В последние дни в Кыргызстане обострились религиозные проблемы. В отдельных районах они вылились в открытое противостояние кыргызов, исповедующих ислам, и их соплеменников, являющихся приверженцами христианской веры, главным образом протестантского толка.
Если раньше мелкие стычки на религиозной почве происходили преимущественно в окрестностях столицы Кыргызстана – Бишкека, то последние инциденты подобного рода были зафиксированы в самом отдаленном городе – Нарыне, центре одноименной области, а также в затерявшемся в горах поселке Ак-Тюз Чуйской области.
Конфликты между кыргызами-приверженцами традиционного ислама и их сородичами-христианами на первый взгляд имеют бытовой характер. Как явствует из фактов, очередной инцидент в Нарыне произошел из-за разногласий между представителями разных конфессий в вопросе захоронения тела кыргыза-баптиста. По рассказам очевидцев, местные мусульманские священнослужители воспротивились совершению захоронения его останков на мусульманском кладбище, ссылаясь на постановление Духовного управления мусульман страны.
Следует отметить, что с начала этого года на всей территории Кыргызстана действует постановление мусульманского руководства, в котором предусмотрен пункт о запрещении захоронения тел граждан немусульманской веры на мусульманских кладбищах.
Нарынчане, исповедующие христианство, восприняли этот запрет как нарушение прав человека. Споры представителей двух конфессий вылились в жаркие дебаты на городской площади и стали приобретать явно неуправляемый характер. Лишь благодаря вмешательству городских властей удалось предотвратить большой скандал. Для захоронения тела кыргыза-баптиста выделили отдельный земельный участок.
Как сообщают бишкекские масс-медиа, подобное же происшествие в поселке Ак-Тюз имело более масштабный характер, охватив почти всех местных жителей. Основная масса мусульманского населения потребовала выселения из поселка приверженцев христианской веры. “Если баптисты и представители других церквей не прекратят агитацию среди нашей молодежи, то здесь скоро вспыхнет братоубийственная религиозная война, и в этом будут виноваты проповедники нетрадиционной для нашего края религии”, — предупреждают ак-тюзские мусульмане.
Между тем приверженцы христианско-протестантской веры считают, что мусульманские лидеры сами, своими действиями, разжигают религиозные страсти в Кыргызстане. “Постановление Духовного управления мусульман страны о запрете захоронения останков перешедших в другие религии кыргызов на мусульманском кладбище ущемляет наши гражданские и социальные права”, — в один голос заявляют они.
По словам помощника пастора бишкекской протестантской церкви Иисуса Христа Таласбека Акылбекова, Конституция Кыргызстана гарантирует свободу вероисповедания, и любая дискриминация по этому признаку преследуется законом.
“Тем не менее, — говорит Акылбеков, — мусульманские священнослужители на местах подстрекают граждан против своих сородичей, обратившихся в христианство. Что касается кладбищ, то они принадлежат всем гражданам на правах муниципальной собственности и должны использоваться всеми без исключения, несмотря на религиозные убеждения. Мусульманские лидеры должны считаться с новыми реалиями — теперь у людей есть свобода выбора, в том числе и вероисповедания”.
Пастор этой же церкви Исламбек Каратаев считает, что сам факт обращения кыргызской молодежи в христианство протестантского толка является весьма позитивным моментом в духовном и экономическом развитии кыргызов. По его утверждению, многие молодые кыргызы после активного посещения протестантских церквей убеждаются в том, что именно эта вера дает больше возможностей для свободного развития личности.
“Я сам раньше был алкоголиком и наркоманом, — рассказывает Каратаев. – Потом я обрел живого бога — Иисуса Христа, который и спас меня. Многие кыргызы действительно нашли спасение в наших церквях от нищеты, болезней и семейных неурядиц. Желающих обратиться в нашу веру очень много, но они боятся осуждения общественного мнения и мести со стороны своих соплеменников”.
По информации пастора Исламбека Каратаева, в Кыргызстане насчитывается уже около пяти тысяч прихожан протестантских церквей и немало пассивных сторонников этой веры, предпочитающих пока открыто не заявлять об этом. В своем недавнем интервью корреспонденту IWPR Каратаев пытался доказать, что кыргызы на протяжении своей долгой истории обращались почти ко всем ведущим религиям, и поэтому их нельзя однозначно причислять к сторонникам ислама.
“Да, мы поменяли свою веру, но это не означает, что мы отреклись от своей национальности. Мы остаемся глубокими почитателями вековых традиций и обычаев своих предков”, — утверждает пастор Каратаев.
Между тем руководители Духовного управления мусульман Кыргызстана активно внедряют на местах свое решение о запрете захоронения останков немусульманских граждан на мусульманских кладбищах. В интервью корреспонденту IWPR заместитель муфтия мусульман страны Абдулла хаджи Асранкулов подчеркнул, что такое решение принято по многочисленным просьбам и требованиям мусульманского населения. “Более 80 процентов населения Кыргызстана составляют мусульмане, и мы не вправе игнорировать их требования. Ведь демократия предполагает подчинение меньшинства воле большинства”, — говорит Абдулла хаджи.
Лидеры мусульманского большинства, в свою очередь, обвиняют представителей новых христианских церквей в попытках внести раскол в общество по религиозным мотивам. По их утверждению, поступает очень много заявлений и жалоб от населения с осуждением действий проповедников нетрадиционных конфессий.
