Прошедшие десять лет убедили в одном: мифотворчество, которое процветало во времена стагнации, никуда не исчезло, более того — стараниями “братьев-демократов” оно приобрело новые краски. Если раньше нас убеждали в том, что “партия и народ – едины”, а все достижения связаны с партией, то сегодня о партиях не говорят, зато создается образ умного и доброго акима, министра или еще какого-нибудь чиновника, который единственный знает, где искать выход из туннеля. Собственно говоря, мифологизация всегда была, есть и будет, другое дело, какие формы она приобретает. Если раньше все выглядело скромнее, как-никак коммунисты стеснялись откровенно врать, вуалировали все под идеологические догмы, то нынче никто никого не стесняется и легенды рождаются прямо на ходу, при этом те, о ком создают мифы, и те, кто их создает, как-то и не задумываются над тем, что все мы являемся свидетелями событий, которые в изложении борзописцев выглядят настолько уж прилизанными и далекими от происходившего на деле, что дух захватывает. Волей-неволей убеждаешься в том, что прав Жан Ануй, утверждавший, что пропаганда рождается так: берется самая наглая ложь и бросается в толпу, а потом, неоднократно повторенная журналистами и толпой, ложь становится правдой. Так и у нас — идолизация, канонизация происходят прямо на глазах и народ уже теряет остатки здравого смысла, ибо вроде на деле было одно, а по телевизору говорят другое. Как бы ни хотелось этого признавать, но приходится согласиться с тем, что новое мифотворчество порождается в большей степени нами, журналистами. Уже даже имеются и свои стереотипы. Например, все знают, что президент у нас самый мудрый и хороший, а вот окружение его подводит. Премьер-министр у нас один из самых образованных, равноудаленный от олигархических группировок, но слабый характером. Его первый заместитель – лицо самое что ни на есть плохое, и все негативное в стране случается из-за его связей с нехорошими иностранными компаниями. Спикеры палат – персонажи совсем уж невразумительные, депутаты парламента – мальчики для битья. А про акимов у нас и говорить нечего. Оппозиции у нас нет – не те масштабы, нет единства и харизматических лидеров, да и амбиции тех, кто имеется в наличии, превалируют над общими целями и интересами. А уж председатель РНПК — так тот вообще монстр, который разграбил страну родную, отдал ее иностранцам, а сам спокойно гуляет по за границам. Скажут – утрирую, да упаси Аллах, просто все это можно вычитать из нашей прессы или увидеть из телевизионных аналитических программ.
На самом деле перечисленные лица, естественно, состоят далеко не из черно-белых красок, которыми их малюют журналисты. Но что поделать, если никакой четвертой власти у нас нет и по-настоящему не было. Только казахстанская журналистика, на днях отметившая свой профессиональный праздник, почувствовала себя свободной, как подоспел август 1995 года, и Конституция, принятая в этом месяце, похоронила надежды на свободную, действительно независимую прессу, которая могла бы стать четвертой властью, а точнее, — “сторожевым псом демократии”. Отвечая на вопрос, есть ли у нас независимая пресса в канун праздника, многие журналисты говорили о том, что независимой печати нет и вряд ли она может быть. Всегда возникает зависимость от того, кто дает деньги на прессу или телеканал. Однако при этом подчеркивалось, что многие “хозяева” не занимаются прямым давлением на журналистов, а существуют некие правила игры, через которые предпочтительно не переступать. Вне зависимости от того, кому принадлежит то или иное средство массовой информации, на свет появляются мифы, либо создающие идолов, либо их развенчивающие. Собственно говоря, идолов в общем-то маловато. Видимо, оттого, что не из кого их лепить.
К слову говоря, пролистывая ту или иную газету, замечаешь сразу по тону и характеру публикаций, кого в этой газете канонизируют, а кого поругивают. Так, для “Делового обозрения Республика” “злыми мальчиками” давно уже стали глава правительства Касымжомарт Токаев и его первый заместитель Даниал Ахметов. Из номера в номер здесь публикуются материалы, критикующие первых лиц в правительстве. Понятно, что министры заслуживают критических оценок, но при внимательном чтении статей обнаруживаешь, что запал обращен не против искоренения создавшегося положения, а просто против вышеназванных конкретных персон. В данном случае уместно вспомнить, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, или, иначе говоря, будь на месте Токаева или Ахметова кто-то другой, ситуация останется прежней.
