Шумит ярмарка жизни. Эхо этой шумной многоголосицы гуляет по страницам газет и журналов. Не отстают от бумажных средств массовой информации и электронные. Читая газеты сегодняшнего дня, ты и сам становишься как бы участником или соучастником или свидетелем базара, где правит бал госпожа Удача. Сколько страстей, какие интересы! Какой размах, какие трагедии! Все связаны, сгруппированы, нацелены, все в интриге, где никаких концов не найдешь. Да и не стоит искать эти концы — начнешь искать, не поздоровится! Время от времени этот сатанинский, базарный галдеж тихой тенью вплывает совершенно постороннее, эфемерное, ни с кем и ни с чьими интересам не связанное явление. Среди полемики, рекламных зазываний, заказных очерков и разоблачений, сенсаций и контроверз появляются неожиданно материалы, далекие от всего происходящего вокруг. Это совсем как по Гоголю
Такими неожиданными, оторванными от злобы сегодняшней базарной суеты и шумихи на страницах газет время от времени появляются странные статьи Сергея Саса. Статьи о далеком прошлом, о событиях, эпизодах, людях старого времени. Кому из участников газетно-журнальной ярмарки сегодняшнего дня придут в голову эти далекие времена, эти давно исчезнувшие люди? И понятно, с каким удивлением останавливается читательский взгляд на этих материалах. А они исчезают со страниц газет как призрачные видения, подобно легендарному Летучему Голландцу*.
Статьи-эссе Сергея Саса отличаются от прочих публикаций своей парадоксальной сущностью. Да, они, казалось бы, несвоевременны. Они не ко двору, не к сегодняшней дате. Но дата прошла, газеты с публикациями устарели, ушли в прошлое, на статьи Сергея Саса остаются в сегодняшнем дне. Они вновь появляются и вновь читаются как не устаревающая хроника вечных событий, спутников исторического сознания ныне живущих, присно имеющих счастье жить.
Вневременность статей Сергея Саса сочетается с их своевременностью, современностью. Это они только на первый взгляд кажутся несовременными, а на самом деле более современных раздумий вряд ли можно найти на страницах наших газет. Вчитайтесь, уважаемые! Вы поймете, что все, написанное Сергеем Михайловичем — это история люди, характеры, преступления и ожидаемое возмездие, — все взято из нашего сегодняшнего дня. О нас с вами рассказывается…
Старик Дарвин, с одной стороны, возможно, и прав: мы произошли от приматов, а те — от обезьян старшего поколения. Но с другой стороны, откуда такое колоссальное, никаким приматам не снившееся, количество пороков и отвратительных качеств, которыми из поколение в поколение, из рода в род отягощено человечество? Вот над этим стоит поразмышлять. Властолюбие, сребролюбие, эгоизм, неукротимая жажда крови, предательство, свирепость и ксенофобия, страсть «рабскою пятой попирать ближнего», фарисейство, лицемерие, чревоугодие и пьянство… Тысячи пороков, низменных качеств, которые уж никак не были свойственны ни приматам, ни шимпанзе. И ведь что примечательно: каждый порок закреплен за официальной должностью лица. Пороки тиранов, пороки сатрапов, первых министров, советников, льстецов придворного круга, чиновничьей братии соответственно их классов; пороки купцов, спекулянтов, военных, попов, мулл, картежных шулеров и т. д. Пороки закреплены за особами женского пола: первые леди, фрейлины двора, жены городничих, всякие судейские чиновницы, жены военных лиц, театральные дивы и девицы легкого поведения — никто не обделен пороками, каждой пташке даны свои замашки. И это не выдумки Сергея Саса. Об этом писали мудрецы древности: Аристотель, Теофраст, Сенека, Тацит, Плутарх и прочие авторы. Об этом писал Ник коло Макиавелли, а потом Шекспир. Об этом писал Данте, пройдя с Вергилием все девять кругов ада. Об этом писала Европейская литература, русская классическая проза; писали на Востоке китайцы, японцы, корейцы; на юге индусы к протоиндусы. И все обращали внимание на одно обстоятельство: пороки нельзя забрать с собой в могилу. Гитлера нет, а нацизм остался. Упирают лица, а пороки, украшавшие их при жизни, не умирают. Они переходят к другим лицам, которые вскарабкиваются на вожделенные «престолы», на «хлебные, доходные» местечки. Они переходят к кавалерам и да которые, вылезая из грязи в князи, напяливают на себя шитые золотом и серебром одежды.
