“Корявыми, немытыми речами они свою обсуживают “жись”
Сергей Есенин
“Бог создал все человеческие расы с одной кровью”
Библия
Похоже, что в отечественных средствах массовой информации разгорелась самая настоящая расистская “междоусобица”, по крайней мере, такой точки зрения придерживаются лидеры организаций русских соотечественников в Казахстане. И все чаще в этой связи упоминается довольно одиозное и неоднозначное издание – газета “Мегаполис”. Именно ее страницы, по мнению главы информационно-исследовательского центра “Русский обозреватель” Федора Мироглова, стали для кого-то весьма удобными и довольно прибыльными “полями сражений” с себе подобными. Но, как известно, погоду делает тот, кто знает, откуда дует ветер. Впрочем, маску с этого национально озабоченного “мистера икс” сорвать совсем не сложно, стоит лишь обратиться к “аналитическому обзору о положении русских соотечественников в Казахстане за 2001 год”, который намедни выпустил в свет господин Мироглов. И все сразу же станет по своим местам.
НАГАЙКОЙ ИХ … ПО МЯГКОМУ МЕСТУ
“Ещё до момента встречи с соотечественниками, когда неожиданно для всех Путин выразил недовольство положением русских в РК, внимание к их проблемам несколько повысилось, — считают сотрудники “Русского обозревателя”. – Соответственно, заинтересовались русским вопросом с целью использования его в своих интересах и разные политиканствующие личности. Основную часть из них представляли люди нерусского происхождения, так называемой демократической ориентации. Уже тогда со страниц российской прессы автор данного доклада (Федор Мироглов – авт.) предупреждал общественность о готовящихся с их стороны масштабных провокациях, что вскоре и последовало. Получив отказ от сотрудничества и неудачных попыток со стороны русскоязычных демократов внедриться в руководство организаций соотечественников и АРСК, против Русской Общины Казахстана и Славянского движения «Лад», составляющих костяк Ассоциации, а также их лидеров, была раскручена большая клеветническая компания редакцией газеты «Мегаполис» (тираж около 50000). Данное издание контролируется и финансируется власть имущими, хотя и заявляет, что оно якобы независимое. Среди первых лиц редакции практически нет казахов. Русских нет совсем. Иные русскоязычные демократы, заведующие в редакции идеологией, за годы смутного времени успели побывать во властных структурах республики, а также в руководстве многих общественных оппозиционных организаций разной направленности”.
Действительно, “Мегаполис”, возможно и заразился таким остро респираторным заболеванием, как расизм, причин ведь тому не мало. Как известно, в журналистике, точно так же, как и в политических интригах, жизненно необходимо все время продлевать паспорт, чтобы не лишиться гражданства на “пиаровских” подмостках – отечестве для подобных данному изданию мастеров рукописного жанра. Вот и порешив в одночасье, что различные политические, экономические, международные скандалы уже набили оскомину казахстанцам, избрали непроторенный путь межнациональной розни посредством все тех же бумаги и ручки. И, надо отдать должное, “Мегаполис” преуспел на этой ниве, собрав довольно богатый урожай различных кляуз, аргументированных отповедей и даже простого человеческого непонимания. Судите сами.
Из интервью Федора Мироглова газете “Доживем до понедельника”
“…В последнее время в казахстанской печати вновь себя проявили люди, которых очень не устраивает то, что в Казахстане нет какого-либо противостояния и вражды между русским и казахским населением (я имею в виду простых граждан). Естественно, что эти люди не русские патриоты … и уж конечно, не казахи. Речь идёт об определяющих главную линию недавно появившихся газеты “Мегаполис” и интернет-сайта “Навигатор” господах П. Своике и Ю. Мизинове. Первый из них, являющийся на данный момент одной из ключевых фигур вышеназванных СМИ, ранее уже публиковал … статьи с утверждениями о “подготовке вооруженных вариантов в “казачьих” регионах”, что повлекло обыски и допросы казаков и едва не привело их к конфликту с правоохранительными органами. Собравшиеся после этого на Большой Круг атаманы и казаки со всех регионов Казахстана единогласно признали статью Своика провокационной, постановив, согласно казачьей традиции, проучить автора нагайкой. Кроме того, сей деятель на страницах “Каравана” публиковал оскорбительные в отношении казахов высказывания, рассчитывая, наверное, при этом, что после таких скандальных публикаций его примут в русское движение или признают за патриота в Москве. Однако, не вышло, русские его отвергли.
