Нефтяной кризис не коснется Казахстана?

Текущая мировая экономическая ситуация вынуждает правительство Казахстана приложить все усилия и мобилизовать все резервы с тем, чтобы достичь планируемых на 2002 год социально-экономических показателей. Об этом в четверг на правительственном заседании заявил премьер-министр республики Касымжомарт Токаев.


Вместе с тем премьер заметил, что казахстанское правительство не ожидает резкого падения в 2002 году мировых цен на нефть. Но и высоких цен на углеводороды, наблюдавшихся в последние два года, сказал Токаев, в будущем году не будет. Скорее всего, предположил он, организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) будет поддерживать ценовой коридор в пределах $18-20 за баррель.


Глава правительства подчеркнул, что сейчас наступил новый этап экономического развития Казахстана, когда экономика страны не может развиваться дальше только на базе добывающих отраслей. “Через 40 лет, — сказал премьер, — запасы нефти в республике иссякнут”.


Но министр финансов Мажит Есенбаев не разделяет даже такого “оптимизма” главы правительства. Неопределенная ситуация, утверждает он, складывается сейчас на мировом рынке нефти. Все эксперты, по его мнению, сходятся во мнении, что цена на нефть будет далее понижаться. Впервые за последние два года, отметил министр, мировая цена на нефть упала ниже $20 за баррель.


Вызывает опасения правительства Казахстана и ситуация на мировых фондовых рынках, особенно кризисные явления в Аргентине и Турции. Все это может напрямую отразиться на казахстанском бюджете.


Между тем мировой кризис цен на нефть продолжается. По этому поводу 14 ноября в Вене прошла внеочередная конференция ОПЕК, на которой, как и ожидалось, было принято решение о сокращении добычи на 1,5 млн. баррелей в сутки (б/с). ОПЕК обратилась к независимым производителям сырья, в первую очередь России, Мексике, Норвегии, о содействии ее инициативе. Картель добивается от стран-производителей, не входящих в нее, сокращения на 500-600 тыс. б/с своих поставок сырья на рынок с тем, чтобы общий объем поставок нефти в мире сократился на 2 млн б/с. Россия тем временем заявила о своей поддержке инициативы ОПЕК и приняла решение снизить объем добычи, но лишь на 30 тысяч баррелей в сутки, чем очень сильно разочаровала ОПЕК. Незамедлительно последовала реакция — нефть подешевела именно после заявления Москвы.


Сегодня средняя стоимость сырья, производимого членами ОПЕК, на лондонской бирже IPE выросла до $18,02 за баррель, но двумя неделями раньше она стоила $19,04. Накануне нефть на IPE подешевела почти на $2.


Ирак, на который не распространяются квоты картеля, в октябре увеличил добычу сырья на 300 тыс. б/с. Таким образом он почти компенсировал сокращение добычи остальными членами ОПЕК, отмечают специалисты. В период с 27 октября по 2 ноября Ирак экспортировал 14,6 млн баррелей нефти. Все это говорит о том, что кризис продолжается.


В ногу со временем


Вице-премьер Джандосов на днях озвучил позицию правительства относительно мирового кризиса цен на нефть – оказалось, что у казахстанцев нет причин для волнений. Бюджета республики углеводородная паника не коснется – государственные мужи уже все подсчитали и теперь в многострадальном бюджете страны цена на нефть заложена в размере 19 долларов за баррель. Инициатива похвальная, но, как утверждают специалисты, продуманная лишь частично. Дело в том, что казахстанская нефть не сертифицирована, то есть у нее нет официальной торговой марки. И если, допустим, нефть марки Brent будет стоить ровно 19 долларов за баррель, то углеводороды из Казахстана, как правило, продаются дешевле на два-три или даже четыре доллара.


Кроме того, стало известно, что цена на “черное золото” уже опустилась ниже запланированного в бюджете лимита. Уже сегодня эта цифра колеблется в районе 18 долларов за баррель. В сложившейся ситуации республике остается уповать только лишь на средства, аккумулированные в Нацфонде. Напомним, что сегодня сумма, отложенная на черный день, составляет чуть больше одного миллиарда долларов. Несложный подсчет показывает, что при нынешнем экспорте Казахстана примерно в 30 миллионов тонн нефти, если цена на углеводороды упадет всего лишь на один доллар за баррель, Казахстан будет терять около двухсот миллионов долларов в год. А при условии, если нефть станет дешевле на пять долларов за баррель, к концу следующего года денег в Нацфонде не останется.