В понедельник по всей Франции прокатилась волна демонстраций против участия лидера Национального фронта Ле Пена во втором туре президентских выборов, намеченных на 5 мая.
В манифестациях в Марселе, Страсбурге, Лиле, Тулузе, Лионе, Париже, Нанси и других городах страны приняли участие почти 100 тысяч человек. В Париже более 10 тысяч человек прошли маршем от площади Республики до площади Бастилии. Они обвиняют Ле Пена в национализме и расизме и призывают остановить его на пути к креслу президента.
Что называется опомнились. А как же воскресенье 21 апреля – день выборов?
Неявка избирателей на избирательные участки побила все рекорды: от 27% по данным министерства внутренних дел, до 29% по оценкам институтов общественного мнения. Похоже, Франция расслабилась в убежденности стабильности европейской демократии. Однако, в первом туре выборов, где в лидеры вышли Ширак и Ле Пен, французы напомнили сами себе, что ничто не бывает вечным, в том числе и демократия, хотя и это плоды демократических выборов.
Результаты первого тура президентских выборов во Франции выглядят так:
Зарегистрировано избирателей: 39 792 999. Проголосовало: 28 891 234. Бюллетени, признанные недействительными: 981 450. Далее:
1. Жак Ширак (Союз за республику): 19,63% — вышел во второй тур
2. Жан-Мари Ле Пен (Национальный фронт): 17,08% — вышел во второй тур
3. Лионель Жоспен (Социалистическая партия): 16,03%
4. Франсуа Байру (Союз французской демократии): 6,9%
5. Арлетт Лагийе (Рабочая борьба): 5,8%
6. Жан-Пьер Шевенман (Движение граждан): 5,4%
7. Ноэль Мамэр (\»Зеленые\»): 5,2%
8. Оливье Безанжено (Лига революционных коммунистов): 4,3%
9. Жан Сент-Жосс (Охота, рыбалка, природа и традиции): 4,3%
10. Ален Мадлен (Либеральная демократия): 3,9%
11. Робер Ю (Коммунистическая партия): 3,4%
12. Бруно Мэгре (Национальное республиканское движение): 2,3%
13. Кристиан Таубира (Левая радикальная партия): 2%
14. Коринн Лепаж (САР 21): 1,8%
15. Кристин Бутэн (Независимый кандидат): 1,2%
16. Даниэль Глюкштейн (Партия трудящихся): 0,5%
Эксперты называют множество причин, почему расист и националист Ле Пен опередил премьер-министра Лионеля Жоспена, ведь ранее предполагалось, что основными соперниками станут Жак Ширак и Лионель Жоспен. Ошибка политологов, аналитиков и экспертов, не сумевших предугадать результаты первого тура, говорят о самодовольстве элиты Франции, которая прежде свысока критиковала Австрию за участие Партии свободы Йорга Хайдера в правительстве и Италию, где конституционными реформами в кабинете заведует Умберто Босси, сам себя называющий пост-фашистом.
В Европе происходят подспудные процессы, не поддающиеся анализу политологов. Радикальные правые силы набирают силу и с каждым годом их влияние становится все заметнее. Также заметно, как слабеют и теряют свой вес коммунисты и социалисты. Противодействие атлантизму и глобализации набирает силу. Значительная часть французов увидела в процессе глобализации опасность размывания нации и предпочла остаться французами.
Экспертам осталось констатировать, что впервые за последние 32 года представитель левых партий не будет участвовать в предстоящем голосовании 5 мая. Только в 1969 году в первом туре одержали победу два умеренных кандидата Жорж Помпиду и Ален Поэр. Как отмечают обозреватели, французский президент Жак Ширак установил настоящий отрицательный рекорд: за всю историю Пятой республики никто не выигрывал первого тура с меньшим отрывом.
Теперь пиарщики срочно проводят соцопросы и предсказывают, что во втором туре 5 мая за Жака Ширака проголосует 78% избирателей, соответственно за Ле Пена –22%.
Однако те же соцопросы свидетельствуют, что за 2 дня до президентских выборов во Франции около 13 % избирателей поддерживали лидера ультраправых сил Ле Пена. Некоторые обозреватели отмечали, что действительная цифра могла быть гораздо выше, так как многие французы стеснялись признаться, что собирались отдать свой голос ультраправому политику.
Теперь, когда он вышел на финишную прямую, тайные его сторонники могут открыто отдать свои голоса своему избраннику. Противники Ле Пена на демонстрациях кричали: “мне стыдно быть французом”, — значит, за него проголосуют те, кто любит себя, а значит французов и Родину.
Нынче французов критикуют другие страны Евросоюза. Стоит ли зарекаться? И только ли французы хотят остаться самими собой? А итальянцы, немцы и другие?..