— Как Вы относитесь к идее о введении выборности областных акимов? Обоснуйте, пожалуйста, Ваше отношение.
— К идее выборности областных акимов отношусь положительно. Выборность областных акимов не является единственной и обязательной мерой политико-правового реформирования в Казахстане. Необходимо соблюдать логику политического реформирования и практиковать выборность акимов с другими составными этого процесса. Во-первых, необходимо заметно повысить функции маслихатов. Необходимы системные и целостные реформы. Избранные акимы без усиления горизонтальной власти – парламента и маслихатов — могут стать источником своеволия и не правового поведения. Только сильные маслихаты, поддерживаемые правомочным парламентом, могут предотвратить появление удельных князьков. Во-вторых, необходима независимая и сильная судебная власть, которая сможет обуздать эту ветвь исполнительной власти. В-третьих, нужен контроль со стороны представителей президентской власти, которые вкупе с Верховным судом, имеющим функции Конституционного суда, отменят любое неконституционное решение. В-четвертых, нужны независимые масс-медиа, которые вполне могут принадлежать финансово-промышленным группировкам, но которые не могут быть монополистами и контролировать более 20-30% (мера, определенная Президентом РК) медиа пространства.
— Существует мнение, что даже при честных выборах побеждают PR-технологии. А значит, побеждает тот, у кого больше денег, тот, кто может нанять себе наиболее квалифицированную и более дорогую команду. Согласны ли Вы с этим? И не приведет ли это к тому, что должности акимов займут люди, единственным достоинством которых является “толстый кошелек”?
— При честных выборах обычно побеждают PR-технологии, которые могут предопределить результаты выборов. Важно знать правила формирования PR-технологий, что в значительной мере снизит эффективность пиара. Процесс участия кандидатов в президентских, парламентских выборах не обходится без нарушения политических табу. Несомненно, нарушения отрицательно сказываются на имидже кандитатов, их отвергает часть политизированного электората. Кандидат, борющийся за голоса казахского избирателя, должен иметь представление об этих табу, он может сыграть на положительных и отрицательных смыслообразах. На наш взгляд, любой кандидат должен корректно благорасположенно отзываться о необходимости дальнейшего внедрения государственного языка, сам свободно изъяснятся на казахском, ратовать за соблюдение и преумножение фольклорных традиций, продемонстрировать на публике свою приверженность традиционализму, мусульманству и т.д. В настоящее время нет смысла фальсифицировать выборы, и тем самым обречь выборы на нелегитимность.
Надо приучить себя к мысли о том, что избираться должны политики и бизнесмены, время кухарок-парламентариев прошло. За власть, как за политический бизнес, будут бороться представители элиты, реже талантливые представители истеблишмента.
— Для введения выборности областных акимов нужно ли вносить изменения в Конституцию?
— Конституция не икона, но к ней надо бережно относиться. Изменения должны быть системными, по времени это должно быть периодом социального умиротворения, т.е. достаточно сытое и безмятежное, как сейчас.
— Как Вы оцениваете возможность появления сепаратистских тенденций в связи с введением выборности акимов?
— Политико-правовая либеральная реконструкция предотвратит сепаратизм. Лоскутная империя Индия с ее межконфессиональными и межобщинными конфликтами более устойчива, чем любой диктаторский режим. Либерализированная Латвия, несмотря на провокации Российских структур, выстояла и укрепилась.
— Если Вы поддерживаете выборность областных акимов, как, по-Вашему, должно быть проведено разделение бюджетов?
— Бюджеты должны быть долгосрочными, справедливыми, их обсуждение, распределение, расходование обоснованным и обязательно прозрачным. Деление на реципиентов и доноров должно быть стимулирующим для развития каждого региона.
— Не может ли проявиться “бюджетный эгоизм” у выбранного областного акима в областях-донорах?
— Бюджетный эгоизм — нормальное и естественное состояние. Надо найти экономическое и политическое обоснование и демократическое разрешение всему комплексу отношений между донорами и реципиентами.