“Для использования при нештатных ситуациях” Казахстан готов предоставить США аэродромы Шымкента и Лугового. Об этом заявил министр обороны республики Мухтар Алтынбаев на состоявшемся брифинге после встречи главы государства Нурсултана Назарбаева с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом.
Становится традицией заявления высокопоставленных чиновников США о том, что они не планируют оставаться в Центральной Азии надолго и не планируют создавать постоянно действующие военные базы. Хотя реальные действия демонстрируют обратное. Вашингтон пытается всеми силами закрепиться в регионе, одним республикам обещая финансовую помощь, другим – признавая их государством с рыночной экономикой.
Как сообщили информационные агентства, Казахстан стал первой страной СНГ, которую США признали государством с рыночной экономикой. Однако, несмотря на то, что данный шаг обусловлен, прежде всего, геополитическими интересами, все же нельзя не отметить объективность оценок экономического развития республики. В 2001 г. рост ВНП составил около 13,2 %, налицо улучшение экономической ситуации.
Кроме того, в официальном заявлении прозвучало, что на аэродромах Казахстана Вооруженные Силы США присутствовать не будут и речь идет лишь о “нештатных ситуациях”, т.е. оказание помощи в случае аварийной ситуации в воздухе.
Предоставленному объяснению скептически относятся ряд отечественных аналитиков, которые предполагают, что возможно, американцы стремятся открыть свои склады боеприпасов на территории республики.
Однако, по мере расширения своего присутствия в центральноазиатском регионе, все чаще возникает вопрос, нужны ли Вашингтону в действительности аэродромы Казахстана в антитеррористической борьбе?
Независимые аналитики склонны связывать это с энергетическим богатством Казахстана, которое все более становится очевидным. Важным пунктом выступает контроль за транспортировкой нефти из Каспийского бассейна.
Вторым фактором, двигающим США, несомненно, является желание ослабить влияние России. Ведь, как известно, Астана всегда демонстрировала свое дружеское отношение к Москве в отличие от других республик постсоветского пространства.
Безусловно, присутствие, пусть в некотором роде пока формальное, дает определенные плюсы для Вашингтона до внесения определенности в решении транспортировки нефти. Как известно, еще одним вопросом, который обсуждался за закрытыми дверями министра обороны США с главой государства Казахстана, стали итоги саммита в Ашгабате – демилитаризация моря. Об этом журналистам сообщил министр Алтынбаев.
В связи с этим Жибек Кашкеева, корреспондент “Делового обозрения “Республика”, высказывает свое удивление тем, что делимитация моря обсуждается с государством, не имеющим к нему непосредственного отношения. И результаты саммита связывает именно с “незаметным” участием Вашингтона, что, в итоге, привело к тому, что реальные участники к консенсусу не пришли. Хотя Россия также “не сидит сложа руки”. Об этом говорит решение принадлежности месторождения Курмангазы на Каспийском море в пользу Казахстана.
Также важным пунктом выступает наличие военных баз на границе с Китаем, Белый Дом серьезно волнует Шанхайская организация, которая рассматривается им как центр, возникший как противостояние США.
Таким образом, Казахстан получает первые дивиденды от игры между Россией и США, но в связи с этим главное не переусердствовать, так как республике не стоит “отдалять” от себя Россию.
Принятое решение казахстанской стороной социолог Илеуова Гульмира расценивает как вынужденное, но при этом, выражая свою гражданскую позицию, отмечает, что отрицательно относится к размещению американских военных баз на территории Казахстана. Согласно ее позиции, здесь опять сказывается слабость многовекторной направленности внешней политики, когда государство не может точно определить, с какой державой “дружить”.
Астана, объявляя о предоставлении аэродромов, получает реванш в решении внутриполитических процессов, заявляют представители оппозиции. В доказательство этому Нурболат Масанов приводит пример реакции Запада на последние события в республике, которую считает относительно мягкой, что придало властям уверенности в том, что они могут и дальше подавлять оппозицию.
Хотя, как отмечают политологи, вопрос о возможности размещения отдельных военных частей США в республике поднимался еще до 11 сентября на полуофициальном уровне. Согласно данному источнику, в этих целях были разработаны “План оборонного сотрудничества” военных ведомств США и Казахстана, а также “Программа военных контактов между Вооруженными Силами РК и Центральным командованием США”.
Казахстанский эксперт, пожелавший остаться анонимным, ставит под сомнение рассмотрение вопроса относительно размещения на территории страны военных сил иностранного государства. Наличие вышеперечисленных документов, по его мнению, еще не доказывают существования такой версии. Он уверен, что в рамках этих программ предполагалось прежде всего обучение казахстанских офицеров и прохождение практики в американской армии.
Общественность Казахстана не высказывает ни негативного отношения, ни позитивного. Не исключено, что активность США обусловлено и тем, что Казахстан по сравнению с другими центральноазиатскими республиками проводит самостоятельную политику.
В последнее время отмечается рост негативного отношения к американцам, которое пока не проявляется в открытой форме. Здесь ситуация отличается от того, что автор статьи видел в Бишкеке, в столице Кыргызстана, где отношение большинства кыргызстанцев к американцам очень хорошее. На них смотрят как на спасителей.
В свою очередь, российские эксперты полагают, что “сотрудничество в рамках антитеррористической операции” является удобным предлогом Астаны для расширения сотрудничества с США. Приводят в пример посещения группы американских экспертов Семипалатинского ядерного полигона (Северо-Восточный Казахстан) и расположенного под Чимкентом (юг республики) хранилища радиоактивных отходов. При этом акцентируют внимание на том, что в настоящее время уже начата программа по обеспечению биологической безопасности и разработка планов совместных действий с казахстанскими учеными из Института карантинных и зоонозных инфекций и сельхозяйственного НИИ в Отаре.
И, по мнению российского аналитика Михаила Ходаренко, многостороннее стратегическое казахстанско-американское сотрудничество, вступив в качественно новую фазу, окончательно похоронило существовавшие до последнего времени в Кремле слабые надежды на возможность реанимации процесса политической и экономической интеграции.