Адвокаты Г.Жакиянова отвечают на вопросы нашего журналиста

Елена Ребенчук, адвокат Жакиянова

— Как протекало следствие?

— Все прошедшее время, мы были практически лишены возможности предоставить следствию документы в защиту Жакиянова.

Я в первый раз встречаю такой допрос. Практически никаких вопросов Жакиянову не задают. Происходит следующее. Защита в процессе расследования собрала достаточно доказательств невиновности Жакиянова, и мы пытались приобщить все эти документы к материалам уголовного дела, но все наши ходатайства следствие отклоняет. Ежедневно мы отправляем по одному-два ходатайства, но ни одно из них следователем не удовлетворено.

Почти месяц мы просидели в Павлодаре без следственных действий — ничего не делалось. Затем нам предъявили три экспертизы без приложений. Как только мы начинаем требовать приложения (т.е. то, что было предметом экспертизы), нам сразу же оформляют протокол об отказе ознакомления с ней.

Следствие идет односторонне, необъективно. Нам просто не дают защищать его права. Если какое-то действие происходит, то обязательно оно заканчивается протоколом об отказе от подписи. Происходит это так, Жакиянов читает протокол, и у него всегда появляется масса замечаний, которые он пытается изложить письменно, но ни разу ему этого не позволили.

В субботу я отправила письмо Генпрокурору о жестоком обращении с моим подзащитным, 12 числа у Жакиянова резко ухудшилось здоровье. На мою просьбу допустить к подзащитному его лечащего врача следователь Кусаинов ответил, что Галымжан Бадылжанович здоровее многих.

— Когда дело будет передано в суд?

— По обещаниям следователя, 28 мая должны закончить дело и передать его в суд. До окончания суда Жакиянов будет находиться под домашним арестом.

— Как вы думаете, суд будет объективным?

— Я очень на это надеюсь. Надеюсь и на то, что судья нас выслушает, все наши доказательства невиновности Жакиянова будут приняты во внимание.

Мы предоставим суду исчерпывающие доказательства невиновности Галымжана Бадылжановича. В этом деле нет оснований привлекать нашего подзащитного к уголовной ответственности, все его действия были правомерны.

Мой подзащитный тоже возлагает большие надежды на суд: уже разработана концепция защиты, по-нашему ходатайству будут приглашено огромное количество свидетелей, вплоть до тех людей, кто на себе испытали решения Жакиянова, которые теперь признаются незаконными. Это были разумные решения, их было необходимо принимать.

По поводу сроков, я думаю, что если суд будет объективным, он продлиться не больше трех дней.

— На чем строится обвинение?

— Все обвинение строится на трех экспертизах и на показаниях его заместителя, а его показания, я бы сказала, — оговор Галымжана Жакиянова. Его просто запугали, потому что неожиданно из обвиняемого он превратился в свидетеля, а это о чем-то говорит.

Галымжан Бадылжанович надеется, что в суде ему дадут возможность представить свои доказательства и сообщить всему миру и стране о том, что все его действия были законны.

— На ваш взгляд суд будет открытым или закрытым?

— Судя по тому, как идет следствие, процесс будет закрытым. В прошлую пятницу в очередной раз отклонили мое ходатайство о допуске членов политсовета ДВК Абдильдина, Батталову, Своика и других к участию в общественной защите.

Бекзат Тургынов, адвокат Жакиянова.

— На ваш взгляд суд будет открытым или закрытым?

— Суд, конечно, будет открытым, по делу обвинения никаких государственных секретов нет. Вполне возможна попытка сделать суд закрытым, но никаких мотивов к этому нет.

— Вы выиграете суд?

— Насколько я вник в материалы дела, там никакого обвинения для предъявления уголовного дела по статье 380 части 3 “превышения власти” нет. Я сомневаюсь, что суд будет законным. Все наши ходатайства без законного основания отклоняются.

В случае проигрыша, нашему подзащитному могут дать 6-7 лет.

— Ваше отношение к следователю Кусаинову?

— Следователь, ведущий дело Жакиянова, выполняет установки вышестоящего руководства, и говорить, что он один повинен в том, что Жакиянова держат в бараке, нельзя. Сразу видно предвзятое отношение к моему подзащитному с обвинительным уклоном. Статья 70 гарантирует право, что представители общественных объединений, к которым относится подзащитный, должны быть допущены наравне с адвокатами и супругой, но и это следствием не разрешается. Они требуют перечень документов, которые законом не предусмотрены. Все необходимые документы для допуска общественных защитников у нас готовы, и тем ни менее следователь уже месяц тянет с решением.