В Казахстане решают проблему международного усыновления

Несовершенное казахстанское законодательство о международном усыновлении допускает возможность нелегального вывоза казахстанских детей за границу. Предлагаемые правительством поправки к закону “О браке и семье” призваны решить эту проблему.

В Казахстане проблема незаконного вывоза детей-сирот за границу уже долгое время будоражит общественность, вызывая озабоченность по поводу дальнейшей судьбы усыновленных малышей.

В местных СМИ периодически появляется информация о вывозе детей для скрытой продажи и для трансплантации их органов. Источник такого рода коммерции в Казахстане, прежде всего, связывают с деятельностью международных агентств по усыновлению, оказывающих посреднические услуги наряду с государственными структурами.

Вместе с тем, согласно действующему законодательству, в Казахстане вопросами усыновления уполномочены заниматься исключительно государственные органы опеки и попечительства при Министерстве образования и науки, хотя нередки случаи прямого участия иностранных агентств по усыновлению.

По данным Министерства юстиции РК, нелегально действующих международных и иностранных агентств по усыновлению в Казахстане насчитывается более 40, которые предлагают усыновить детей из Казахстана, прилагая полную информацию о каждом ребенке, размещая это на своих веб-сайтах, тем самым нарушая казахстанское законодательство.

По казахстанскому закону “О браке и семье” допускается усыновление детей иностранными гражданами при соблюдении ряда условий, основным из которых является личное участие будущих родителей в выборе ребенка, сборе информации и оформлении документов.

С 1999 по 2001 год при участии международных агентств было вывезено из страны 1797 казахстанских детей. Данные цифры подтверждаются Министерством образования и Министерством юстиции – ключевыми государственными органами, задействованными в процессе международного усыновления. Большинство случаев – примерно 85% — усыновления казахстанских детей приходится на граждан США. Также наиболее активными являются граждане Германии, Японии, Ирландии и, как ни странно, Монголии.

В результате журналистского расследования IWPR выявились две категории международных агентств.

К первой категории относятся организации, легально действующие на территории своей страны и зарегистрированные в Казахстане. К ней относятся такие агентства, как “Amrex I Frank Foundation”, “World Partners Adoption Inc”, взаимодействующие с посольством Казахстана в США, открыто сотрудничающие как с государственными структурами Казахстана, так и с НПО. Деятельность этих международных агентств охватывает практически все регионы Казахстана.

Так, например, костанайский филиал НПО “Ассоциация деловых женщин Казахстана” в январе 2000 году вышла с программой международного усыновления, их инициатива была основана на личном знакомстве лидера этого филиала Риммы Бектургановой с американским международным агентством по усыновлению “МАПС Интернешнл”.

По словам председателя Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК Веры Семеновой “солидная фирма “МАПС Интернейшнл” работает 23 года в США при департаменте натурализации, тесно сотрудничала с нашими НПО. Потом в связи с поправками деятельность была приостановлена”.

Программы по международному усыновлению, проводившиеся различными казахстанскими НПО совместно с международными агентствами окончательно были приостановлены с июля 2001-го года в связи с отсутствием законодательной базы их деятельности.

Ко второй категории относятся агентства, действующие на нелегальной основе, как в своей стране, так и за ее пределами. По сути, они занимаются скрытой торговлей детьми.

Например, незаконно действующая в Британии фирма “Усынови ангела”, корни которой теряются где-то в США, размещала на своем интернет-сайте информацию о казахстанских детях. По словам представительницы данной организации, с их помощью было усыновлено двое детей из Казахстана. Хотя данная цифра вызывает сомнение, судя по явному нежеланию сотрудников агентства распространяться по этому поводу.

Механизм нелегального усыновления отработан примерно по следующей схеме. Для этого агентству достаточно договориться с местным “координатором”, который призван выполнять посреднические функции. Согласно отработанной схеме, “координатор” договаривается с администрациями детских домов и домами малютки, обеспечивает информацией о детях, способствует вывозу детей.

Детей фотографируют, записывают их анкетные данные и отправляют в агентство, которое со своей стороны, собирает на родителей досье и высылает его “координатору”. Завершающий этап – формальный процесс усыновления, через “свои” государственные каналы. При усыновлении иностранные родители платят “координатору”.

