Политические страсти в месяце рамазан

Что вам еще нужно?


События прошедшей недели ознаменовались созданием движения “Демократический выбор Казахстана”, осуждающим выступлением премьер-министра Касымжомарта Токаева поступков своих подчиненных министров и последующим уходом инициаторов нового объединения из коридоров власти. Большинство изданий отделалось мелкими уколами в адрес премьер-министра.


Жас Алаш” пожурил премьер-министра с некоторой долей иронии. В стране все тихо — спокойно: народ работает, никакой опасности нет. Что привиделось ему, чтобы поднимать шум на весь мир ради подписи четырех человек под документом о создании движения? – удивляется газета. Вон сколько партий создано за время независимости. Никто не говорит “отберем власть, пристегнем Казахстан к другому государству”. “Не говорилось клеветнических слов и темных мыслей о смене президента. Наоборот, опираются на президента, с чистыми намерениями поддерживают его. Как теперь быть. Стыдно. Было бы правильно Токаеву винить не других, а себя”, корит его издание.


А материал с пресс-конференции депутата мажилиса Серика Абдрахманова, где он обрушился с критикой властей и предложил сменить всех чиновников начиная с администрации президента, “Жас Алаш” проигнорировал, сообщив в унизительном тоне: “По бегающим глазам было видно, что слова не его. Зачем портить газетную страницу, противно…”. “Казак эдебиетi”, также обращается к персоне бывшего комсомольского вожака и пишет, что на сегодняшний день из людей, вышедших из комсомольских рядов, кажется, только Серик Абдрахманов не вписался в новые времена, и что-то не везет ему.


После того, как президент поддержал движение “Демократический выбор Казахстана”, “Жас Алаш” в следующем номере бросает неизвестно кому вопрос: “что вам еще нужно?” И продолжает винить премьера, ловя его на противоречиях. Мол, президент сказал, что нарушения конституции и законов не было, а премьер, мол, в своем обращении, опираясь на закон о правительстве, сказал, что не согласные с политикой Кабинета министров должны уйти в отставку. Наблюдательность издания проявилось даже в том, что они отметили, как дрожали голос и руки Токаева, когда он при представлении нового министра труда Гулжан Карагусовой давал положительную оценку работе отставника Алихана Байменова. В этом газета усмотрело моменты сомнения: “Не ошибся ли я?”


Одним из первых, кто поддержал выступление премьера, был Амантай кажы Асылбек — лидер движения “Аттан”. В кратком интервью корреспонденту молодежного издания он говорит: “Я не Токаева поддерживаю. Я удовлетворен его словами. Но не согласен, что он сказал “уйду в отставку”. Причину этого кажы также объяснил просто по-казахски: на похоронах матери главы правительства ему подали голову барана как уважаемому аксакалу. Однако аттановец сожалеет, что Токаев говорил на русском, стыдновато, надо было на родном языке, ведь он возглавляет казахское правительство. Кстати, об этом пишет и “Казак эдебиетi”: “ …для того, чтобы опираться на наро,д сначала нужно хорошо знать язык этого народа, научиться говорить на нем”. Что касается личности Амантая кажы, то “Литературка” также отметила, что он на всех телеканалах кричал о поддержке Токаеву и винил его противников.


Официальная газета “Егемен Казакстан” не видит ничего страшного в происходящих событиях. Президент свое слово сказал, принял соответствующие решения. “Вот и все”. “Жизнь все расставит по местам. Только, наверное, стоит напомнить, что не стоило во время священного месяца уразы говорить обвинительные речи и делать поспешных заявлений”, заключает издание. Опять же об этом, о вышеприведенных случаях, неустанно напоминала “Казак эдебиетi”.