…Чего, например, стоят такие цитаты: “Мало того, Русской империи в самом гадком сне не могло присниться, что самый важный рубеж обороны (имеется в виду Казахстан. — Авт.) вдруг превратится в своего антипода — остроконечный кол для этой “задницы” ”, или что русские — это “зоологические шовинисты”.
Авторов, как и руководство редакции, похоже, очень не устраивает межнациональный мир в Казахстане, цитируем: “Вспомним, как и какой ценой добивались независимости все ныне независимые народы мира. Войной и кровью”. Или “…независимость требует, чтобы за неё платили не деньгами (даже миллиардами тенге, как в Казахстане), а жизнью”. Выше процитированное — лишь малая толика чернухи, тщательно подбираемой редакцией “Мегаполиса”. На совесть постаравшись, издатели дополнили сей “шедевр” неоднозначными картинками: батыр, держащий отрубленную голову поверженного врага, и всадник европейского вида, бьющий копьём в щиты тюркских воинов.
…Читаешь всё это и задаёшься вопросом, а куда смотрит Министерство информации и общественного согласия (я подчеркиваю, общественного согласия!) да и прочие госструктуры? Ведь налицо явное разжигание межнациональной вражды и претворение в жизнь действий, изображённых на публикуемых картинках (а возможно, и чьих-то планов). А реагировать надо своевременно, то есть сейчас, потому что, когда эти господа найдут какого-нибудь недоумка в русской среде (или ещё хуже…) и преподнесут его бред в стиле Жирика, типа “Поход на Юг, и танки наши быстры…”, будет уже поздно.
В пресс-службу Русской общины Казахстана уже неоднократно по поводу провокационных публикаций “Мегаполиса” обращались люди разных национальностей.
Один из них даже выразил желание лично “вставить “клин” в то самое место”, но не автору публикации, а тому, кто умышленно тиражирует такую грязь, разжигая межнациональную рознь. Думаю, что он прав. Но этот самый клин должны вставлять не мы, а в соответствии с буквой закона соответствующие государственные органы (иначе, зачем мы платим налоги?).
Со своей стороны хочу предупредить общественность. Господин Своик, порулив в свое время в Соцпартии, Рабочем движении, Народном фронте, Демократической партии “Азамат”, Форуме демократических сил, правительстве республики теперь вновь усиленно интересуется русским движением. Предыдущая его попытка влезть в дела Ассоциации русских, славянских и казачьих общественных объединений Казахстана закончилась провалом. Ему более чем сердито указали на дверь. Но визит Путина и проявленное им внимание к проблемам русских ближнего зарубежья, а также предстоящий весной съезд соотечественников в Москве стимулировали “отца русской демократии” возобновить попытки розыгрыша русской карты. Если такие попытки не прекратятся, то придется опубликовать немало фактов о похождениях … О его поездках без нашего ведома по региональным организациям Русской общины, посещениях кабинетов Госдумы и других российских организаций, рекламировании его как “единственного перспективного русского (вот смех-то! — Авт.) политика для России в Казахстане” и многом другом, о чем общественность и не догадывается”.
Что тут скажешь, для иных “зарабатывание” политических очков – не только дело чести, но и насущная необходимость, основной источник пропитания. И мудрено ли, ведь мы тому свидетели, что авторитет “Азамата”, где господин Своик и поныне играет роль сопредседателя, увы, утратила свой авторитет “единственного борца” за честь и благосостояние родного народа, якобы всеми униженного и оскорбленного. И возродить былую славу партии, особенно на руинах межличностного непонимания, довольно сложно. Поэтому, что весьма очевидно, назрела острая потребность в новой трибуне, в новой арене, предназначенной для демократически-оппозиционных игр. Выбор пал на организации русских соотечественников. А чем не фундамент для столь заветной желанной славы, коей господин Своик жаждет не первый десяток лет? Ведь можно такую заварить кашу, тыча в нос власть имущих тем, что вот де у нас нарушаются права человека, наблюдается дискриминация по национальному признаку, что и гаагский суд сотрясется истерическими конвульсиями. Но шалунишке-демократу дали понять, что русским организациям его чаяния нужны точно так же, как собаке пятая нога, на что тот, мягко говоря, обиделся и пустился во все тяжкие, вернее, решил преподнести “нечестивцам” сладкое блюдо под названием “маленькая оппозиционерская месть”, что, собственно, и вылилось в серию публикаций “Мегаполиса”. Не стесняясь в выражениях издание то и дело сталкивает лоб в лоб русскоязычное и казахскоязычное население. И трудно не согласиться с Федором Мирогловым, который никак не может для себя уяснить, почему Министерство информации и общественного согласия смотрит сквозь пальцы на эту “газетно-националистическую” войну, открытую господином Своиком, которая, если не принять экстренных мер, вполне возможно, выльется в открытую конфронтацию. Прецеденты, способствующие тому, уже есть. Вот вам пример.
