Наследие Сталина, или разборки по-профсоюзному



Федерация профсоюзов, похоже, всерьез и надолго решила “застолбить” свою территорию на страницах газеты “Мегаполис”. Напомню читателю, что уже несколько раз журналисты обращали свой взор в сторону бессменного руководителя Федерации профсоюзов (ФПРК) Сиязбека Мукашева, который, как утверждают наши источники, давненько уже живет не по закону и профуставу, а по желанию разбогатеть и понятиям. Теперь он еще и начал давить своих оппонентов по методам Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Но об этом речь пойдет позже. А для тех, кто вообще не в курсе этих трагических историй, начну рассказ с самого начала.


Сезон распродаж


Сначала зададимся вопросом: для чего нужна профсоюзная собственность? В первую очередь, для помощи малообеспеченным членам профсоюза в организации отдыха для них и их семей, для использования доходов, полученных от деятельности объектов туризма и отдыха, в помощь организациям, нуждающимся в деньгах на обучение и многое другое.


А кроме того, это некий стимул для простого рабочего люда, средство привлечения народа в профсоюзы в то время, когда за окном — ново-казахстанская эпоха дикого бизнеса. Можно назвать санатории, курорты и гостиницы еще как-нибудь по-другому, но несомненным остается одно: без собственности профсоюзам будет очень трудно работать. И дело не в том, что наследники ВЦСПС не состоялись, ведь если профессиональные союзы сегодня исчезнут, то мы почувствуем это на себе почти сразу; дело совсем в другом.


Когда эпоха Советского Союза закончилась, профсоюзам нужно было перестроить свою систему взаимоотношений со всеми, в том числе и с государством. Рыночная экономика, видите ли, не прощает традиционалистов, то есть тех, кто не идет в ногу со временем. Для того, чтобы держаться на плаву в таких условиях, нужно быть по крайней мере акулой большого бизнеса. Сиязбек Мукашев оказался слабее. Вместо привлечения инвестиций в по-своему выгодный туристический бизнес, Федерация профсоюзов начала грандиозную распродажу имущества чуть ли не по голландскому методу (на понижение цены). О некоторых особо вопиющих фактах и шла речь в серии статей, посвященных именно этой теме. Более того, все случаи (а это накопительный пенсионный фонд в Алматы, бесследно пропавшие 20 миллионов тенге в Караганде, шестиэтажное здание в Талдыкоргане, дома культуры, санатории, лечебницы и многое другое) как бы характеризуют деятельность руководства Федерации. Впрочем, речь об этом будет вестись вплоть до логического завершения. Есть еще более важный критерий, оценивающий руководителя Федерации – его методы борьбы с оппозицией. Казалось бы, давно уже канули в историю времена, когда силовые методы подковерной борьбы были скорее правилом, чем исключением. В ФПРК, как рассказали нам информированные источники, дело обстоит именно по принципу “вернемся к 37 году”.


Отстранить от должности…


Читатель наверняка помнит, с чего в сталинские времена начинались репрессии для какого-нибудь руководящего работника. Тотальная отставка, разбор полетов, исключение из членов ВКП(б), создание улик и, неизбежно, — расстрел. Сиязбек Мукашев попытался сыграть той же картой по идентичной схеме, правда, высшая мера отменилась сама собой – полномочий не хватает. Но перейдем к сути.


Есть такой председатель профсоюза работников агропромышленного комлекса, г-н Базильжанов. Его грех, помимо первородного, состоит в том, что он, поддержав оппозиционно настроенные течения внутри Федерации, осмелился выступить против политики царя всея профсоюзов, громовержца ФПРК. Приведу выдержки из его письма: “… Но хочу сказать об одном моменте, касающемся эффективности использования профсоюзной собственности. Прямо надо сказать, что в этом вопросе допускается узурпация власти, приводящая к единоличному распоряжению с ней отдельной личностью”.


Реакция не замедлила себя ждать. Базильжанова до сих пор пытаются снять с должности и предать анафеме, созвав внеочередной пленум без его участия и ведома.


Леонид Хворов – председатель профсоюза авиационных работников. Он очень активно выступает против политики, проводимой Мукашевым. О чем не боится говорить на собраниях и съездах. Кроме того, он в разное время входил в состав различных комиссий, занимающихся вопросами профсоюзной собственности. Он был одним из интервьюируемых в прошлом материале, где рассказал о сегодняшней ситуации в Федерации. В ответ он получает удар в спину – во время его осутствия Сиязбек Мукашев ведет переговоры с профсоюзными организациями и пытается создать за спиной у Хворова Федерацию профсоюзов авиаработников, тем самым нарушая устав ФПРК. Репрессиям подвергся даже (а может, тем более) Геннадий Пак в Караганде, который рассказывал на страницах газеты “Мегаполис” о том, как бесследно исчезают 20 миллионов тенге в “столице шахтеров” и распродается за бесценок имущество. После выхода в свет материала об этом Геннадия Борисовича срочно вызвали в Астану, где с ним были устроены элементарные разборки, но благодаря личным качествам Пак отделался лишь выговором за то, что сказал нелицеприятную правду о своих начальниках – Зеленкове и Мукашеве.


Кроме того, были направлены удары против меня, автора этого материала – сначала статья в профсоюзной газете “Голос-Адилет”, где редактор вступился за обиженное начальство, обвинив меня во лжи, позже вышло постановление, подписанное Мукашевым, где последний утверждает, что я взял на вооружение “ложь и дезинформацию”, что автор “спекулирует на общеизвестных трудностях и бездоказательно обвиняет руководство Федерации профсоюзов в распродаже гостиниц, домов отдыха, корыстном присвоении средств”. Поэтому хотелось бы обратиться к г-ну Мукашеву лично: если вы так уверены в том, что я нагло и цинично поливаю грязью вас и многих других достойных работников Федерации, то почему же до сих пор ко мне не пришла повестка в суд? Очень странным кажется мне и тот факт, что если не считать письма, полученного мною, больше никаких попыток связаться и объяснить ситуацию не было. Факты и свидетельства у меня есть. Документы — тем более. И вести журналистское расследование я буду до тех пор, пока Федерация не начнет работать так, как нужно, а не так, как хочется.


Загнанный зверь кусает сильнее – эта народная мудрость вспоминается, когда читаешь материалы по репрессиям. И ничего другого ему не остается…


Лед тронулся, господа присяжные


И последнее – репрессии, получившие широкую огласку, вызвали ответную реакцию большой группы председателей отраслевых профсоюзов, которые направили в редакцию газеты “Мегаполис” открытое заявление. В нем тринадцать человек, за которыми стоят около миллиона рядовых членов профсоюзов, говорят о нынешнем руководстве Федерации профсоюзов как о не состоявшемся, открыто обвиняют Сиязбека Мукашева в фактах “единоличного принятия решений …по продаже активов Пенсионного фонда, продаже ряда объектов собственности, решения по которым принимались в узком кругу членов исполкома…” и в том, что он сохранил прежние тоталитарные формы и методы работы. Как говорится, no comments.