Процесс пошел


В отличие от других изданий, “Zaman – Казакстан” выдал свою версию случившегося. По мнению Султана Хан Аккулулы, события прошедшей недели свидетельствуют о новом переделе собственности в стране, кстати, об этом предупреждал и бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин, пишет автор. Кажегельдин в свое время уже говорил, что в республике создалось несколько финансово-промышленных групп – олигархов. После акции по амнистии капитала в страну пришли по официальной версии почти 500 миллионов долларов, по неофициальным данным, эта цифра составляет 1 миллиард. “Большая часть этих средств принадлежит З. Какимжанову, С.Мынбаеву, Н. Смагулову – политикам, пришедшим в правительство от бизнеса, и другим чиновникам, защищающим их интересы”, — пишет журналист. Сюда же автор относит и министров, ушедших в отставку. Они старались вложить свои капиталы в высокодоходные отрасли экономики такие, как нефть, газ, цветные металлы, СМИ. Вероятно, полагает Султан Хан, на их пути встал бывший первый заместитель КНБ Рахат Алиев и его команда. По публикациям в некоторых СМИ он предстал в виде карьериста, стремящегося занять высшее государственное кресло. Возможно, поэтому кучка реформаторов в правительстве и тесно связанные с ними финансовые группы, объединив силы, сместили его с должности, предполагает автор. После этого они создали движение “Демократический выбор Казахстана”, но наткнулись на противодействие премьера Токаева. “Здесь, похоже, премьер- министр имеет свои цели и интересы”: у него нет авторитета среди членов правительства и он решил набрать политические очки перед президентом и укрепить свое положение, и такую возможность дали нынче сами реформаторы, высказывает мнение журналист. Однако, по некоторым данным, ничто в этой стране не делается без ведома главы государства, и похоже, создатели нового демократического движения и финансовые группы решили выйти из-под этого влияния, но не тут то было. Они чуть поторопились списать с политической сцены старшего зятя президента, делает вывод журналист.


Еженедельная газета “Казакстан”, ссылаясь на слова и данные, приведенные депутатом мажилиса Серикболсыном Абдильдиным, обрушивается на главу президентской администрации Сарыбая Калмурзаева. По документам, имеющимся у мажилисмена, в 1997 году директор департамента по госимуществу и управлению активами С. Калмурзаев просит господина Н. Артинсона — руководителя компании “Трактебель”, провести уплату первой части бонуса -10 миллионов долларов — не в Казахстан, а в нью-йоркский банк. По мнению депутата, деньги выпали из государственного оборота и ушли в отдельный счет. Таких неучтенных средств много, утверждает С. Абдильдин. Так, в 1992-99 годах инвесторы, осваивавшие Карачаганакское месторождение, уплатили в виде бонуса 483 миллиона долларов. Однако, куда они ушли, никто не знает. А для снижения возраста выхода на пенсию и защиты одиноких матерей и детей необходимо всего 3 миллиарда тенге. “ Эх, если бы те “сарыбаевские деньги” не ушли на сторону, может быть, возраст выхода стариков на пенсию остался бы прежним”, сокрушается народный избранник.


Ритмы Евразии


В интервью газете “Zaman-Казакстан” кинорежиссер Эльза Дильмухамедова, основываясь на теории об этногенезе и биосфере земли Льва Гумилева, пытается дать ответы на вопросы современности. По ее мнению, мы являемся евразийцами, несмотря на противоречия народов, живущих на этих просторах. Комплиментарность этносов, населяющих эту территорию, не исчезнет. Евразийский суперэтнос противостоит западно-американскому суперэтносу. Говоря о пассионариях, она относит к ним Аятоллу Хомейни, но никак не Усаму бен Ладена и Аслана Масхадова. Но в то же время, Дильмухамедова обращает внимание на изменение стереотипа поведения пуштунов. А главное, что характерно для пассинориев – это ослабление инстинкта самосохранения. Из казахских ханов Гумилев как пассионарную личность отмечал только Кенесары.


Писатель Дулат Исабеков в беседе с корреспондентом издания “Алтын орда” отмечает, что трагедия США в том, что они — не национальное государство, там гражданское общество. Никто не будет горевать о стране, даже если она провалится под землю. Это государство эмигрантов. “Они, если будут сожалеть, то только об утерянных деньгах и пропавшем имуществе”, — говорит писатель.