Кому выгодна межнациональная рознь?
“После ряда клеветнических и явно провокационных публикаций «Мегаполиса», в Русскую Общину Казахстана, на основании изложенных в газете утверждений, сразу же пришли с проверкой сотрудники прокуратуры и налоговой полиции в поисках мифических денег и оружия. Неожиданная проверка каких-либо нарушений законов не выявила, и чтобы замять провокацию и не нести судебной ответственности за растиражированную ложь, клеветники были вынуждены опубликовать в своём издании, в отношении себя, резкую отповедь руководства Русской Общины Казахстана”.
(Опубликовано в газете “Мегаполис” № 13, 4 апреля 2001 г.)
“Что касается сути публикации, то здесь уместно выразиться языком классика: “Известие о нашей смерти, господа, явно преувеличено»…Авторам явно не нравится, что жизнь не стоит на месте, и что между Русской общиной и представительной властью Казахстана и России начинается конструктивный диалог. И чтобы помешать этому, они не брезгуют использовать грязные методы и клевету. При этом очень важно очернить общину и ее руководство в глазах общественности. Для этого годятся провокационные и ничем не подкрепленные фразы типа » … борьба Бунакова против казахов…», «…Бунаков … вещал, что у казахов ничего не получится, не быть Казахстану суверенным …» Или такой сногсшибательный перл: «Русская община…превратила «ликвидаторство» в доходный бизнес, в котором крутились если не миллионы, то сотни тысяч долларов, — это точно». И далее гнусный вывод: «Зато у Бунакова образовалось подсобное хозяйство».
Господа хорошие! Уважаемые русскоязычные демократы! Если бы это было точно, то мы бы не ходили с протянутой рукой. Между прочим, Ваша склонность к доносам, успешно апробированная в прошлом на казаках, высоко оценена налоговой полицией, которая по наводке Вашей статьи незамедлительно приступила к поиску мифических миллионов, неправедно нажитых общиной на «ликвидаторстве». Однако, смею заверить, господа стукачи, Вас ждет разочарование. Ну а нам эта проверка, в случае судебного разбирательства по Вашей клевете, очень кстати!
К сожалению, способностью делать деньги из ничего, которая присуща Вам, русские не обладают. В этом смысле достаточно провести параллель, когда Бунаков зарабатывает себе на кусок хлеба, как Вы выразились, «огородно-тепличными делами» … на протяжении 14 лет (!), т.е. задолго до появления Русской общины (так что неувязочка по поводу «…зато у Бунакова образовалось …»). Судя по ерническому тону, да и по Вашей сути, занятие крестьянским трудом не престижно и даже зазорно. То ли дело господин Своик, который год назад на мой вопрос: «За счет чего Вы живете, нигде не работая долгое время?» — уклончиво ответил: «С Божьей помощью перепадает с мира по нитке». Поделитесь опытом, Петр Владимирович, как бы и нам умилостивить Всевышнего. Или Вы скромно умалчиваете о прихватизационных доходах в бытность министром? А может быть, у Вас объявился богатый «дядя» за океаном? Например, Кажегельдин. Или могущественный Сорос отстегнул пламенному борцу за демократию в Казахстане причитающиеся 30 серебренников?
