Не секрет, что сегодня больше всего проблем в нашем государстве у самых юных и самых взрослых. Первым становится недоступном даже школьное образование; из-за отсутствие средств уже тысячи детей не посещали школу нынешней зимой. Выпускники вузов не могут устроиться на работу, потому что везде требуют трудовой стаж. Список проблем можно продолжить дальше. Две студентки Казахской государственной юридической академии, участницы молодежного ток-шоу “Город Будущего” Наргиз Паттарова и Елена Гаврилова решили, что “спасение утопающих — дело рук самих утопающих” и разработали проект закона Республики Казахстан “О государственной молодежной политике”.
Впервые обе студентки столкнулись с законотворческой работой в проекте “Общественные помощники Парламента Республики Казахстан”, организованного совместно с общественным фондом “Национальный Дебатный Центр” и Комитетом по региональному развитию и местному самоуправлению Сената Парламента Республики Казахстан. В рамках этого проекта Наргиз и Елена работали над проектами законов “О занятости населения”, “О беженцах”, “Об образовании”, и одновременно занимались разработкой своего первого законопроекта “О государственной молодежной политике”. Проект пошел экспертизу у депутата Сената Зауреш Кабылбековной Батталовой. Существует один очень важный момент, который стоит отметить, поскольку аналогов подобному не было еще в истории. Впервые проект закона “О молодежи” разработан самыми молодыми, может быть, это и к лучшему: им виднее и ощутимее собственные проблемы. Правом законодательной инициативы они не обладают, однако с этим проектом закона ознакомлены сенаторы Парламента и представители Правительства Республики Казахстан.
Как возникла идея создания такого законопроекта и будет ли он реализован – об этом интервью с инициаторами.
— Как возникла идея разработки такого законопроекта?
Н. Паттарова: — Вы знаете, идея о создании такого закона витала в воздухе уже давно. Все ощущали необходимость принятия нового закона, так как положения старого уже устарели и не действуют, а нового ничего не было. Но толчком для разработки законопроекта стал проект “Общественные помощники”. Нас попросили написать свое видение работы в Парламенте, когда проект только запускался. В своем отзыве буквально одной строкой я написала, что хочу работать над законом о молодежи. Сенатор Зауреш Батталова это сразу отметила и поддержала.
Е. Гаврилова: — Да, вы понимаете, что мы сами относимся к молодежи и сталкиваемся с проблемами довольно часто. Приходится их решать, мы попытались сделать, чтобы проблем было меньше.
— Вот вы говорите, что старый закон уже устарел и не действует, а вы уверены что ваш закон будет действовать?
Е. Гаврилова: — В области молодежной политики на сегодня есть лишь закон Казахской ССР “О государственной молодежной политике Каз.ССР”, да и он не действует, так как многое изменилось с 1991 года. Мы перешли к рыночным отношениям, хорошо это или плохо, экономическая социальная обстановка резко отличается от той, что была раньше. Мы считаем: наш чакон будет действовать, потому что мы максимально его приурочили к сегодняшнему положению дел. Было изучено большое количество литературы и, пожалуй, все законы, регулирующие вопросы молодежи на всем постсоветском пространстве. Мы сделали все, что могли для того, чтобы он, что называется, “работал”.
— Законопроект изучали видные правоведы и общественные деятели, специализирующиеся в области молодежной политики, какие минусы они указали?
Н. Патгарова: — В первую очередь указали на то, что не расписаны обязанности молодежи отдельной главой. Во-вторых, обратили внимание на то, что не выделена отдельная глава касательно подростков, ну и подчеркнули некоторые технические ошибки. Да, мы согласны с тем, что этот проект не идеален, но я смотрю на все с другой стороны — что хорошего и нового мы ввели в законе?
Мы дали понятия “молодежь и молодые граждане — это лица в возрасте от 14 до 30 лет”. Почему именно эти рамки? Потому что, согласно проведенной переписи населения, средний возраст в Казахстане — 29 лет, а лица от 16 до 29 лет составляют 23,3 % от всей численности населения Казахстана, поэтому я думаю данные возрастные рамки объективны. Далее введено понятие “молодая семья — супружеская пара, в которой возраст супругов до 30 лет, либо неполная семья, в которой мать (отец) в возрасте до 30 лет”. Но и самое главное — в первую главу мы включили определение Государственной молодежной политики — это деятельность государства, направленная на создание организационных правовых и экономических условий для социально-политической и творческой самореализации молодых граждан. Хочу особо отметить что государственная молодежная политика — это деятельность, нацеленная на создание условий в первую очередь, и это очень важно.
— Все, о чем вы сказали к понятийному аппарату. А помимо этого что есть нового? Какие свежие идеи вы подали?
Н. Паттарова: — Понятийный аппарат далеко не все. В своем проекте мы предусмотрели создание специализированных судов для несовершеннолетних. Очень большое внимание уделено молодежным общественным объединениям. Мы определили, что последними нужно считать объединения граждан в возрасте от 16 до 30 лет. Целью объединений являются реализация, защита прав и свобод, удовлетворение политических, социальных, культурных и иных общих интересов молодежи.