Не в человеческой природе эти пороки! Они таятся в античеловеческих условиях человеческого существования. Организуясь в сообщества, человек приобретает новые качества, он становится социальным животным, и на каждой ступени социальной лестницы он приобретает сумму качеств со знаками плюс и минус. Развали карточные домики социальных сообществу, и сами собой исчезнут качества-признаки лиц, стоявших на своих служебных ступеньках.
Нам памятны «исторические кампании» по борьбе с алкоголизмом, по борьбе с коррупцией, по борьбе с саранчой и т. п. Высокие лица в высоких кабинетах, задумывавшие и направлявшие эти кампании, видели воочию, к каким неожиданным результатам привели эти акции. Но они не были привлечены за ошибки к ответу. Они ушли с постов. А лицо, ушедшее с поста ни за что уже не отвечает. Для него прошлого как бы не существует. Генералы и политики, затеявшие авантюру в Афганистане, ушли с постов и, как ни в чем не бывало, живут себе припеваючи. Мундиры сами по себе, лица, скинувшие мундиры и выскочившие из кресел — сами по себе. Их никто не трогает, они за прошлое не отвечают. Безответственность, ненаказуемость преступления — оборотная сторона порока, которым отпечена служебная ипостась. Находясь на служебной ступеньке, ты обречен пребывать в пороке этого благочиния, но если ты ушел, слетел, если тебя «сняли», «вшибли», то с тебя и взятки гладки.
Данте, попав в «сумрачный лес» и пройдя круги ада с Вергилием, наслаждается лицезрением наказанного порока. Читателю настойчиво внушается, что пороки, наказуемые в чистилище и аде, — не врожденные, а приобретенные. Данте полагает, что эти пороки должны быть наказаны именно поэтому. Хозяева этих пороков приобрели их, обзавелись ими, они виноваты в том, что не противились этим порокам, а охотно отдались во власть греха. Сергей Сас следует по кругам ада за Данте и Вергилием. Все пороки, представленные у Данте, сочтены, их ровно 36. Эти пороки собраны в книге Сергея Саса с названием » Над бездной порока».
Лица, которые пребывают в аду, по утверждению Данте, на самом деле в реальной жизни никакого возмездия за свои дела и делишки не понесли. Родичи отдали им самые почетные воздаяния, пышные похороны; в семейные хроники они вписаны буквами; память о них не омрачалась в сознании потомков гневными пламенными терцинами. Такое отношение мы наблюдаем и сегодня, когда речь заходит о потомках сталинских палачей. Для народа Ежов, Берия и прочие — палачи, а для своих — милые, добрые, очень порядочные люди.
В чем дело? Почему величайшие преступники, стоявшие по горло в крови, воздвигавшие пирамиды из отрубленных голов, сжигавшие города вместе с жителями, превращавшие в пепел цветущие страны, почему эти палачи народов горделиво возвышаются на пьедесталах почета? Вот Чингисхан, вот Александр Двурогий, вот Наполеон, вот Гитлер… Вот, наконец, Пиночет и целый сонм мелкокалиберных фигур. Почему же французы, а за ними прочие легкомысленные люди возносят до небес Наполеона? Почему монголы и тюркоязычные народы гордятся Чингисханом? Ведь он с ними одной крови! Почему каждый немец в душе восхищается Гитлером и скорбит о его трагической кончине? Почему каждый народ так фанатически привержен к своим героям-злодеям, которые принесли столько зла и горя остальному человечеству? На самом деле фигуры всех многочисленных «великих» лиц в большинстве случаев придуманы задним числом подхалимами власти. Вспоминается анекдотический случай. Выходит на экраны фильм «Александр Невский». Возмущенный Павленко всем доказываем: «Да не говорил Невский этих слов “Кто с мечом к нам придет…” Это я вставил в сценарий. А теперь даже в учебниках пишут: “Сказал Александр Невский”. Не говорил он этого никогда!» Так происходило и с остальными «великими» царями, полководцами, ханами, шахами, президентами и прочими лицами. В страшном подковерном противостоянии народов, рас, племен, на которое фатально обречено человечество, эта игра в лакировку, фальсификацию исторических фигур принимает все более изощренные формы. Игра идет! Трайбализм, семейственность, нацизм, шовинизм, противостояние альянсов, блоков и т.п. метастазы разъедают историческое сознание человечества. И выхода из этого дьявольского положения не видно.
