Информационные бои неместного значения

Кто давил на “Караван”?..


Война в Афганистане, теракты 11 сентября и даже грядущий праздник 10-летия независимости – все это забылось, ушло на второй, даже на третий план. Появление 18 ноября в наших палестинах нового общественного объединения под названием “Демократический выбор Казахстана” и реакция на него премьер-министра – тема, освещаемая в каждом еженедельнике. Правда, акценты расставлены разные, в зависимости от ангажированности того или иного СМИ. Но начнем мы обзор “толстушек” с событий вокруг газеты “Караван”. Очередной номер этого издания, существовавшего на газетном рынке Казахстана более десятка лет, не увидел свет, как положено, в пятницу, 16 ноября. Однако в четверг 23 ноября “Караван” появился на газетных прилавках. Впрочем, объяснения себя ждать долго не заставили: “Обо всем, что произошло за минувшие две недели, рассказали в понедельник на пресс-конференции руководители газеты “Караван” и телеканала КТК. Перед журналистами выступили Андрей Шухов (генеральный директор издательского дома “Алма-медиа”), Александр Шухов (главный редактор “Каравана”) и Сергей Клещенков (генеральный директор КТК)” — пишет сам “Караван” в отчете с пресс-конференции. Далее сообщается, что “ясное давление почувствовалось после того, как редакторат “Каравана” и КТК отказался от предложения неких пиар-компаний опубликовать материалы, направленные на дискредитацию известных казахстанских политиков, в том числе членов семьи президента”. Далее, по словам автора статьи, начались и вовсе ужасные вещи: слежка за руководителями КТК и “Каравана”, нападение на одного из директоров медиа-холдинга и прочее. “Мы не могли выстроить все эти моменты в единую схему, полагая, что это набор случайных событий”, – сообщил Андрей Шухов. Истина, которая всегда где-то рядом, открылась для руководителей холдинга после прочтения публикации в газете “Время по…”, в которой в вольном пересказе караванщиков говорилось следующее: “по их бредовому “сценарию” руководство газеты “Караван” и канала КТК связано с неким господином Ашимбаевым, которому передает материалы антиправительственного характера для размещения на московских Интернет-ресурсах. Бред был подкреплен тем, что-де г-н Ашимбаев ездит на джипе, принадлежащем Андрею Шухову. Были приведены даже номера машины, что является личной информацией, закрытой для прессы”.


А вот что ответил каравановцам и КТКшникам бывший сотрудник этого еженедельника Виктор Верк из газеты “Время” в публикации “Кому был нужен обет молчания?”: “Ссылки на некое “давление” со стороны “олигархической группы” (так, кстати, прямо и неназванной), мягко говоря, неубедительны. Я сам старый каравановец, и могу засвидетельствовать: газета переживала времена и покруче. <…> Но “Караван” выходил! И говорил все, как есть. А тут все условия: типография работает, свет горит, телепередатчик никто и не думал отключать. Работай – не хочу! <…> И на тебе – добрых два дня молчит “народный телеканал”, днем с огнем не сыщешь в киосках “народной” же газеты. Причем, заметьте, КТК включается в субботу вечером, с первыми же словами президента: отставка Рахата Алиева – “рядовое событие”, “как офицер он поступил правильно в этой ситуации”.


… и кто написал обращение Токаева?


Еженедельник “Время” опубликовал обращение общественного объединения “Демократический выбор Казахстана”, распространенное среди журналистов на прошедшей в воскресенье 18 ноября пресс-конференции ДВК. “Скажите на милость, какое из положений этого обращения противоречит здравому смыслу и чаяниям любого демократически настроенного казахстанца?”, — вопрошает “Время”. Вопрос адресовался премьер-министру Казахстана Касымжомарту Токаеву, выступившему во вторник со своим обращением, в котором внес предложение освободить от занимаемых должностей чиновников, подписавшихся под декларацией ДВК: вице-премьера Ураза Джандосова, министра труда и социальной защиты Алихана Байменова, акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова, вице-министра обороны Жаннат Ертлесову. Эти господа и дама ознакомились с выступлением Токаева и решили, что “вклада каждого из нас, включая премьер-министра, в осуществленные в Казахстане реформы, его оценки нашего профессионализма, а также обвинений в интриганстве, мы готовы к открытой публичной дискуссии по этим вопросам с г-ном Токаевым К.К.”. Публичные дебаты так и не состоялись. “Если честно, я и сам понимаю не больше вашего! Я безгранично удивлен!” – такова была реакция Алихана Байменова в интервью журналисту “Столичной жизни” на заявление Токаева. По его словам, такой ответ Токаева он с соратниками из ДВК не предвидел. Более того, на той самой воскресной пресс-конференции на вопрос “Что вам скажет премьер завтра?” Ураз Джандосов ответил, что, дескать, сидит он на пресс-конференции не как член правительства, а как гражданин Казахстана, потому не понимает, что ему может “сказать” Токаев. И вот теперь Ураз Джандосов стал честным безработным вкупе с Галымжаном Жакияновым и прочими. Правда, мнения об этом “ответе Чемберлену” премьер-министра у журналистов разные. Например, Марат Асипов (“Время”) считает, что премьеру текст обращения заранее кто-то написал: “И пусть премьер не говорит о том, что это он все сам придумал, а не зачитывал заранее составленный текст. С его образованием и учеными степенями ставить рядом слова “хаос и беспредел” совершенно непростительно, если это его собственный текст”. Другое мнение у Алексея Банцикина из “Столичной жизни”, который считает, что “удивление” по поводу своей отставки у бывших “вице” – лишь показатель уровня их политической и гражданской культуры. “Они-с “безгранично удивлены”… Но почему?! А потому, что в их понимании политическое движение – это “клуб по интересам”, куда можно прикатить в государственном “Мерседесе” и за кружкой пива посудачить (в рабочее время, разумеется!) за политическую жизнь, позволить себе “точку зрения”, отличную от позиции того, кем назначен участник “клуба”.