Вещи пугливы, изменчивы, мерцают множеством смыслов, а наше мнение о них целиком зависит от точки обзора. Скажем, столь презренный ныне “совок” даже в плане эстетическом даст сто очков форы теперешнему “доминирующему типу” – американоцентричному негодяю-авантюристу, и многие атрибуты “проклятого прошлого” явно выигрывают в сравнении с той скотской атмосферой прогрессирующей вестернизации, в которой мы сегодня оказались… Борьба за нас, за наши мозги и души – факт, имеющий глубоко провиденциальное значение, ведь все говорит о том, что время предуготовленных испытаний, описаниями коих полнятся страницы священных книг, настало. Посему столь важно обрести в кромешном деморализованном хаосе современности надежный духовный ориентир и, отбросив в сторону дешевое самомнение \»цивилизованного\» индивида, положиться на взгляд компетентного, авторитетного, истинного Свидетеля. Именно таким “неотчуждаемым” духовным авторитетом в полной мере обладает мусульманский эзотерик Рене Генон, а его \»Кризис современного мира\», быть может, самая важная книга ушедшего 20-го века.
Поднаторевший в поглощении лихого сюжетного чтива, приученный к “творческому” писательскому онанизму книголюб эры пелевиных и кастанед, вполне может статься, озадаченно пожмет плечами, только что осилив геноновское Введение и не обнаружив при этом признаков того, что он привык идентифицировать как \»интеллектуальную\» составляющую прочитанного. Слишком велико расстояние между вошедшей в моду постмодернистской “игрой означающих”, завоевавшей сегодня даже пространство строгих академических штудий, и той сосредоточенной созерцательностью, погруженностью в Единое, которая отличала традиционного мудреца. Что ж, Генон — крепкий орешек, и он совершенно точно придется не по зубам тем, кто мыслит категориями \»спонтанного игрового самовыражения\». Этот автор подчеркнуто антисовременен, его стиль старомоден, его писания исполнены потрясающей цельности, и даже наивности, совершенно недоступных нам, последним людям закатной поры. Но он чрезвычайно, в высшей степени актуален, поскольку только взгляд sub specie aeternitatis способен охватить и оценить всю глубину падения современного человека и, что самое главное, объяснить — почти что на пальцах, если судить непредвзято, — причины и суть треволнений и катаклизмов эпохи.
“Мысли тихие, как голуби, управляют миром”. О чем бы ни кричали заголовки газет, и как бы ни морщили крутые лбы ученые и аналитики, выдавая на-гора очередную модную концепцию современности, налицо очевидная неспособность \»научного сообщества\» адекватно переварить проблему. Никто из современных интеллектуалов, ограниченных скудным горизонтом изжившей себя, находящейся при последнем издыхании Западной Парадигмы, не в состоянии даже отдаленно и приблизительно сформулировать вопросы, требующие незамедлительного ответа, не говоря уже о том, чтобы найти конкретные нужные решения. Подтверждение тому — такой неприкрытый маразм, как \» Восток и Запад: диалог и сотрудничество\» (“призовая” тема бесчисленных и в равной мере бесплодных конференций, “круглых столов” и т.д.). Слишком часто мы слышим в последнее время о близящемся золотом веке, эре экономического благополучия и благоденствия под сенью Нового Мирового Порядка. С другой стороны, разномастные самозванные \»гуру\», аккредитованные при ООН, несут какую-то дикую, несусветную ахинею, пытаясь выдать свое феноменальное скудоумие и потрясающее невежество за \»интуитивный синтез\» науки и религии. Билл Гейтс, Харе Кришна, Раджнеш, New Age, овечка Долли и экстрасенсы, сайентологи и свидетели Иеговы, — вот они, примечательные, знаковые персонажи эсхатологической реальности, в которую мир вступает, уже вступил, окончательно \»разобравшись\» с остатками подлинной интеллигентности и настоящей, не карикатурной духовности. В конце концов, все мы стали настолько разумны, что, кажется, окончательно сошли с ума. В масштабах всемирных происходит грандиозный, не имеющий аналогов сеанс тотального промывания мозгов, с использованием всех возможных каналов воздействия, включая новейшие разработки в области технологий СМИ. В нашу реальность внедряются пришельцы пострашнее уэлсовских марсиан, потому что с их приходом в корне меняются, релятивизируются глубиннейшие основания Бытия, и на образующихся онтологических разломах выступает пена и грязь этого мира, позор этого мира, — скопище деградированных, погрязших в материальности недолюдей, толпа, кичащаяся сомнительным статусом \»просвещенных\» народов.