“Проповедники посещают дома и квартиры кыргызов и назойливо предлагают им свою литературу, призывают принять новую веру. Нам также известно, что под видом оказания гуманитарной помощи они подкупают некоторых людей”, — заявил недавно один из руководителей Духовного управления мусульман Кыргызстана Илязбек Назарбеков.
В Духовном управлении полагают, что если межрелигиозные отношения и дальше будут развиваться таким образом, то не исключена возможность кровопролития, подобного тому, что произошло в недавнем прошлом в Югославии.
Тем временем в среде мусульманского духовенства стали звучать высказывания о том, что немногочисленные молодые кыргызы-христиане не способны подорвать авторитет традиционной исламской веры. Приверженцы этой позиции считают своих соплеменников, перешедших в нетрадиционные конфессии, заблудшими сынами, которыми движут чисто меркантильные интересы.
По мнению известного политика, депутата кыргызского парламента Турсунбая Бакир уулу, сами власти сеют страх среди мусульманского населения страны, объявив войну разным исламским движениям. Это побуждает отдельных людей переходить в другую, не исламскую, веру. Но он уверен, что традиционные исламские каноны в конечном итоге одержат вверх над новыми конфессиями.
“Проблема заключается еще и в том, что многие мусульманские священнослужители необразованны, — говорит Бакир уулу. — Естественно, они не способны служить образцом истинной исламской веры. Другие священнослужители в свое время пришли из рядов коммунистической партии, которая в течение десятков лет силой насаждала атеизм. Третьи преследуют лишь свои материальные или политические цели. Как только их места займут наиболее образованные молодые лидеры, ислам в Кыргызстане
обретет свою ценность, и заблудшие кыргызы сами вернутся к истокам мусульманской веры”.По официальной статистике, за годы суверенитета Кыргызстана религиозная активность населения проявилась как никогда. В стране с почти пятимиллионным населением ежегодно возводятся сотни мечетей, храмов, церквей и молельных домов, регистрируются десятки религиозных общин и учебных заведений. К примеру, если до 1991 года в Кыргызстане не было ни одного исламского учебного заведения, то в настоящее время здесь действует более сорока подобных учебных заведений, а число мечетей выросло в 34 раза. Традиционное православное христианство также не отстает от общей тенденции развития.
Как явствует из данных статистики, бурно развивают свою деятельность и различные организации и общины протестантского толка. Их насчитывается сейчас 151, тогда как до 1991 года — до распада советского строя в Кыргызстане – их не было.
Все эти организации и общины зарегистрированы в официальном порядке и, как подтверждают в Государственной комиссии по делам религий при правительстве Кыргызстана, действуют в рамках законов страны.
Согласно информации этой же комиссии, с 1995 года начали проявляться первые признаки противостояния на межрелигиозной почве. В разных уголках страны происходят стычки между кыргызами-мусульманами и их соплеменниками, обратившимися в христианскую веру протестантского толка. Эти инциденты возникают пока лишь время от времени, но они приобретают все более устойчивый характер.
Последствия межрелигиозных конфликтов до сих пор удавалось локализовать. Тем не менее последние стычки в Нарыне и Ак-Тюзе вызывают обеспокоенность среди общественности страны. Тем более, что в связи с кровавыми событиями, произошедшими 17-18 марта в отдаленном Аксыйском районе, у большинства населения возникает страх при малейшем противостоянии по любому поводу.
В то же время председатель Государственной комиссии по делам религий при правительстве Кыргызстана Омурзак Мамаюсупов в беседе с контрибьютором IWPR утверждал, что нет особых причин для беспокойства. По его мнению, проявление живого интереса к новоявленным конфессиям со стороны кыргызского населения, равно как и появление многочисленных религиозных организаций и общин различного толка — это нормальный процесс демократического становления общества.
“Неадекватное отношение к новой ситуации в религиозной сфере вызвано тем, что наш народ, как и все советское население, в течение более семидесяти лет находился в изоляции от остального мира, вследствие чего в его сознании утвердилось консервативное восприятие межрелигиозных отношений. По мере ускорения информированности наших граждан в этой области перестанут существовать разного рода мифы о религиозной агрессии. Тем более, что кыргызы отличаются своей толерантностью и веротерпимостью”, — заключает Мамаюсупов
.В самые ближайшие дни ожидается обсуждение в парламенте Кыргызстана законопроекта “О свободе вероисповедания и религиозных организациях”. Духовные управления традиционных для Кыргызстана последнего столетия конфессий — ислама и православного христианства — выразили неоднозначное отношение к данному законопроекту. Руководства этих конфессий подвергают критике большинство его пунктов. К примеру, в заявлении Духовного управления мусульман Кыргызстана отмечается, что “данный проект о религии позволяет узаконить вредоносные действия еретических течений и под видом “свободы совести” усилит экспансию этой тихой и ползучей революции”.
Стоит также упомянуть, что кыргызстанские духовные лидеры мусульман и православных-христиан постоянно подчеркивают, что между ними никогда не возникали межрелигиозные разногласия, что, более того, обе конфессии служат инструментом поддержания общенационального спокойствия в стране.
Вопрос, могут ли другие, новые для этого региона религиозные конфессии стать союзниками ислама и православия в деятельности во имя процветания и мира в Кыргызстане, пока остается открытым…