Казахстанские мужчины страдают от насилия женщин

В последнее время все больше казахстанских мужчин подвергаются психологическому и физическому насилию. Чаще всего – со стороны слабого пола.


Андрей С., 23-летний сотрудник одной из алматинских нотариальных контор после того, как в течение года подвергался сексуальному насилию со стороны своей 44-летней начальницы, обратился за помощью в кризисный центр.


По словам потерпевшего, при попытках отказа, начальница угрожала ему увольнением. После длительной депрессии, как говорит Андрей, ему “ничего не оставалось, как обратиться за помощью”.


“Я не мог дать отпор, так как мог потерять работу, без которой я не имею возможности прокормить семью”, — говорит он. “Не найдя другого выхода, я решил позвонить в кризисный центр по делам насилия над женщинами, так как решил, что больше звонить некуда”.


Сотрудники кризисного центра “Забота”, рассчитанного на аналогичную помощь женщинам, были предельно удивлены случаем женского насилия. Оказав мужчине помощь, руководство центра решило создать “телефон доверия” не только для женщин, но также и для мужчин.


Стоит отметить, что открытый два месяца назад первый и пока единственный “телефон доверия” для мужчин, подвергающимся насилию со стороны женщин, оказал психологическую и юридическую помощь более чем 50-ти представителям сильного пола.


Средний возраст мужчин, обратившихся в центр, колеблется от 30 до 45 лет. Как сообщает координатор центра Улжан Лукпанова, “несмотря на сложившиеся стереотипы патриархального общества, большое количество мужчин страдают от насилия со стороны противоположного пола. Просто мужчины менее охотно обращаются за помощью, опасаясь огласки и насмешек”.


Следует сказать, что большинство населения, узнавая о существовании подобных проблем, превращают сами факты случившегося в предмет для слухов и шуток. В силу этого, многие потерпевшие мужчины, осознавая последствия, не спешат обращаться за надлежащей помощью и продолжают терпеть насилие.


“К сожалению, когда мы слышим выражение “насилие над мужчинами”, мы подразумеваем здоровых сильных мужчин в расцвете сил, которых непонятно почему порабощают женщины. Это не совсем так”, — говорит психолог Татьяна Ошлыкова.


В практике центра есть случаи, когда женщины наносят психологические и физические оскорбления мужчинам, которые не могут дать отпор в силу своей немощности.


Так, 42-летняя Ирина Ш. периодически избивает своего 20-летнего сына за то, что он приверженец нетрадиционной сексуальной ориентации. Сын-гомосексуалист рассказал психологу о том, что с детства не приспособлен давать сдачи, тем более матери. Плюс ко всему, мать угрожает все рассказать отцу, который резко негативно относится к такому образу жизни.


Встречаются также ситуации, когда жена оказывает моральное давление на мужа-инвалида, тем самым, доводя его до состояния крайней депрессии, или когда, как сообщает казахстанский еженедельник “Время”, молодого человека домогается подруга его матери.


Следует заметить, что не все обратившиеся в кризисный центр мужчины страдают от насилия со стороны женщин. Помощи психологов и юристов просят жертвы, так называемого “экономического насилия”. К этой категории, чаще всего, относятся те, кто пострадал от работодателя.


Согласно статистике центра, каждый пятнадцатый звонок на телефон доверия поступает от мужчин.


“Мужчины страдали от женской агрессии всегда, и таких случаев множество. Но психологически они не могут признать себя жертвами женского насилия. В этом и кроется одна из причин того, что мужчины прибегают к подобной помощи намного реже, нежели женщины”, — говорит алматинский психолог Дархан Тлеугалиев.


“Это прямое нарушение прав человека и его свободы выбора, и к этому стоит отнестись серьезно”, — комментирует заместитель директора Казахстанско-Американского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Жанат Турмагамбетова.


“Да какие же они после этого мужчины? Если мужчина допускает насилие над собой со стороны женщины, то он просто – слабак и виноват в этом он сам”, — возмущается Анатолий Куприянский, алматинский строитель. “Настоящий мужчина, по-моему, должен сам защищать женщин от насилия, а не быть подкаблучником!”, — говорит он.


Старший инспектор отдела по борьбе с насилием Городского управления внутренних дел Оразалина Жаннат отметила, что к правоохранительным органам мужчины с такими проблемами не обращались. “Кроме “телефона доверия” кризисного центра “Забота” в Казахстане нет каких-либо инстанций, которые занимались бы столь новой и щепетильной проблемой”, — говорит она.


Стоит отметить, что и многие казахстанцы, наряду с женскими кризисными центрами привыкшие говорить о насилии только над женщинами, были сильно удивлены тем, что проблема физического и психологического насилия по отношению к представителям сильного пола в Казахстане все-таки существует.


В первую очередь, удивление общественности связано с тем, что восточная ментальность многих казахстанских женщин не предполагает матриархального уклада жизни. Кроме того, в подавляющем большинстве казахстанских семей главой и кормильцем является мужчина.


Само же проявление насилия над мужчинами, по словам психолога Мадины Еркеновой, “происходит вследствие ряда причин. “В первую очередь, такого рода проблемы имеют социально-экономическую почву. В силу таких факторов, в Казахстане на данный момент очень много семей, где мужчина сидит дома без работы, а жена, занимаясь торговлей или челночным бизнесом, кормит семью.


К тому же, в стране в последнее время происходит медленная, но уверенная феминизация и активно процветает гендерная политика”, — говорит она.


Стоит отметить, что организации, занимающиеся гендерной политикой, в основном, целенаправленно работают по линии равноправия в отношениях мужчин и женщин. Но “именно горячие призывы феминисток, по мнению Мадины Еркеновой, иногда играют плохую роль и негативно действуют на женщин”.


Таким образом, перед общественностью встала еще одна проблема, именуемое официально, как “Насилие над мужчинами”.


Правда, кому надлежит решать такую далеко нее восточную, по меркам казахстанской ментальности, проблему никто еще не решил.


“Конечно, одного “телефона доверия” на всю страну очень мало. Надо, как минимум, создавать целую институциональную систему, чтобы бороться с насилием над мужчинами, равно также, как и с насилием над женщинами”, — сказал в беседе с IWPR алматинский медик Павел Глыба.


Таким образом, в стране появилась еще одна совершенно новая социальная проблема, которой предстоит еще преподнести экспертам массу работы и нерешенных задач. Официальные структуры, как обычно, пока молчат на призывы создавать кризисные центры по реабилитации мужчин, потерпевших насилие. Возрастет ли число потерпевших мужчин, которым приходится обращаться в женские, кризисные центры как прогнозируют эксперты – покажет время.