Коллективная оборона СНГ поднимается на новый уровень

В Москве 14 мая завершился юбилейный саммит государств - участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ). По сути его решения выводят на новый уровень степень военной интеграции 6 стран СНГ, решивших совместно оборонять свой суверенитет.

В Москве 14 мая завершился юбилейный саммит государств — участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ). По сути его решения выводят на новый уровень степень военной интеграции 6 стран СНГ, решивших совместно оборонять свой суверенитет. Один из главных итогов саммита ДКБ состоит в том, что Совет коллективной безопасности принял решение преобразовать Договор о коллективной безопасности в \»Организацию договора о коллективной безопасности\». Как говорится в принятом решении Совета коллективной безопасности (СКБ), к 1 июля 2002 года должна быть сформирована рабочая группа \»на уровне заместителей руководителей соответствующих министерств и ведомств\» государств — участников ДКБ с участием генерального секретаря Совета коллективной безопасности. Этой группе предстоит до 1 ноября 2002 года подготовить проекты документов, регламентирующих деятельность Организации и ее органов \»с учетом существующей в рамках Договора правовой базы\».

Как заявил на саммите президент РФ Владимир Путин, Организация Договора о коллективной безопасности \»будет налаживать взаимодействие с другими организациями в сфере обеспечения безопасности в мире, прежде всего с ООН и СБ ООН\».

\»Страны, которые в свое время подписали ДКБ и сегодня создают организацию Договора о коллективной безопасности, дружат не против кого-то, а против угроз, с которыми сталкиваются\», — подчеркнул глава российского государства.

Совет коллективной безопасности принял также решение создать межгосударственный орган военного управления ДКБ. Как отмечается в решении саммита лидеров ДКБ, в 2002 году должна быть создана Группа координаторов из представителей генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств — участников Договора о коллективной безопасности для организации текущей работы по военной составляющей Договора и подготовки решений по вопросам военного строительства.

Можно сделать вывод о том, что шесть стран СНГ, решившиеся на тесную военно-политическую интеграцию и сближение, наконец-то определились в формах своего дальнейшего военного сотрудничества. При этом за Россией априори закреплена управляющая роль этим процессом. Именно на основе российского Генерального штаба ВС РФ во главе с его начальником генералом армии Анатолием Квашниным будет создан единый межгосударственный орган военного управления. Как заявляют военные источники, этот орган будет в корне отличаться от той аморфной структуры, в которую сегодня превратился Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ. Новая военная система управления коалиционными войсками государств-участниц ДКБ будет существовать в структурах Главного оперативного управления Генерального штаба (ГОУ ГШ) ВС РФ и состоять в основном из российских кадровых военнослужащих. Штат ее будет относительно небольшой (не более 50 офицеров). Однако при условии тесного взаимодействия с ГОУ ГШ ВС РФ и другими подразделениями военного ведомства (международно-договорным управлением, управлением по военному сотрудничеству со странами СНГ и т.п.) оперативно-штабная работа военного органа управления силами государств СНГ должна быть достаточно эффективной.

Почему создана жестко контролируемая Москвой военно-управленческая структура, гадать не приходится. В условиях расширения НАТО на Восток и возможного долговременного военного присутствия США и сил альянса в Центральной Азии и Закавказье Россия при всем сближении с Западом понимает, что должна отстаивать и контролировать там ситуацию. Самой это сделать трудно и дорого. Однако, опираясь на союзников, создать коалиционные военные силы можно достаточно быстро и качественно.

Как известно, страны ДКБ долго не шли на такое сближение. Однако сейчас готовы сделать определенные уступки России. Фактически страны ДКБ признали тот факт, что российский Генштаб должен будет вступить в оперативное руководство частью их национальных сил и войск. Согласие это \»завоевано\» уступками России, связанными с продажей оружия странам ДКБ по льготным ценам, а также частичным финансированием ею национальных программ, связанных с разработками новых видов вооружений и военной техники, воссозданием эффективной системы ПВО и т.п.

Этот аспект специально подчеркнули на саммите президенты. К примеру, на Совете ДКБ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил удовлетворение принятым решением, в соответствии с которым страны-участницы ДКБ будут иметь преимущество в военно-техническом сотрудничестве перед странами СНГ, не входящими в Договор. По его словам, участницы ДКБ \»будут покупать оружие, технику по единой цене\». А президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, выразив удовлетворение решением о совместной подготовке кадров, отметил, что уже сейчас в высших военных учреждениях России обучаются свыше 500 офицеров Таджикистана.

Чем конкретно будет управлять коалиционный штаб (КШ) ДКБ?

Во-первых, коллективными силами быстрого развертывания, в состав которых уже будут выделены не отдельные батальоны, а полки и бригады с подразделениями обеспечения.

Во-вторых, в оперативное управление КШ ДКБ перейдут другие войска и силы национальных армий, готовые действовать по единому плану в угрожаемый период. В документе, принятом по итогам сессии СКБ, говорится о необходимости планирования и проведения комплекса мероприятий, которые должен провести Совет министров обороны государств-участников ДКБ, для обеспечения \»оперативного развертывания и усиления авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания\». Эффективное практическое функционирование коллективных сил быстрого развертывания СКБ рассматривает \»как шаг к созданию коалиционной (региональной) группировки войск Центральноазиатского региона коллективной безопасности\».

В-третьих, в рамках единой системы коллективной безопасности КШ ДКБ будет руководить региональными штабами коалиционных структур на восточно-европейском (Россия — Белоруссия), кавказском (Россия — Армения) и центральноазиатском (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) театрах военных действий.

И в-четвертых, КШ ДКБ будет тесно взаимодействовать с международными военными структурами — ШКВС, Антитеррористическим центром, а также штаб-квартирой НАТО, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и т.п.

Государствами ДКБ также планируется увеличить количество военных маневров и командно-штабных учений. Только в этом году их будет проведено не менее 10. Как известно, в апреле прошли совместные комплексные оперативно-тактические учения \»Юг-Антитеррор-2002\». Сейчас в Гороховецком учебном центре Московского военного округа также проходят учения подразделений ВС государств ДКБ, в которых принимает участие не менее 1000 военнослужащих (танковый батальон, артиллерийский и реактивный дивизионы, зенитно-ракетные батареи, 20 вертолетов и 6 боевых самолетов). Примечателен факт, что основное бремя военных расходов на эти учения взяла на себя Россия. При ее финансовой поддержке в июне этого года также будут организованы учения Коллективных сил быстрого развертывания на территории Киргизии и Казахстана. Кроме них? планируется провести региональные учения сил ДКБ в Армении и Белоруссии.

Таким образом, военная интеграции стран ДКБ при активной роли России переходит в новое качество. Это потребует открытия новых статей расходов в военных бюджетах государств ДКБ, а также выделения средств на функционирование КШ ДКБ. Хотя не исключен и тот факт, что бремя расходов на коалиционный штаб возьмет на себя Россия.

Соб. обозреватель WPS

“горячая точка” (Выпуск No. 55, 17/05/2002)