В бесконечной череде объявлений вроде “излечу от алкоголизма”, “закодирую” и так далее, заполонивших страницы рекламных газет и уже набивших оскомину, наше внимание привлекло новенькое такого содержания: “Продам тест для выявления героина в моче человека”. “Докатились!” — невесело констатировали мы и, позвонив по указанному в объявлении телефону, узнали, что в любое время дня и ночи нам могут подвезти эти тесты по 800 тенге за одну полоску. Дороговато, однако! А насколько действенно, заинтересовались мы и задали этот и другие не менее злободневные вопросы химику-токсикологу городского Наркологического центра медико-социальной коррекции (бывший наркодиспансер) Людмиле ЕВТУХОВОЙ. — Людмила Трофимовна, что из себя представляют эти тесты и насколько им можно доверять?
— Тесты – это полоски бумаги, пропитанные специальным раствором. Механизм их действия рассчитан на то, что в ответ на наркотические вещества организм вырабатывает антитела, что и выявляют эти тесты. Если опустить полоску, допустим, в мочу, то на ней должны выступить линии. Если выступают две линии, то человек не употреблял наркотики, если же одна, то употреблял. В общем, принцип действия этих тестов схож с подобными тестами на беременность. Сами тесты на определение наркозависимости выпускаются и в России, и в Америке, и в Канаде, и в Германии. Цена их зависит от страны-производителя и бывает от 5 до 10 долларов за полосочку. Качество у них тоже разное. Я, например, часто слышу нарекания в адрес полосок российского производства, да и сама сталкиваюсь с тем, что они могут дать или ложноположительный, или ложноотрицательный результат, допустим, мы получаем при тестировании только одну линию, а вторая есть, но ее не видно. Почему так получается? Видимо, потому, что иногда эти полоски плохо пропитывают раствором, иногда встречаются и подделки.
Качество же канадских, германских и американских тестов выше, но и им не всегда можно доверять. Если же кто-то сомневается, допустим, в том, принимает или нет близкий человек наркотики, то лучше прийти к нам, потому что мы используем различные химические технологии и, прежде чем выдать положительный или отрицательный результат, проверим кровь, мочу или слюну (зависит от того, что сдал человек) тремя методами, то есть ошибка здесь исключена.
Что же касается того, можно ли покупать тесты с рук, то ответ однозначный – ни в коем случае! Если даже в аптеке подобные тесты не всегда сертифицированы, то уж у частных лиц и подавно. За такой торговлей стоит только жажда наживы, такие люди просто хотят заработать деньги любым путем.
— Скажите, есть ли сейчас наркотики, которые вы не можете определить?
— Нет. Мы сейчас можем определять абсолютно все наркотики: марихуану, кокаин, гашиш, экстази, ЛСД, героин и так далее. Есть и отдельные тесты, например на опийную группу, на марихуану и есть даже общий тест, выявляющий всю наркотику. Но бывают такие моменты, когда время работает против нас, так как наркотики довольно-таки быстро выводятся из организма и обнаружить их в биообъектах — слюне, крови, моче – через какое-то время уже сложно. Наиболее точные результаты получаются, если исследовать выделения больного в течение 10-12 часов после употребления наркотиков. Опийную структуру можно выделить в течение 3-5 суток. Но наука не стоит на месте, и сейчас на Западе и в Москве используют масс-спектрометр, позволяющий по ногтям
и волосам (особенно по волосам, потому что их стригут значительно реже, чем ногти) даже эпизодическую наркоманию в течение трех месяцев после приема наркотика. У нас в городе масс-спектрометра нет. Стоит этот прибор 100.000 долларов, и нам для работы просто необходим. Если бы кто-то оказал нам спонсорскую помощь в его приобретении, то, думаю, это было бы самое гуманное вложение денег, так как наркотики сейчас просто уничтожают довольно-таки большой слой молодежи, не давая людям шанса преуспеть в этой жизни, это раз. А второе то, что при помощи масс-спектрометра можно было бы выявлять людей, принимающих наркотики эпизодически и работающих в таких структурах, как КНБ, налоговая инспекция, МВД. Проще было бы бороться с таким явлением, как наркоманы за рулем.—
И часто у нас в городе попадаются водители под кайфом? А куда смотрит ГАИ?— Довольно-таки часто. А ведь человек, находящийся в наркотическом опьянении, еще в течение суток после его окончания не способен верно оценить расстояние между предметами, то есть между своей машиной и тротуаром или другой мчащейся машиной. У такого человека нарушается способность концентрации внимания, а значит, он просто преступник, раз сел за руль. Его надо навсегда лишать водительских прав. Работники же ГАИ, не все, конечно, а некоторые, делают так: покупают на свои деньги пиво и дают такому наркоману, совершившему дорожно-транспортное происшествие, ополоснуть рот, чтобы получилась картина алкогольного опьянения, а наркотическое – скрыть! Якобы считается, что алкоголик несет меньшее наказание, чем наркоман. Но потом этот же самый гаишник, запомнив координаты наркомана за рулем, будет постоянно требовать у него деньги. И я считаю, хорошо, что сейчас все материалы по лишению прав пьяных водителей передали на рассмотрение судам, пусть с них там спрашивают как можно строже.
Иногда же бывает так, что наркозависимость того или иного водителя выявляется, как ни странно, когда его задерживает ГАИ. Недавно у нас был такой случай, когда парня, разбившего и свою, и чужую машину, привезли к нам на экспертизу, и она показала, что он уже довольно-таки хорошо “подсел” на наркотики. Никто из родственников об этом даже не подозревал, в том числе и мать. Представляете ее шок и горе, когда она в одночасье узнала такую новость?
