“В нашей республике нет стабильности, и если они (т.е. беженцы) появятся, то нам обеспечены голод, нищета, болезни. Повысится преступность
19 лет
“С их появление повысится уровень преступности, увеличится безработица, эти люди создадут лишние проблемы”
24 года
“Наша страна и так бедная, а с беженцами прибавится еще больше проблем”
22 года
“Они приедут без жилья, без работы — будут просить милостыню и угрожать обществу”
18 лет
Эти высказывания – выдержки из анкет исследования “Отношение молодежи к беженцам, мигрантам, репатриантам”, которое провела ОО “Конфликтологический центр” при поддержке УВКБ ООН в Казахстане. Анкетирование проводилось в два этапа – второй начался после событий 11 сентября. И отношение к беженцам, как показали ответы, изменилось не в лучшую сторону. Если раньше небольшой процент респондентов отзывался о беженцах как о реальной опасности или угрозе, то теперь число таких людей увеличилось. Многие считают, что афганские беженцы принесут с собой болезни и наркотики, усугубят и без того тяжелое социальное положение в республике, их прибытие может вызвать угрозу терактов. Стоит отметить, опрашивались люди разных национальностей, участвовали в нем студенты и школьники южной столицы.
“Их приезд может вызвать угрозу терактов”.
18 лет
“Они не защищены правительством, и многие из них идут на нарушение законов не только Республики Казахстан, но и человеческих”.
25 лет
“Я отношусь к беженцам плохо, потому что вместе с ними могут проникнуть и террористы”.
33 года
“Беженцы из Афганистана принесут наркотики и будут дополнительной обузой нашему государству”.
23 года
Комментирует результаты исследования координатор проекта “Построение культуры мира в Казахстане” Ирина Чупрынина.
— Существуют устойчивые стереотипы по отношению к “чужим”. Афганец и таджик – значит наркоторговец, чеченец — боевик. Люди не знают истинных мотивов пребывания этих людей в нашей республике. Нельзя же всех-то под одну гребенку! Среди афганцев большинство – а всего их в Казахстане 2500 — многодетные люди, лишившиеся крова, потерявшие родных, желающие найти покой после жизни в военных условиях. Среди чеченцев много оставшихся без крыши над головой, людей, спасающих свою семью, детей. Большинство тажиков сейчас, когда война закончилась, отправлено на родину с помощью УВКБ ООН. Они бежали от смерти и преследований, грозивших им во время гражданской войны.
Когда таджикские дети пели свои заунывные песни в наших автобусах, их обзывали, выгоняли. Во время беседы одна студентка доверительно рассказала, что она “своими глазами” видела, как “эти” покупают доллары в обменнике. Подобный стереотип: нищий — значит мошенник и подпольный миллионер — остался у нас еще с советских времен. Мы не научились смотреть на нищих реалистично и отличать, кто действительно голодает, а кто сделал попрошайничество своим бизнесом – есть, конечно, и такие. У нас зашоренный взгляд, а исследований данных, которые помогли бы нам всем, и молодежи в первую очередь, освободиться от предвзятости, практически нет. Вот мы и сделали первую, очень скромную, правда, попытку помочь отличать истинную беду от ложной, придуманной, избавиться от стереотипов.
Мы выяснили, что существуют как бы три условные группы молодежи. Первая – это примерно 30% — толерантна от природы, терпима к этническим, религиозным различиям. Представители этой группы относятся к беженцам просто по-человечески, им жалко этих людей. Вторая группа — это молодежь, чьи взгляды сформированы в соответствии с духом и буквой международных документов. Они меньше склонны говорить о простых человеческих чувствах, но больше — о правах, провозглашенных во Всемирной декларации прав человека, в Конвенции о беженцах, Конституции Казахстана. Наконец, третья группа, которую мы назвали нетолерантной. Это те, кто считает, что быть терпимыми для нас – непозволительная роскошь: «У нас безработица, старики и дети бедствуют, прокормить себя нелегко. Мы должны закрыть границы перед беженцами
«.Есть еще одна группа – равнодушные. Она полагает, что раз правительство принимает какие-то решения, пусть само и решает все проблемы.
Вот такая примерно ситуация. Открытых конфликтов в молодежной среде нет, во всяком случае очень мало, – с чужими конфликтуют лишь 17% опрошенных. Но вряд ли можно успокоиться этой цифрой. К примеру, на первую группу “добрых душой” в какой-то момент может повлиять социальное обострение, и они тоже будут против “чужих”. Третья группа — те, которые нетолерантны, может стать агрессивной и спровоцировать конфликт.
— Насколько молодежь подготовлена в смысле знания законов, международных норм?
— Теоретическими основами она овладела вполне. Большинство знает о существующих законах, о Всеобщей декларации прав человека, о конвенциях, знает Конституцию Казахстана. Но когда речь заходит о конкретном применении этих законов, то как будто мы имеем дело с другими людьми. Понимаете, такое впечатление, что у нас Конституцию изучают как что-то отвлеченное, как высшую математику, которая мало кому пригодится в реальной жизни. Хорошо, мол, написали, но не для нас. А ведь это Основной Закон нашей жизни.
На вопрос анкеты: “Кто должен оказывать помощь этим людям?”. 74% ответили, что правительство, 46% назвали международные организации и лишь 4% считают, что помогать должны граждане, 23% полагают, что переселенцы сами могут постоять за себя. Интересная получается картина: если это твоя проблема, то человек способен к самопомощи, если так называемая общественная, то она имеет отношение к каждому из нас лишь на 4 %. Никто из опрошенных, например, не упомянул неправительственные организации, которые как раз и являются гражданскими добровольческими структурами, пытающимися решить собственными, зачастую
очень скромными силами, ту или иную общественную проблему. В том числе проблемы беженцев и репатриантов. Это благотворительная, правовая, социальная поддержка тех, кто приехал к нам из зон конфликта.— А как насчет поговорки “Не делай добра — не увидишь зла”?
— Добро должно быть разумным, мудрым. Поэтому мы и говорим, что нужны исследования, что необходимо прислушиваться к экспертам, ученым. Выступая на одной из конференций, представители французского Института по изучению этнических и религиозных вопросов, изучавшие ситуацию на Балканах, говорили: “Если бы правительства слушали ученых, то войн можно было бы избежать”.
Конфликты неизбежны, если власти проводят непродуманную политику, а граждане оказываются нетерпимыми к приехавшим людям не потому, что люди такие плохие, просто начинается конкуренция за ресурсы, работу, социальное первенство.