По данным журналиста казахстанской газеты \»Караван\» №13 (347) от 27 марта 1998 года Ирины Галкиной, расценки на “товар” варьируются в зависимости от возраста ребенка. Так, ребенок до 6 месяцев оценивается в 12,5 тысячи долларов, от 6 месяцев до года — 11 тысяч, от года до 2 — 9,5 тысячи, от 2 до 4 лет- 8 тысяч, от 4 до 6 лет — 6,5 тысячи, старше 6 лет — 5 тысяч. Причем усыновителям также необходимо оплатить услуги фирмы. Сюда же необходимо приплюсовать собственные расходы на поездку за ребенком.

Поэтому правительством в целях дальнейшего упорядочения процесса международного усыновления и во избежание случаев бесконтрольного вывоза детей, а также для упорядочения деятельности иностранных агентств и ведомств, в начале января 2002 года на обсуждение в Парламент были вынесены поправки к закону “О браке и семье”. Об этом сказала в интервью IWPR начальник воспитательной работы и интернатных учреждений Министерства образования и науки РК Раиса Шер.

В них правительство предлагает узаконить деятельность международных организаций по усыновлению, таким образом, вполне официально разрешить им проведение своей деятельности по усыновлению казахстанских детей при обязательном условии их регистрации.

“Предлагаемые поправки — совместная инициатива Министерства юстиции и Министерства образования. Главная их цель – препятствовать нелегальной основе усыновления, регистрируя международные агентства”, — комментирует ситуацию представитель Национальной комиссии по делам семьи и женщин Карайганов Аргынгазы.

Но, данный законопроект был отложен нижней палатой парламента. Большинство депутатов выступили против усыновления казахстанских детей иностранцами. В отличие от правительства, депутаты настаивают на отмене практики международного усыновления.

В целом они считают дискриминирующим моментом факт лишения усыновляемых детей их родины, особенно на фоне сложной демографической обстановки в стране. Кроме того, по мнению депутатов, если не юридически, то морально ущемляются права ребенка на выбор семьи.

По словам депутата Мажилиса, противника предлагаемых поправок, Амангельды Айталы в интервью IWPR: “Ничего не известно о судьбах более 1000 вывезенных за границу детей, а в результате происходит “разбазаривание” генофонда нации”.

Однако, согласно данным опроса общественного мнения социологической службы “Камкон – 2”, 62% алматинцев относятся положительно к вопросу усыновления казахстанских детей иностранцами. Они мотивируют позицию тем, что у детей появляется шанс обрести нормальную обеспеченную семью, а также тем, что иностранное усыновление поможет частично решить проблему детей-сирот, которую не в состоянии решить казахстанское государство.

В то же время всего 34,7% опрошенных алматинцев отрицательно отнеслись к международному усыновлению, ссылаясь на информацию из СМИ о фактах издевательского отношения иностранцами к усыновленным детям. Кроме того, респонденты предполагают, что детей вывозят за границу в качестве доноров человеческих органов, которые на медицинском “черном рынке” пользуются огромным спросом.

Представитель Национальной комиссии по делам семьи и женщин Карайганов Аргынгазы опровергает случаи трансплантации, ссылаясь на ИНТЕРПОЛ, якобы данных по Казахстану не установлено, обосновывая тем, что отдают детей физически нездоровых и их органы просто не годны для трансплантации.

Противники правительственного законопроекта выделяют также немаловажную проблему формальной выдачи согласия на усыновление со стороны чиновников и судов. “Агентства оформляют усыновление не приезжая в Казахстан. Этому потворствуют наши суды”, — говорит депутат нижней палаты парламента Амангельды Айталы.

Данные проверки генеральной прокуратуры Республики Казахстан свидетельствуют об отсутствии со стороны должностных лиц тщательного изучения необходимых документов процесса усыновления.

Нередко судьи удовлетворяют иски иностранцев, не удостоверившись в регистрации сведений о ребенке в республиканском банке данных. Необходимую информацию запрашивают уже после вынесения судебных решений.

Однако Министерство образования и науки РК опровергает случаи формальной выдачи казахстанскими органами опеки и попечительства согласий на усыновление иностранными гражданами и нарушений предусмотренного законодательством механизма усыновления со стороны должностных лиц.

Таким образом, ситуация по проблеме международного усыновления остается открытой, несмотря на продолжительные споры различных сторон. Несовершенное законодательство по данной проблеме дает возможность каждому участнику процесса международного усыновления использовать пробелы и неточности закона в своих целях и в целом способствует нелегальному вывозу казахстанских детей за рубеж.

Отсутствие в законе соответствующих пунктов, относительно деятельности международных агентств на территории Казахстана, ставит под сомнение позитивную деятельность легально действующих агентств, оказывающих помощь больным детям.