Автор книги «Над бездной порока», обращаясь к анатомии темных сторон общественной жизни, убедительно показывает, что пороки не являются признаками разовой, национальной или этнической ущербности. Пороки с самого начала их появления являются результатом общественной жизни — плодами производственных отношений, по гениальной формуле Карла Маркса. Производственные отношения, о которых сейчас начисто позабыли наши горе-марксисты, долдонившие, как попугаи, исторический материализм, а потом в один момент выбросившие все программы и учебники, — эти производственные отношения — объективная реальность. Она существует, существовала и всегда будет существовать, хотят этого или не хотят сегодняшние липовые ученые-политологи. В зависимости от форм производственных отношений видоизменялись и формы “пороков”, которые представлены в дантовских кругах ада. И это прослеживается в книге Сергея Саса.
В конечном счете, эти отношения определяют отношения, лежащие на поверхности: отношения власти и народа. Автор книги размышляет над поразительной аналогией исторических противостояний, отдаленных дистанцией в сотни и тысячи лет, но имеющих в своей конструкции те же самые блоки противоречий. Он сопоставляет противостояние Греции и Персии, Пелопоннеса и Афин, наполеоновскую континентальную блокаду с действиями Российского государства по отношению к западным «союзникам» и приводит другие, не менее интересные примеры. Он показывает, как волюнтаризм и самодурство зарвавшихся «персон» приводило народы к катастрофам. Он показывает, к чему приводило державное правление на основе директивных инструкций в области финансовой политики. Он показывает на ярких примерах, почему проваливались блестяще задуманные военные операции, как действовала параллельно с военной стратегией стратегия грязных дипломатических дельцов. Во все времена! От Ганнибала до Александра Суворова!
Hе будем говорить о чеченской авантюре. Автор о ней не упоминает, и это правильно. «Ходить бывает склизко по камушкам иным!» И все эти противостояния базируются на удивительном совпадении психологических типов, каковыми выступают главенствующие лица, удаленные расстоянием во времени, равном столетиям. Психологические типы с одними и теми же пороками, характерными для лиц, стоящих в аналогичной позиции перед решением аналогичным проблем и задач. Глубокие размышления,
которыми сопровождаются наблюдения автора, ставят книгу Сергея Сacа на уровень очень серьезного вузовского учебника — пособия по криминалистической психологии. Не случайно издание этой книги взяло на себя учебно-коммерческое предприятие «Адилет».
Тому есть причины. Юридическая грамотность общества базируется на знании права каждым представителем этого общества, но знание права — это осознание своих обязанностей, своего долга, предполагающего самоощущение от болезнетворных вирусов-пороков, сопутствующих правовому статусу каждого гражданина: будь он первым лицом в государстве или стоящим на самой нижней ступени. Сдерживание инстинктов, самоконтроль, подчиненный праву, — вот условие, а может статься, первый шаг к осуществлению тезиса великого диалектика Гегеля: «Все действительное разумно». Разумное сегодня не является синонимом гуманности, человечности. Разумное скорее означает «рациональное». А это, как мы убедились, позиция таких субъектов права, для которых правым является то, что удовлетворяет их права. Чтобы прийти к нравственному наполнению тезиса «Что действительно, то — разумно», нужно осуществить другой тезис, согласно которому личность, подчинявшаяся праву, неукоснительно соблюдала для себя высшее кредо : «Звездное небо надо мной и внутренний закон во мне». Слияние этих двух параметров, возможно приведет к смягчению жестоких законов, регулирующих производственные отношения производительных сил. А второму закону термодинамики будет поставлен надежный заслон.
