Можно по-разному относиться к Ермухамету Ертысбаеву, но нельзя не признать одного: он – интеллектуал, мнение которого зачастую опережает общественное развитие. В этом еще раз убеждаешься после прочтения интервью с советником главы государства в газете “Время”. Один мой знакомый назвал это интервью попыткой слуги защитить своего хозяина. Да, можно и так охарактеризовать данный текст, но это значило бы оглуплять как самого президента страны, так и его советников. Но этого делать не стоит, хотя бы потому, что власть за последнее время научилась использовать все те тезисы, с которыми выступает оппозиция. И в этом смысле интервью Ермухамета Ертысбаева – наилучшее свидетельство.
Если другой апологет власти, министр внутренних дел Каирбек Сулейменов с пренебрежением отзывается об экс-министре энергетики, индустрии и торговли Мухтаре Аблязове и бывшем акиме Павлодарской области Галымжане Жакяинове, обзывая их чуть ли не обычными уголовниками; если премьер-министр Имангали Тасмагмбетов, выступая перед депутатами парламента, этих же лиц называет “гусями” и коррупционерами, то Ермухамет Ертысбаев выступает против такого низведения “сильных оппонентов” в “уголовники”. Он заявляет о своем желании полемизировать с “лидерами оппозиции как с идеологическими противниками”, и поступает совершенно правильно. Ибо, он в очередной раз, приподнимает самого президента: одно дело, когда против главы государства выступают люди, сделавшие себе имя в бизнесе и на государственной службе, люди, которым есть что терять, и потому они осознанно поднимают забрало. И совсем другое дело, когда некто, замеченный в коррупции, пытается выставить себя идеологическим противником существующего режима. В этом отношении Ермухамет Ертысбаев поступает намного умнее своих соратников из правительства. Те как будто не понимают, что низводя г-д Аблязова и Жакиянова, тем самым “опускают” и самого президента, который оказывается как бы в одном ряду с самыми обычными уголовниками.
Нельзя не сказать, что г-н Ертысбаев еще года два назад предупреждал, что с оппозицией надо и можно вести диалог. Увы, тогда все его старания обернулись ничем, а вскоре его сместили с поста заведующего внутренней политикой. Между тем, Ермухамет Ертысбаев оказался прав: нежелание прислушиваться к мнению оппозиции, как наиболее радикально настроенной части общества (даже при том, что большей частью люди, называющие себя лидерами казахстанской оппозиции представляют большей частью самих себя, а не широкие круги электората), в любой момент может обернуться социальными катаклизмами. Появление в рядах оппозиции части бизнес-элиты, обладающей финансовыми, информационными и даже людскими ресурсами и свидетельствует о росте социальной напряженности в обществе. И глупо делать вид, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов в одночасье решили “прозреть” и защищать свой бизнес, находящийся под угрозой, переходом в стан оппозиции. Вряд ли люди, успешно ставившие свое дело на протяжении многих лет, готовы пожертвовать вдруг всем ради “призрачных” идеалов демократии. Вряд ли бы они пустились в плавание, не заручившись определенной поддержкой своих коллег (кстати, фамилии подписавших ноябрьское обращение к общественности, возвещавшее о появлении ДВК, подтверждает это). Вот об этом бы надо подумать власти. Интервью Ермухамета Ертысбаева как раз о том и говорит, что рано почивать на лаврах, а надо думать об истоках, причинах появления ДВК и перехода в радикальную оппозицию людей типа Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова, которые плоть от плоти порождение самой власти.
Вот что об этом говорит Ермухамет Ертысбаев: “Меня больше волнуют не конкретные нарушители закона, а причины, порождающие это явление. Значит, надо менять налоговую политику, сделать кредиты доступными для широкого круга предпринимателей, проводить гласную политику иностранного инвестирования, тендеров, словом, менять всю СИСТЕМУ”.
Сегодня жить “по понятиям”, как прежде, когда “бизнес, власть и управление тесно переплелись”, становится невозможным. Бизнесмены не могут уже управлять своим бизнесом по тем законам, которые принимала власть. И власти надо понять это. Да, можно сейчас пересажать половину или даже всех бизнесменов, благо что в нашем обществе, по словам министра внутренних дел, можно сажать всякого, кто имел отношение к тендерам по продаже предприятий и других объектов государственной собственности. Но что это даст самому обществу, стране
?.. Причины той же коррупции останутся, следовательно, опять прав Ертысбаев: менять надо всю СИСТЕМУ. Сделать это власть пока не готова, между тем, промедление в данном случае окажется смерти подобным. Недаром Ермухамет Ертысбаев подчеркивает: “Да, действительно, есть влиятельные силы, которые не хотят видеть Назарбаева президентом Казахстана”. Эти влиятельные силы сегодня и делают все, чтобы больше хаоса царило в республике. Чтобы удержаться, власти необходимо продолжить те действия, которые на данном этапе принесли ей очки и позволили опередить оппозицию. Но в любой момент все завоеванное может обернуться пирровой победой. О том и твердит буквально в каждой строчке своего интервью советник главы государства. Жаль, если к его словам не прислушаются, как и два года назад, когда он говорил о необходимости введения диалога между оппозицией и властью.Нурсултан Назарбаев за последние полгода предпринял ряд шагов, которые говорят о его умении все же прислушаться к доводам оппонентов. Во-первых, он убрал с ответственных должностей ряд персон, имена которых упоминались неоднократно в западных кругах в связи со скандалами о взятках и махинациях при приватизации государственной собственности, а также как нарушителей прав человека и свободы слова. Во-вторых, президент сумел обернуть все лозунги оппозиции в свою пользу: проведены экспериментальные выборы акимов районов и поселков, ученые доказали состоятельность положений действующей Конституции и т.д. Что касается свободы слова и независимых СМИ, то здесь разговор особый и об этом надо отдельную статью писать. В-третьих, под видом борьбы с коррупцией устранены наиболее радикально настроенные представители бизнес-элиты. Но всего, что сделано, недостаточно. Пропасть между властью, судорожно защищающей себя, и массами становится с каждым днем все глубже. И дело не столько в оппозиции, пытающейся консолидировать свои действия, сколько в том, что борьба внутри самой власти становится все более жесткой. Уголовное дело в отношении теперь уже бывшего министра транспорта и коммуникаций Аблая Мырзахметова свидетельствует о том, что ребята торопятся “замочить” конкурентов.
Есть и другая сторона нынешней ситуации. Казахстан с каждым днем становится все более лакомым куском для транснациональных компаний и мировых держав. Естественно, что все они будут пытаться найти посредников для того, чтобы свободно действовать на рынке нашей страны. Видимо, это — одна из причин того, что в ноябре 2001 года возникло новое общественное объединение “Демократический выбор Казахстана”. Очевидно, отдельные из них и станут основными посредниками при ведении переговоров с казахстанской стороной. Собственно говоря, в этом мы могли убедиться на примере второго евразийского экономического саммита, когда представителей партии “Ак жол” буквально раздирали зарубежные участники. Но в стране есть и собственные инвесторы, которые также желают вкладывать свои деньги в освоение нефтегазовых и других богатств Казахстана. Если власти не найдут способа примирить все стороны, заинтересованные в разделе пирога, то социальная напряженность будет расти с геометрической прогрессией. Какой же выход? Может, действительно свет в конце тоннеля – в изменении СИСТЕМЫ?