Горбачев никогда не был другом Кунаева!
Обыденная жизнь принесла гораздо больше информационных поводов на прошлой неделе, нежели какие-то политические события внутреннего или внешнего характера. Если под обыденностью иметь в виду суды над преступниками, наводнения в северных областях страны, перестановки в южноказахстанском и западноказахстанском акиматах, проблемы строительства метро в Алматы, пожар в гостинице “Казахстан”, являющейся символом Алматы, начало сезона поступления в высшие учебные заведения, вопросы бессистемного строительства и провального архитектурного дизайна Алматы и т.д. и т.п.… Даже приезд в Казахстан Горбачева, когда-то подчеркнуто побрезговавшего заехать в Алма-Ату и поэтому заставившего тащиться первого секретаря ЦК КазССР, уже немолодого Динмухамеда Кунаева в захолустный тогда Целиноград на встречу с Генеральным… не вызвал какого-то большого потока материалов, хотя определенный ажиотаж вокруг визита наблюдался. В комментариях казахстанской прессы независимо от того, на русском или казахском языке она выходит, при всем желании затруднительно было найти положительные эмоции в отношении любимца Запада… “Столичная жизнь” (17.05.01) так и написала: “Бывший Генсек КПСС /…/ на наши вопросы отвечал в своем фирменном стиле – длинно, долго и не всегда логично”. Журналист Алексей Банцикин, обозревая поведение и слова Горбачева, задается вопросом: “Так зачем приезжал Горбачев?” и сам же предполагает: “Может быть, для того, чтобы напомнить о своем существовании…”
Также в связи с этой персоной газета опубликовала письмо читателя, который не захотел открывать своего имени, сообщившего только о том, что он занимал большие должности в период событий 1986 года. Согласно его свидетельству, Горбачев откровенно лжет, когда заявляет будто, назначение Колбина Геннадия Васильевича стало итогом его переговоров с Кунаевым. При этом автор письма ссылается на Егора Кузьмича Лигачева.
Фемиде работы невпроворот
Обозреватель “Новостей недели” (16.05.01) Нурлан Махмудов поднял вопрос исполнения Уголовного законодательства. Он сопоставил два уголовных дела, недавно завершившихся. Некая Айсулу Матаева после многих месяцев мытарств была оправдана. Причем ей якобы за растрату средств, выделенных на съемку клипа с российским певцом Агутиным, грозило целых 5,5 года заключения. Зато были амнистированы в зале суда члены радикального движения “Хизб-ут-Тахрир”, осужденных по статье “в причастности к организации попытки насильственного свержения государственного строя республики…”. По мнению обозревателя “…к вопросам национальной безопасности относится не только борьба с внешними угрозами, но и с преступностью внутри страны”, но не такая как в случае с А.Матаевой, когда суд и следствие долго не могли отделить зерна от плевел, а без вины виноватому телевизионному продюсеру пришлось отсидеть в камере предварительного следствия, а попросту в тюрьме, более полутора лет…
А волна криминала, в которой все больше и больше встречается дерзких действий, направленных непосредственно против личности, тем временем захлестывает общество. Александр Тонкопрядченко из газеты “Столичная
жизнь” взял интервью у начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Алматинского ГУВД полковника полиции Сарсена Кожахметова. В нем речь шла о том, что скоро остатки банды “Четырех братьев” предстанут перед правосудием. А сам полицейский показал себя просто каким-то “Крутым Уокером”, заявив: “Да чего там, задержим этих, которые в розыске, так они будут валяться и умолять о снисхождении…”. Надо сказать, что если это интервью ничем не приукрашено, т.е. Сарсен Кожахметов и впрямь говорит то, что думает, наверное, бандитам и впрямь сейчас несладко. Однако последние события в южной столице (кровавое ограбление вооруженных инкассаторов) показывает… что бандиты не читают газет, а подобные эксцессы теперь становятся все более частыми…А вот усть-каменогорские сыщики взяли банду Александра Оконешникова, а суд выдал членам этой банды на всю катушку. Очерк Галины Вологодской в “Караване” повествует о кровавом пути этой устойчивой ОПГ и о том, как, обычно на “мелочах”, она попалась и оказалась на скамье подсудимых. Но некоторые детали весьма и весьма красноречивы. Один из главарей — А.Оконешников известен всем “казакам” Восточного Казахстана. Он активист этого “сословия”, этого “движения”. Именно такие люди могли быть потенциальными сообщниками “атаманов” казимирчуков-пугачевых и “национал-большевиков” лимоновых, упорно лазящих вокруг казахстанской части Алтая. Подельники “казака” Оконешникова — не менее колоритные люди. Прошедший афганскую войну Кречетов бередил созданием некоей военизированной организации. Дымов был спецназовцем, прошедшим не только Афганистан. Ничего, кроме того как орудовать кинжалом и стрелковым оружием, он не умел. Все они работали охранниками… Оконешников получил высшую меру наказания, его собратья “по криминальному спецназу” — большие сроки заключения…
Возмездие совершилось, человек прибывает после суда в места отбывания наказания, в зону. Бывает, туда попадают и невиновные и те, которые хоть что-то совершили противоправное, но сами убеждены, что поступили правильно и во имя высшей справедливости. Как один следователь, избивший насильника, который прямо в глаза ему сказал, что его откупят от зоны… Об этой истории рассказал все тот же Тонкопрядченко в “Столичной жизни”. Так вот, по мнению этого бывшего следователя, отбывавшего наказание в зоне, где вместе с уголовниками сидели и провинившиеся перед законом ее экс-служители (полицейские, прокуроры, судьи…): “Никакая зона не нет перевоспитывает. А та, в которой сосуществуют вместе полицейские и воры, “красное” и “черное”, — тем более”. Жизнь в такой зоне никому не сладка. Не лучше она и в обычной зоне. Идею передачи системы таких учреждений из МВД в Минюст скоро будут рассматривать казахстанские парламентарии. Об этом статья Гульмиры Матхаликовой под названием “Зона без погон. Изменит ли реформа жизнь заключенных?”
Расцвет жанра
В казахстанских изданиях наблюдается своеобразный бум. Все взялись писать обзоры прессы и телевидения. В “Караване” телерецензии Айгерим Мекишевой недолго квартировали в тетрадке, где располагалась программа ТВ. Теперь народ имеет возможность сверять свои вкусы по недельным итоговым аналитическим телепрограммам с “каравановским” курсом в первой тетради этого популярного издания.
“Республика 2000 в XXI веке” кроме полосы “Пресс-атташе” Андрея Свиридова предлагает обзор печати от Амантая Ахетова. “НН”, обративший на неделе пристальное внимание на проблемы высшего образования в республике, под рубрикой “Неравнодушное чтение” презентовало свой первый обзор казахстанской печати. Новую рубрику будет вести журналист Аяган Сандыбай. По стилю и удобоваримым объемом наиболее читабельным, наверное, стоит признать именно новшество “НН”.