Во всяком случае, судя по финальным аккордам статьи, именно Вас избрали в качестве спасителя неприкаянных казахов и особенно русских. Для достижения такой «благородной» цели Вам не только «Мегаполис» подарят, который Вы умело, по всем правилам РR технологий, используете для дезинформации общества…”
Многим может показаться, что “Русская община” слишком уж переусердствовала в выражениях. Но это только на первый взгляд. Неизвестно, что бы сказал каждый из нас, прочитай намедни примерно следующее обращение к читателю:
“…И хотя у русских нет жузов и родов, у них тоже развился процесс дробления. Например, казаки начали самостоятельную борьбу против казахов. А суть «совместной» борьбы Бунакова, Михайлова, Сидоровой, Докучаевой, Гунькина и пр. против казахов свелся к одному принципу: «не пущать, это наше тоже!» И такая тактика была выбрана в стране, где коренное население в целом относилось к русским в высшей степени благожелательно, где русский язык, учитывая определенную функциональную слабость казахского языка, насколько проник во все поры, что стал родным даже для аульных казахов… Более того, защитники русских быстро превратились в своеобразных «ликвидаторов» своих соплеменников, агитируя и помогая русскоязычному населению покинуть пределы Казахстана. В политическом смысле вся работа «Русской общины» сводилась в одному — отбывая за пределы Казахстана, выступая перед депутатами Госдумы, говорить такие страшные вещи, после которых Ельцину оставалось только войска вводить в Казахстан (но он решил начать с Чечни). Не отставали от них и «ладовцы», хотя эти были умереннее и пропагандистки увесистее… И что теперь мы видим? Радикальные «общинники», как и всякие радикаты (!), резко поменяли тактику. В России они нагонят страху, не жалеют красок при описании мук, которые русские испытывают в Казахстане, а дома, что называется, стали шелковыми: Бунаков между своими огородно-тепличными делами заседает в Ассамблее народов Казахстана, время от времени глубокомысленно полемизирует с главой чеченской диаспоры Мурадовым. Его правая рука Федор Мироглов следит за стабильностью в сфере межнациональных отношений в масштабах Казахстана, а внутри «общины», явно превратившейся в некую «русскую» секту, судя по имеющимся сведениям, отвечает за «чистоту рядов». Между тем благодаря именно таким кондовым защитникам русских их количество в РК значительно поубавилось…”
Ну, и как вам такой расклад? Думается, подобные утверждения способные задеть за живое кого угодно. И удивляться, почему русские соотечественники заняли столь острую позицию по отношению к “Мегаполису” не стоит, и так все яснее ясного. Да это и не столь важно. Вопрос в другом: “Почему кто-то хочет разжечь на казахстанской земле межнационального согласия самую натуральную войну между русским и коренным населением, и почему этому никто не препятствует?”. Насколько известно, русские организации, действующие в Казахстане, пока еще не отличились своими ультранационалистскими взглядами, да и коренное население предпочитает жить в мире и спокойствии. Напрашивается один единственный вывод – это кому-то выгодно с финансовой стороны, кто-то очень хорошо оплачивает статьи, подобные тем, которые любит публиковать “Мегаполис”. Претендентов на эту роль не так-то и много. Так что, гадайте, пальцем в небо все равно не попадете…
О “БАНДИТАХ”, “ПРИДУРОЧНЫХ ТИПАХ” И “ТЕРРОРИСТАХ”
Русско-казахская междоусобица, организованная в средствах массовой информации, выплеснулась и на страницы российской прессы.