Неверное представление о причинно-следственных связях порождает феномен, когда идолами становятся те, кто далек от совершенства. В той же газете “Деловое обозрение Республика” немало места отводится под рассуждения экс-министра энергетики, индустрии и торговли Мухтара Аблязова, который выдает свои рецепты укрепления отечественной экономики. Журналисты прямо взахлеб комментируют то или иное предложение бывшего министра о том, как надо реорганизовать энергетику или потратить нефтедоллары. Спору нет, в самих предложениях содержится немало рационального, вот только один вопрос: кто мешал г-ну Аблязову ранее следовать собственным же рекомендациям.
Или другой пример. Сегодня не осталось ни одного издания или телеканала, который бы не прошелся по решению правительства о введении повременной оплаты за телефонные переговоры. Но ни одна газета до сих пор не рассказала своим читателям толково и ясно, какие плюсы и минусы дает повременная оплата. Зато из министра транспорта и коммуникаций Карима Масимова отечественные издания вкупе с парламентариями пытаются вылепить этакого злого идола, поклоняющегося одному богу – Маммоне, не замечающего слезы стариков, лишающихся последней возможности общаться с миром. Одна только Татьяна Квятковская попыталась обратить внимание своих коллег на то, что эксперимент с повременкой внедрял не Масимов, а другой министр, и спрашивать логичнее было бы с него, а не с человека, который, по сути, только что стал руководить этой отраслью.
Буквально на днях вышел указ главы государства о выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков в IV квартале текущего года. Вот уж где будут рождаться новые идолы. Об акимах, кстати, наша печать пишет мало. Если уж пишет, то такими красками, что человека надо либо в ранг святого возводить, либо под суд отдавать. Так, во многом стараниями “Нового поколения” рождается образ этакого реформатора аля-Немцов — акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова. Здесь тебе и человек, который все делает во благо отечественной экономики, требуя пересмотра контрактов с иностранными компаниями, действующими на территории области. Справедливости ради отметим, что в отдельных своих требованиях Галымжан Бадылжанович прав; не случайно, что и глава государства заострил свое внимание на соблюдение иностранными инвесторами условий контрактов. Однако, думается все же, образ, старательно рисуемый верным помощником акима Виктором Курнатовским, обеспечивающим связь со СМИ и общественностью, выглядит далеко не таким, каким он предстает с экранов телевизоров или газетных страниц.
Много писали об Имангали Тасмагамбетове в его бытность акимом Атырауской области. Казахскоязычная печать с придыханием отмечала “достижения” в возрождении народных традиций и обычаев (как-то: восстановление Сарайчика, проведение помпезных мероприятий по случаю 100-летия казахстанской нефти и т.д.). Русскоязычное телевидение неоднократно показывало кадры, как аким мчится по Каспию и Уралу в погоне за браконьерами во время путины. В области, между тем, социально-экономическая ситуация практически не менялась. Видимо, поэтому новый аким Серикбек Даукеев начал с того, что объездил города и аулы области, а потом занялся разработкой социально-экономического плана, который бы в корне изменил создавшееся положение. Правительственная комиссия во главе с вице-премьером Владимиром Школьником на месте убедилась в обоснованности доводов акима и теперь области, возможно, перепадет больше денег из бюджета. Неважно при том, кто будет исполнять намеченное – Даукеев или другой аким. Главное: правительство наконец-то согласилось с тем, что народ, живущий в Атырауской области, заслуживает лучшего. Поразительно, что только “Экспресс К” написал о посещении области членами правительственной комиссии, все другие СМИ промолчали. А будь там по-прежнему акимом Имангали Тасмагамбетов, об этом событии трубили бы все иные издания, дескать, вот какой у нас аким – белый и пушистый… Как он радеет о благе народном. В общем, акимом можешь ты не быть, а если будешь, то “белым и пушистым”, ибо именно так изображают этих чиновников наши газеты.
Идолы и то, как они рождаются, — тема, видимо, вечная для исследователей. Ясно одно – истина “не сотвори себе кумира” должна стать аксиомой и для нас, журналистов, иначе мы рискуем скатиться до роли трубадуров, которых всерьез никто не воспринимает. Впрочем, и сейчас отношение к нам не самое лучшее. Одни пытаются использовать нас как обслугу, другие вообще не обращают внимания. Третьи, да что о них говорить, ведь и так понятно: пока мы сами соглашаемся выступать в роли мифотворцов, идолописцев – все так и останется. “Белыми и пушистыми” будут выглядеть наши акимы и министры, а “некомпетентными и поверхностными” — по определению бывшего акима и нынешнего вице-премьера, — журналисты.