Книга Сергея Саса не найдет понимания у тех, кто мыслит недальновидно, ставя во главу углу краткосрочные, недалекие цели. Она не будет понята и принята теми, кто преследует мелкие, сиюминутные интересы, кто ослеплен миражами успеха и удачи на коротких дистанциях пути. Эта книга не найдет отклика в сердцах людей ограниченных, эгоистичных, ослепленных мишурой комфорта и показного благополучия, оглушенных фанфарами саморекламы и льстивых убаюкивающих мелодий. Не для них написана эта книга. Но тот, кто привязан к «дьявольскому колесу размышлений», кто способен самостоятельно мыслить, не поддаваясь гипнозу газетных клише, кто способен заглянуть в будущее, сопоставляя разрозненные факты прошлого, тот получит в «лице» этой книги надежного товарища — Спутника Жизни. А Жизнь, как известно, не кончается сегодняшним днем…
Сегодняшний день характеризуется на нашем постсоветском пространстве правовым нигилизмом. Шумит ярмарка правовых реформ. Ломаются копья. Идет мордобой между тупоконечниками и остроконечниками, споры о каком-то «собственном пути». Но на поверку весь этот шум и гвалт не что иное, как гром, поднятый любителями катать пустые бочки. Это крики, от которых не остается ничего, кроме головной боли. Это квазинаучная болтовня о “правовом обществе”. А ведут ее люди, не имеющие никакого научного представления о механизмах и нормативных индексах, которые способствуют гарантированному действию принятых законов. Правовой беспредел, царивший в советском обществе, сменился полым бесправием в постсоветском пространстве. Беспомощное тыканье в глухие стены, состояние человека, оказавшегося в глухом лесу беззакония и произвола, безнадежность и отчаяние — вот характеристика морального состояния сегодняшних граждан СНГ.
Книга Сергея Саса тихим трезвым голосом учит, как не надо управлять обществом. Напоминает о страшных несчастьях, катастрофах, пережитых человечеством на путях беззакония, правового невежества, юридического
нигилизма. Эти примеры, акцентированные как пороки власти, в чистом зеркале отражают наше сегодняшнее бедственное состояние. Ведь казалось бы как просто! Не убий! Не укради! Почитай отца-мать. Возлюби ближнего как самого себя! Простые евангельские истины, но они стали недоступны дубиноголовому человечеству. Каждая из этих заповедей стоит перед обществом “цивилизованных, культурных” людей как скалистые Кордильеры, как ледяные австрийские Альпы. «Не делай ближнему того, чего не желаешь самому себе!» Оказывается, выполнять это простенькое
правило также трудно, как броситься в Ниагарский водопад! Сергей Сас раскрывает фатальный смысл, роковые причины, инфернальную тайну, почему эти простые как хлеб истины невыполнимы. Почему они не по плечу современному человечеству, покоряющему космические пространства и уже сажающему звездные корабли на Марсе и Венере.
Сергей Сас сам напоминает странника, бороздящего пространства нашей планеты и свободно перемещающегося из эпохи в эпоху. Он напоминает Вневременного Одиссея, который каждый раз предстает перед нами “пространством и временем полный”. Опыт скитальца Одиссея, мудрость веков, собранная по крупицам на протяжении десяти лет писательского труда — вот то богатство, которое предлагает нам сегодня автор книги «Над бездной порока”. Дорогой читатель, не отворачивайся, раскрой глаза и внимательно читай!
Эту книгу трудновато читать беглым глазом, «по диагонали». Не на такого читателя она рассчитана. Стилистика текста этой книги поражает сочетанием гротескной, карнавально-маскарадной формы и глубокой философской мысли. Здесь использован опыт всемирной литературы: “Сатирикон” Петрония, “Масневи” средневековых восточных мудрецов, фаблио, притчи, шванки, анекдоты и мемуарные материалы, историческая хроника и сказочные сюжеты. Мы упоминали о большом базаре, который сегодня торжествует на страницах прессы. А в книге Сергея Саса идет трагикомический маскарад узнаваемо-неузнаваемых персонажей. Узнаванию и читательскому настроению способствуют иллюстрации. Они выполнены в полном соответствии с задуманным планом, они содержат именно тот смысл, который изначально заложен в носителях пороков. Иллюстрации выполнены родной рукой, безошибочной, верной божественно талантливой. Череда маскарадных фигур в камзолах, жабо, при шпагах и париках, извивающиеся в змеином танце, смешные и опасные портреты напоминают нам прошлое и вызывают узнавание сегодняшних персон. Костюмы, маски, имена и прочие аксессуары не вводят нас в заблуждение. Мы видим «кто есть кто», мы понимаем, чего от них можно ожидать. А Сергей Сас предупреждает: “Будьте осторожны, перед вами очередной персонифицированный Порок!”
Умные, вечные книги не зразу приходят к читателю. Они долго остаются непонятными и непонятыми. Их замалчивают, оттесняют на задний план, не дают дороги к читателю, к народу. Но мудрое Время-Хронос размывает завалы, сносит плотины, и живая вода бурным потоком устремляется в обмелевшее русло, освежая широкие просторы благодатной силой вечнозеленой Жизни.
Такова судьба этой замечательной книги. Да свершится ее путь!