ФПРК: Большая распродажа



Куда девается профсоюзная собственность? Газета “Мегаполис” уже в который раз задает этот вопрос, рассказывая о том, как руководство Федерации профсоюзов грабит тред-юнионы, распродавая, а в иных случаях и раздавая собственность, доставшуюся в наследство от ВЦСПС.


Со времени публикаций, в которых я рассказывал о том, как руководство федерации распоряжается вверенным имуществом, прошло достаточно много времени – и на каждую статью пришла масса откликов. К примеру, после статьи о накопительном пенсионном фонде (номер от 15 августа) в нашу редакцию позвонили из Караганды и рассказали, как можно украсть 20 миллионов тенге. Материал об этом вышел в номере от 26 сентября. Прошло еще время, и в газету “Мегаполис” принесли новый материал. Сделали это два человека, один из которых представляет профсоюзы в прошлом, другой знает не понаслышке сегодняшнюю ситуацию. Их имена держать в секрете мы не будем, тем более, что господам из федерации будет интересно знать вражеские имена и подпольные клички. А уж эти господа нашу газету читают. Вынуждены это делать.


В редакцию обратились Алмас Кузеков, бывший начальник Управления капитального строительства Казсовпрофа, проработавший в этой должности около 25 лет, и Леонид Хворов, председатель профсоюза авиационных работников, в разное время участник разных комиссий, изучавших деятельность Федерации профсоюзов в отношении собственности, доставшейся от ВЦСПС.


Со слов Алмаса Какимовича, материальная база профсоюзов создавалась вплоть до событий в Беловежской Пуще, то есть до тех пор, пока не рухнул Советский Союз. В период с 1971 года по 1991-й только в Казахстане было построено около 60 объектов на общую сумму 255 миллионов долларов по курсу того времени. Всего их было передано 73.Все эти объекты первоначально были отданы Казсоветкурорту, Казтурсовету и Казсовпрофу. Естественно, после развала СССР дальнейшее строительство прекратилось. И встал вопрос, а кому же отдать собственность, принадлежащую ВЦСПС? Уже к 1996 году вопрос разрешился сам собой – ФПРК (Федерация профсоюзов Республики Казахстан) начала и закончила акционирование объектов, принимая их на свой баланс от различных ведомств, надобность в которых отпала. Учредителями всей профсобственности стали члены генерального совета, но исполком в составе десяти человек сегодня фактически забрал всю собственность в свое распоряжение. Все остальные собственники центральные, отраслевые, областные советы, первичные профсоюзные организации, которые считаются основой профсоюзов в республике, — были выброшены за борт. Оговоримся сразу: исполком не наделен такими полномочиями юридически, то есть ни уставом, ни Законом “О профсоюзах” это не предусмотрено.


Все это предисловие нужно было для того, чтобы дать понять читателю размах деятельности отдельных личностей после того, как собственность отошла федерации. Фактически, получив “профсоюзный пирог”, исполком СФПК начал разбазаривать имущество, продавать по смехотворной цене общественное достояние. Ведь в основном объекты строились за счет профвзносов трудящихся. И ряд объектов руководством СФПК продан за бесценок. А продают их “втемную”, прозрачность отсутствует. Для чего это делается, наверное, всем понятно.


По сведениям Алмаса Кузекова, уже “ушел” комплекс санатория “Турксиб” в Алматы. При цене свыше трех миллионов долларов он был продан меньше чем за 300 тысяч. По цене двухкомнатной квартиры продали шестиэтажное административное здание в Талдыкоргане стоимостью в один миллион долларов. Также поступили с подобным девятиэтажным зданием и в Семипалатинске.


В разное время были ликвидированы за долги, подарены или проданы еще ряд объектов: республиканский Дом культуры, стадион “Спартак”, дома отдыха “Кокшетау”, “Зеренда”, пансионат “Светлый” — этот список можно продолжать еще долго. Достаточно сказать, что от профсоюзов “ушло” 46 объектов, осталось фактически 25, и это только те, которые числятся в официальных документах.


Почему же так случилось? Как считает Леонид Хворов, нужно было в свое время закрепить за каждым учредителем федерации все имущество, “с указанием его доли в акциях, в процентном и стоимостном выражении”. Это значит, что, по идее, каждый должен был получить хоть маленькую, но свою часть профсобственности с тем, чтобы, объединив усилия, вместе управлять объектами. Но этого сделано не было, что и привело к такой неразберихе, или, если вам угодно, беспределу в хозяйственно-финансовой части.


Судите сами: по одному из свидетельств, в управлении имуществом и активами ФПРК, а точнее, в бухгалтерии, царит полная неразбериха. Здесь “отсутствует учет основных средств… кассовые операции ведутся с нарушениями… отсутствует кассовая дисциплина… имеются случаи, когда производится выдача денежных средств без подтверждающих документов…” и так далее. Следует отметить, что это управление – основной департамент, который распоряжается практически всем имуществом Федерации профсоюзов.


А между тем так бездарно разбазариваемая собственность в основном — санаторные туристические объекты. Только в Алматы безвозвратно потеряны гостиницы “Алатау”, “Медеу”, турбаза “Алматау”. В то же время только на этих профсоюзных объектах была единственная реальная возможность нормально отдохнуть с семьей, заплатив при этом не так много денег. Тем более, что город Алматы с ноября 1997 года указом президента объявлен центром туризма. Поэтому очень странной выглядит та легкость, с которой руководство федерации дарит объекты оздоровления и туризма направо и налево.


Господа! Эту собственность строили не вы, а члены профессиональных союзов на свои взносы. Поэтому никак она не может считаться вашей личной, и отчет по ее использованию вы обязаны предоставить. Тем более, что профсоюзные организации, исполняющие свои прямые функции, сегодня остро нуждаются в деньгах.


В завершение хотелось бы процитировать Алмаса Кузекова, “пережившего” семерых председателей: “Сиязбек Мукашев – слабый руководитель. Его нельзя сравнивать с такими председателями, как Егизбаев, Ашимбаев и Турысов. Все они были созидателями материально-технической базы профсоюзов. При такой унизительной продаже через 2-3 года при его руководстве не останется ни одного объекта профсоюзов. Он развалил профсоюзы в республике”.


Комментарии здесь излишни.