— Что-то мне не верится, что мать не заметила признаков наркомании у сына. Ведь многие люди их знают…
— Да, конечно, многие знают, что типичный признак героинового опьянения – это так называемый глаз судака: глаза стеклянные, зрачок суженный. Такое состояние держится где-то часа три, и только потом зрачок начинает “играть” — расширяться в темноте и сужаться на свету. Но что делают наркоманы в таком случае? Они закапывают в глаза обычное лекарство от насморка – галазолин и снимают эти симптомы. Используя подобные приемы и делясь ими между собой, наркоманам удается какое-то время скрывать свою зависимость. Иногда, чтобы скрыть зависимость, наркоманы смешивают героин и кокаин. Получается так называемый спидбол. Но спидбол довольно-таки дорогой, и считается наркотиком элиты – людей искусства, преуспевающих бизнесменов и так далее. Еще не опытному глазу сложно на первых порах определить принимающих таблетки экстази. Экстази – это в основном наркотик ночных клубов, тоже элитарный. Есть 13 видов экстази, и в зависимости от того, какая в основе лежит химическая структура и на какой орган она в основном действует, человек и ощущает себя определенным образом. Так, например, таблетка с изображением сердечка дает возможность чувствовать себя секс-бомбой, другая таблетка – королевой дискотеки, еще одна разновидность – бизнес-вумен, то есть деловой женщиной. Такая “деловая женщина” может постройнеть, у нее горящий взгляд, целеустремленность, а потом в ответ на этот допинг организм выдает депрессию, апатию, бессонницу. То есть за все и всегда надо платить, пусть даже через какое-то время. И вот когда человек принимает такие наркотики, как спидбол и экстази, то выявить зависимость от них может конкретное тестирование в лаборатории. Но случаи употребления элитных наркотиков сейчас встречаются реже, а вот особую тревогу у нас вызывает героиновая наркомания – 90% наркоманов сейчас принимают тяжелый наркотик – героин.
— Почему они предпочитают именно героин? Кстати, слово-то какое красивое…
— Да, испортили такое красивое слово – “герой”. Но тут имеется в виду не наркотик для героев, а героизм, требующийся при его приеме, ведь “приход” от его употребления сравнивают с ударом палкой или кирпичом по голове, а любителей таких ударов в шутку называют героями. Героин — самый опасный наркотик – два-три укола, и все, ты уже “подсел”. Если морфий, допустим, человек принимает месяц, может, полтора, и тогда только развивается зависимость, то с героином все гораздо хуже.
Почему же этот наркотик сейчас чаще всего в ходу? Наверное, потому, что поставки марихуаны, имеющей сильный запах и занимающей много места, снижаются, уступая место героину: он более компактен и удобен для транспортировки. И еще он сейчас баснословно дешев – одна доза стоит всего 200 тенге. Тех же людей, которые боятся тяжелых наркотиков и покупают марихуану, приучают к героину исподволь, незаметно подсыпая его к “травке”, а потом через некоторое время уже предлагают не размениваться по мелочам, а переходить конкретно к героину. Так что этот наркотик очень опасен, и не только тем, что вызывает быстрое привыкание, но и тем, что наркоман ежедневно ходит буквально по краю пропасти – рискует погибнуть или от передозировки, или от рук барыг, или от “грязного” героина.
— Расскажите поконкретнее об этом.
— Барыга — это мелкий торговец героином, который контактирует непосредственно с наркоманами. Если человек пользуется услугами барыги и стал чем-то ему неудобен, то ему в любой момент могут подсунуть дозу, в которой героин смешан с каким-нибудь ядовитым веществом, вызывающим после укола смерть, чем-то похожую на смерть от передозировки. Причем предложить такую дозу может человеку его же лучший “друг” из героиновой тусовки.
Ну а чистого, не разбавленного героина сейчас практически не найти. Его смешивают с разными веществами сначала “купцы” — то есть крупные дельцы, которым поступает героин из-за рубежа, затем “барыги”, ну а после и те молодые люди, которые перепродают его. Они для того, чтобы “отслюнить” себе бесплатную дозу, при перепродаже разбавляют купленный ими героин любым отдаленно похожим на него порошком – от димедрола до мела и стирального порошка. Смертельная доза героина, как это ни странно, довольно высока. И большинство смертей от передозировки связаны не с героином, а с веществами, которыми перекупщики разбавляют порошок. Так что жизнь наркомана постоянно зависит от многих обстоятельств, и если он думает, что, принимая наркотики, можно получить абсолютную свободу от всех и вся, что он познал “высший кайф”, то глубоко заблуждается. Вместо свободы и кайфа он попадает в рабство и впадает в депрессию.
— Говорят, что очень трудно, почти невозможно бросить колоться, даже осознав пагубность наркотиков. Это действительно так?
— Бросить принимать наркотики сложно, но вполне возможно. Тут даже речь идет не столько о физической зависимости, сколько о душевной. К наркотикам тянет людей, пасующих перед жизненными трудностями, слабых душой. И если вылечить душу, то и к наркотикам человека не потянет. Если бы человек не мог отказаться от приема героина, такой страны, как Америка, сегодня просто не существовало бы, так как в 60-е годы, годы молодежной революции, большинство молодых людей принимали или героин, или другие наркотики. Но если кто-то из ваших близких или вы сами еще подумываете, попробовать наркотики или нет, то остановитесь. Пройти через героиновый ад, через “ломки”, через унижение в поисках дозы – не такое уж это большое удовольствие…