В январе 2001 года было объявлено о создании Русской партии Казахстана. Однако из-за многочисленных проволочек и отсутствия широкого интереса русскоязычного населения республики о новой партии долгое время ничего не было слышно. На днях стало известно, что партия, наконец-то, была зарегистрирована.
Что входит в цели и задачи нового политического объединения? На этот вопрос отвечает председатель Русской партии Геннадий Федорович Беляков:
— С того времени, как мы начали собираться и обсуждать данную тему, прошло более двух лет. С того момента, когда мы первый раз провели собрание инициативной группы, прошло почти полтора года. Это было в январе 2001 года. С тех пор как мы подали документы на регистрацию, мне в общей сложности пришлось в Астану десять раз съездить. Три раза был отказ в регистрации, два раза нам приостанавливали регистрацию из-за различных правок, например, несколько раз пришлось переделывать текст на казахском языке из-за ошибок. Так в Астане не смогли найти компьютер со шрифтом, каким мы набирали текст устава в Алматы, пришлось возвращаться в Алматы, чтобы перебрать текст. В общем, обычные рабочие моменты. Недоработки на самом деле были, приводили все в соответствие с Конституцией, Законом “О политических партиях”. Я считаю требования Минюста нормальным рабочим процессом, а никак не связанным с политикой. Правда, сейчас я испытываю только усталость после долгой работы, даже пока удовлетворения не почувствовал от того, что добились регистрации нашей партии.
Дальше мы собираемся заниматься регистрацией филиалов партии в областях. Если мы в течение года не сможем организовать филиалы и зарегистрировать их, то регистрацию Русской партии придется отложить на неопределенное время. А партию мы создаем для защиты экономических, политических и социальных прав и свобод русскоязычного населения. Ведь не секрет, что многие русские чувствуют себя неуютно в стране по многим причинам. В первую очередь, они ощущают свою невостребованность, именно поэтому первоочередной задачей партии является разработка концепции управления ресурсами, как сырьевыми, так и людскими, финансовыми. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки. Естественно, мы собираемся бороться и за места в парламенте, развитие русского языка и культуры. И в этом наша деятельность будет схожа с работой Русской общины, “Лада”.
Однако у новой партии есть и противники даже в русских организациях. В прошлом году говорили, что Беляков выполняет заказ Москвы, и новая партия будет финансироваться из России. На этот вопрос Геннадий Федорович, смеясь, отвечает следующее:
— По секрету скажу, если бы я выполнял задание Москвы, то был бы счастлив. Но мы не резиденты России. Деньжонок подбросили бы, может, мы и стали бы ими, но в пределах закона, Конституции Казахстана. Нет, никто нам такого задания не давал, и партия будет действовать на членские взносы и добровольные пожертвования. Мы надеемся, что большинство из русских, живущих в Казахстане, не останется равнодушным к появлению новой партии и хоть чем-то сможет ей помочь.
Одним из основных пунктов деятельности новой партии станет разработка предложений в Закон “О соотечественниках” в России (но, возможно, такой закон понадобится и в Казахстане). После обсуждения в Государственной думе Российской Федерации нового закона о гражданстве, большинство казахстанских лидеров русских организаций выступили с резкой критикой этого закона. По мнению Геннадия Белякова, закон вызывает далеко неоднозначную оценку из-за расплывчатости формулировок. С одной стороны, наличие 6 миллионов нелегалов в России из Афганистана, Китая и других стран не может не вызывать озабоченности вследствие роста криминала и социальной напряженности. Но, с другой стороны, новый закон ужесточает требования и ограничивает права тех, кто раньше признавался соотечественниками. А к ним относились все те, кто проживал на территории бывшего Советского Союза. “Мы хотим участвовать в разработке нового закона о гражданстве с тем, чтобы дефиниции в нем были более точными. Надо дать точное определение понятия “соотечественник””,- заявляет Геннадий Федорович. Лидер новой партии считает, что право на льготных условиях получать гражданство в России имеют представители более ста национальностей, проживающих на территории постсоветских республик. Всем другим надо устанавливать ограничения.
Что ж, цели новой партии определены и ясны. Но это только на первый взгляд. Как на самом деле обернется создание в Казахстане партии с таким названием? Похоже, что власти об этом не подумали, хотя, скорее, подумали. Если кто-то попытается сейчас поднять волнения среди казахов по поводу создания новой партии, то будет весомый повод для отказа в постоянной регистрации новой партии, ибо возникнут опасения разжигания межнациональной розни. Если же дело ограничится выступлениями кучки штатных крикунов типа Амантая-кажи и Жаксыбека Базильбаева, то еще лучше. Можно будет козырять перед Кремлем тем, что вот, мол, казахи даже Русскую партию зарегистрировали, а где еще такое есть. Но хотелось бы думать, что власти на деле не хотят противостояния двух самых многочисленных народов, проживающих в республике, а потому согласились на появление партии с таким названием. Ведь по статистике, русскоязычное население составляет около 40 процентов в республике и, как правило, оно проживает в наиболее крупных промышленных городах. А это означает рабочие руки, интеллект. Если большинство из них надумает податься на историческую родину прадедов, то республика может на долгие годы остаться без квалифицированных кадров. Пока еще выучишь аульных ребят…
От редакции: 17 апреля с.г. ряд депутатов парламента выступил с резкой критикой и протестами против создания “Русской партии”. Если хорошо подумать, то уж сегодня можно точно сказать, зачем власти понадобилась “Русская партия”.