К слову сказать, заокеанский homo novus, предлагаемый всем прочим в качестве идеала и образца для подражания, любопытен прежде всего тем, что имеет своим архетипом обыкновенную белую крысу. К которому прилагается соответствующая “идея существования”. Как вся русская литература вышла из \»Шинели\» Гоголя, так весь славный американский народ, надо полагать, сбежал из лабораторий бихевиористов. Иначе трудно объяснить эту патологическую тупость в вопросах, хотя бы немного выходящих за рамки чисто практической деятельности, связанной с получением той или иной выгоды или прибыли. “Экономический человек” — плод нескольких веков вивисекторских рационалистических экспериментов – со всей бесцеремонностью нового хозяина заполонил собой мировое социокультурное пространство, смещая на периферию и маргинализуя все традиционные культурные формы. Картина, открывающаяся взгляду того, кто хотя бы на мгновенье сумел вырваться из-под чар современности, ужасает своей безысходностью: сотни миллионов крыс в человеческом облике мечутся в лабиринте жизни, ежесекундно решая множество прикладных задач, при встречах совокупляясь, или пожирая друг друга, или просто впадая на полном ходу в некое подобие спячки. Все совершенно в духе У.Джемса. Забавно, но эти добропорядочные и преуспевающие господа — удачливые банкиры, популярные писатели, известные политики, составляющие, так сказать, авангард Извращения, очень удивились бы, узнав, что их способ жить, мягко говоря, несколько отличен от того, что на самом деле является человеческой нормой. Удивились бы, пожали плечами — и побежали бы дальше по каким-то своим важным и неотложным крысиным делам. ПРОПАСТЬ СЛИШКОМ ШИРОКА, мир окончательно разделился, падение достигло максимальной величины, никто и ничто не избежит кошмара Конца. Таково послание Рене Генона, и сомневаться в истинности его слов не приходится, глядя на творящееся беззаконие и беспредельную порочность и мерзость Системы, провозгласившей своим основополагающим принципом полное отрицание традиционных ценностей, легкомысленно и самонадеянно выстраивающей в противовес им всемирный небоскреб Нового Вавилона. Забывая при этом, что однажды падающие небеса уже разрушали подобное помпезное сооружение, не оставив от него камня на камне. Помните, — “… построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя”… Похоже, идеологи и архитекторы Нового Порядка не слишком-то склонны обращать внимание на некоторые поучительные аналогии и, как всегда, полагаются исключительно на финансовую и военную мощь, наивно веря в собственную неуязвимость и отрицая право всех остальных на другое, часто совершенно другое мнение.
…Кажется, у Шпенглера есть замечательный пассаж о том, что книги только тогда имеют смысл и выполняют своё истинное предназначение, если они живы и действенны в людях, которые доросли до их понимания. Что ж, эта мысль кажется особенно востребованной сегодня, когда сама процедура чтения и основанная на ней книжная культура дискредитированы засильем профанизирующей банальности. В любом случае, духовно-интеллектуальный потенциал Традиции необходимо осмыслять и претворять в жизнь, дабы “иметь глаза, чтобы видеть”, и научиться отделять зерна от плевел, а козлищ – от агнцев. В противном случае нас ждёт жалкая участь апокалиптического “пушечного мяса” с кругозором зомби и потребностями свиньи.