Е. Гаврилова: — Да, еще хотелось бы отметить новизну целей и приоритетов, которые мы ставим в нашем законопроекте. Цель государственной молодежной политики — создание и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Приоритетами государственной молодежной политики мы считаем формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи, правовое воспитание молодых граждан, поддержку и стимулирование позитивной, общественной молодежной инициативы, вовлечение казахстанской молодежи в международные культурные, научные и образовательные процессы.
— Вот я смотрю на ваш закон, в нем вроде все так гладко расписано, но вы полны сил и молоды, а государству надо поддерживать тех, кто по-настоящему нуждается в помощи, например, больных, инвалидов и престарелых?
Н. Паттарова: — Безусловно, надо поддерживать те социально незащищенные слои, которые остро ощущают необходимость такой поддержки. Я не против этого и считаю это правильным. Но вы поймите меня в том плане, что нашему молодому государству очень важно сейчас подумать о будущем и подготовить достойных правопреемников для тех же самых государственных деятелей. Ничто не вечно на земле, а молодежь — это будущее. Если сейчас не подумать о том, кто будет у власти завтра, то мы окажемся в ситуации, что завтра некого не останется и некому будет поддерживать тех же самых инвалидов и престарелых. Вот что я имею в виду, когда говорю о необходим ости поддержки молодежи..
Е. Гаврилова: — Да, мы говорим о поддержке молодых инициатив, но не о слепой безоговорочной поддержке, а о том, что если есть перспектива у молодежи, то почему бы этим не заняться.
— Хорошо, вот вы вроде тоже выступили с инициативой, ощутили ли вы поддержку и в чем она выражалось?
Н. Паттарова: — Да, конечно, были трудности но в то же время нам очень помогли. Наш ректор Максут Султанович Нарикбаев всемерно поддержал нас, организовал нам пресс-конференцию, на которой мы заявили о своем проекте. Депутат сената Зауреш Кабылбековна Батталова и проректор нашей академии Нурлан Сулейменович Утешев также оказали неоценимую помощь и поддержку. Огромное спасибо Бахыттнур Зейнуллаевне Отарбаевой — исполнительному директору ОФ “Национальный Дебатный Центр”, которая поддерживает и развивает школьную и студенческую молодежь Казахстана.
Е. Гаврилова? — Да, на самом деле очень приятно работать с теми людьми, с которыми мы сталкивались. Особенно была приятна поддержка ректора, реально поддержавшего нас.
— Как вы работали над законопроектом, каков оказался сам процесс написания?
Н. Паттарова: — Для начала мы собрали всю информацию, касающуюся законодательного регулирования вопросов молодежи, сначала по Казахстану, потом по всему СНГ, пересмотрели много литературы, в том числе и электронной. Работать над законопроетом нелегко, но самое трудное, на мой взгляд, — сверять положения нашего законопроекта с уже действующими законами, то есть в процессе мы постоянно сверяли наш закон с законом “О труде”, “О занятости населения”, “Об образовании” и со многими другими.
Е. Гаврилова: — Я согласна с Наргиз, тем более, что, помимо законов, есть много подзаконных актов, например, те же самые “Типовые правила поступления в ВУЗы”, поэтому было достаточно непросто,
— А в процессе работы были ли у вас противоречия? Что-то тебе не нравилось, что-то ей?
Н. Паттарова: — Были кое-какие трения вокруг статей, касающихся обеспечения экономических прав молодежи. Дело в том, что в старом законе это статья прописана вплоть до мелочей, то есть присутствуют элементы подзаконного характера, а закон, на мой взгляд, должен регулировать общие вопросы, Механизм же реализации должен быть расписан в подзаконном акте, если даже Конституция имеет прямое действие на всей территорий Казахстана, все равно необходим более детализированный механизм ее реализации, тоже самое и здесь.
Е. Гаврилова: — Еще мы спорили о том, стоит ли вводить такое понятие, как первое рабочее место. Оно есть в законе “О молодежи” Украины, в конце концов, мы от него отказались.
— Что уже сделано вами за период работы над проектом закона для его развития и рассмотрения в парламенте?
Н. Паттарова: — Ну, во-первых, я уже сказала, что наш ректор организовал пресс-конференцию, на ней мы подробно рассказали о самом законопроекте и какие задачи он решает. Во-вторых, мы выступили с проектом на парламентских слушаниях, посвященных вопросам молодежи, которые прошли 15 июня 2001 года в г. Астане. В-третьих, мы участвовали в совместных заседаниях лидеров молодежной организаций, организованных акиматом г. Алматы. Думаем, что осенью мы продолжим работу над тем, чтобы законопроект был рассмотрен в парламенте.
— Чтобы вы хотели пожелать своим сверстникам?
Е. Гаврилова: — Оставаться самим собой и не сломаться под напором обстоятельств, в жизни бывает трудно. Но всегда есть выход.
Н. Паттарова: — Всегда быть уверенным в себе, работать над собой и главное — ставить цель в жизни и идти к ней.
Беседу вела Жанна Айжолова, пресс-секретарь Казахской юридической академии