узбекистаном также могут в будущем улучшиться.