“Клеветнические материалы в отношении Славянского движения «Лад» и Русской Общины Казахстана, были опубликованы на страницах российской газеты «Завтра» (тираж 100000). Для соотечественников это было полной неожиданностью, так как в этой редакции неоднократно бывали представители выше названых организаций и редактор А. Проханов хорошо знал, что они из себя представляют, а также то, что через Русскую Общину газета «Завтра» поступала и распространялась в Алматы. Во время телефонного разговора, Проханов ни разу не отрицая утверждения о заказном характере материала, лично приносил свои извинения, постоянно ссылаясь на тяжёлое финансовое положение редакции. При этом, он тут же предложил в качестве компенсации опубликовать в отношении автора материала аналогичный ответ, с любыми выражениями, но с одним условием, ни под каким предлогом не упоминать имени редактора. Его помощники были куда откровеннее…”
ЧУЖБИНА
(выдержки из российской газеты “Завтра” № 17)
“…Ф. Мироглов сразу берет быка за рога и начинает резать правду-матку: “Если говорить откровенно, то русские чувствуют себя здесь не совсем уютно” (?). То есть надо понимать, достаточно “уютно”, но не совсем. “Между русским и казахским населением, в отличие от других бывших республик Советского Союза, никаких проблем и трений нет. Все люди дружат между собой… Все проблемы у русских только с власть имущими…” — заявляет Мироглов. Это значит, бродит с плеткой в руках и с десятком нукеров-акимов хан Нурсултан по стране и притесняет русских, а все остальное население, чиновничество, которое (по Ф. Мироглову) на 90 % состоит из казахов (добавьте сюда работников судов, прокуратур, милиции, жилищно-коммунальных органов, школ, детсадов, магазинов, даже автобусных контролеров), с русскими тесно дружит. Или эта армия подавления русских — не казахи и не “местное население”? Что толку, если “хорошее” большинство молчит и благодушно взирает на явный грабеж, а “плохое” меньшинство бесчинствует? Разве не известно, как “плохие казахи”, поощряемые властями, вынуждают за бесценок отдавать уезжающих в Россию русских свои капитальные дома, породистую скотину, мебель, электронику, автомашины? Или неведомо, как оборванные шарамыги в некоторых местах каждые 10-15 км перекрывают проезд автомобилей самодельными шлагбаумами и требуют денег исключительно с русских водителей? Не видели люди, как прилично одетого русского тащат “простые” казахи-милиционеры в кутузку, чтобы там обобрать до нитки? Власти лишь дают установку (по-простому — “фас”!), а все остальное делают вот эти самые “простые люди”. Федор все это прекрасно понимает, но у него свои аргументы: “Поймите, эти парни (казахи) приехали из аула. Конечно, они совершили преступление (ограбили русских), но — не на национальной почве… Такова сейчас социально-экономическая обстановка в Казахстане”. Что тут поделаешь — такой уж у парней менталитет простодушных воров-кочевников: грабь, если можешь! Можно ли их за это осуждать? Вот радость-то узнать, что тебе проломили голову и ограбили не по политическим или националистическим, а по чисто уголовным мотивам… Еще “хорошим” казахстанским русским очень мешают жить “плохие” русские. Кто они? О, здесь эпитетов хватает, не то что для бандитов из аула! Это “многие политиканы в Москве, да и (оказывается, к сожалению, увы) в Казахстане, различные проходимцы, прибегающие к дешевому популизму, “провокаторы”, “бандиты”, “скандальные придурочные типы”, “террористы…”
Получается, что противостояние русских соотечественников и “Мегаполиса” — всего лишь цветочки, а “ягодки” же заключаются в том, что русские, их беды и их проблемы, становятся самой настоящей разменной монетой в финансовых и политических махинациях их же собратьев – россиян. А возможно, что “ноги” растут и вовсе не оттуда, возможно, что “русско-казахские кампании”, проводимые и “Мегаполисом” и газетой “Завтра” — звенья одной цепи, вернее сказать, детище одного режиссера. Больно сценарии похожи. Примерно такого же мнения придерживается и “Русский обозреватель”:
“Интересен факт совпадения взглядов (а может и не только взглядов) руководства газеты «Завтра» и «Мегаполис». Проханов часто печатает материалы известного публициста А.Дугина, пропагандирующего теорию «Евразийства», как новой национальной идеи, при которой будут слиты в единое целое государства и народности (в сущности, это одна из форм завуалированной пропаганды космополитического интернационализма). В «Мегаполисе», также регулярно пропагандируют данную идею местными материалами, и регулярными перепечатками «евразийщины» и других материалов из «Завтра». На сайте «Завтра» реклама дугинского Евразийского центра «Арктогея» занимает одно из центральных мест. Кроме того, в ноябре этого года газете «Мегаполис», в лице её редактора, давали эксклюзивное интервью ведущие публицисты «Завтра» А. Дугин (движение «Евразия») и Г. Джемаль («Исламский комитет»), выйти на которых можно было только через Проханова”.
Итак, что же мы имеем в итоге? А то, что существуют лица, которым очень не хочется, чтобы на земле Казахстана царил межнациональный мир и согласие, и, если повнимательнее присмотреться, их личности не так уж незаметны. Как воспрепятствовать этим национально-расистским потугам – вопрос вопросов, ведь в этом деле замешаны деньги, и весьма немалые. Неужели и дальше придется “восхищаться” опусами национально-озабоченных журналистов?
«Доживем до понедельника»,
№ 10 (94), 15-21 марта 2002 года