А кому снежные барсы?.. Свежепойманные…

Среди задержанных недавно кыргызской милицией браконьеров, которые поймали и пытались продать двух снежных барсят — животных, занесенных в Международную Красную книгу, оказались и государственные чиновники.

В начале мая сотрудники Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Кыргызстана (ГУУР МВД) арестовали восемь человек, пытавшихся продать двух десятимесячных снежных барсов. Во всей этой истории особое внимание общественности привлек тот факт, что незаконно отловленные животные были обнаружены в автомашине сотрудника Управления военной контрразведки Службы национальной безопасности Кыргызстана Андрея Шейко.

В преступной сделке принимал участие еще один сотрудник этого же ведомства – капитан Русланбек Джаманов, а также два крупных чиновника — один из руководителей Токмакского общества охотников и рыболовов Толкунбек Тайгуронов и сотрудник из правительственной Комиссии по архитектуре и строительству, чье имя пока не оглашается в интересах следствия.

Некогда популяция барсов в Кыргызстане считалась одной из самых крупных. Снежный барс испокон веков является символом кыргызского народа. По данным специалистов, всего десять лет назад количество этих животных в республике составляло 1200-1400 особей, а ныне, по самым оптимистическим прогнозам, их осталось не более 150-250. Сейчас никто не может назвать точное число снежных барсов, поскольку их подсчет не производился уже более десяти лет.

По словам координатора кыргызско-германского проекта “Снежный барс” Торстена Хардера, если в Кыргызстане охота на снежных барсов будет продолжаться в таком же темпе, то недалек день, когда эти прекрасные животные, которые являются гордостью не только Кыргызстана, но и всей планеты, вообще исчезнут с лица Земли.

В 1998 году в Кыргызстане под патронажем Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций (МЭЧС) и Немецкого союза охраны природы (NABU) начал действовать совместный проект “Снежный барс”. Главная цель этого проекта — борьба с незаконной охотой на снежных барсов и других редких животных. В состав специалистов, задействованных в проекте, наряду с экологами входят и два сотрудника ГУУР МВД — подполковники милиции Роман Калмаков и Аман Рахманов.

“Когда к нам поступила информация о том, что продаются снежные барсы, группа “Барс” подготовила план их спасения. Согласно этому плану Калмаков и Рахманов вышли на посредников в качестве покупателей”, – рассказал начальник Управления по борьбе с имущественными преступлениями ГУУР МВД Кыргызской Республики Жамбул Жаныбаев.

“Живой товар” на автомашине “Ауди” привезли “покупателям” два офицера Службы национальной безопасности, майор Андрей Шейко и капитан Русланбек Жаманов.

По словам Торстена Хардера, “пленных” барсят продавцы содержали просто в варварских условиях: в тесных металлических ящиках. За двух барсят продавцы просили 24 тысячи долларов США, но “покупатели” сумели сбить цену до 22 тысяч долларов. Как стало известно, сначала браконьеры хотели получить за барсов по 5 тысяч долларов, но “товар” подорожал за счет “накрутки” со стороны многочисленных посредников.

Сейчас барсята находятся в реабилитационном центре для животных, занесенных в Международную Красную книгу. Этот центр открыт недавно по инициативе сотрудников проекта “Снежный барс”. По словам сотрудницы этого проекта Жылдыз Калмырзаевой, “один барсенок был очень напуган и беспомощен, капканом ему отрубило половину лапы. Второй барсенок вел себя агрессивно, все время рычал и отбивался. В первые дни они очень боялись людей. Теперь состояние барсят улучшилось, они ведут себя достаточно спокойно и хорошо питаются”.

Барсенка, который лишился пол-лапы, сотрудники проекта назвали Алсу – по имени популярной российской поп-звезды, а второго нарекли Багирой.

“Среди людей, которые хотят разбогатеть за счет снежных барсов, существует неверное представление о том, что есть некий мировой рынок по продаже снежных барсов. Так вот, рынка снежных барсов нигде нет! В Европе человека, который попытается продать снежного барса, ожидает продолжительное тюремное заключение”, – говорит Хардер.

Торстен Хардер, как и многие другие люди, надеется, что, несмотря на то, что среди задержанных с барсами браконьеров были государственные служащие, справедливость все-таки восторжествует и закон скажет свое слово.

Как стало известно, главным следственным управлением МВД КР уже возбуждено уголовное дело в отношении этих восьмерых браконьеров. Сейчас идет расследование.

Недавно пресс-центр Службы национальной безопасности Кыргызстана распространил заявление, в котором отмечается, что за совершение действий, порочащих честь офицеров СНБ, Андрей Шейко и Русланбек Жаманов уволены с действительной военной службы и исключены из списков личного состава.

Сегодня это уголовное дело остается в центре внимания прессы, общественности и международных организаций Кыргызстана, обеспокоенных тем, что государственные служащие, которые обязаны по долгу службы бороться с браконьерством, сами становятся преступниками.

Это не единственный случай, когда в подобных преступлениях оказываются замешанными государственные чиновники. Совсем недавно общественности страны стало известно, что занесенные в Красную книгу архары Марко Поло с легкой руки госслужащих становятся легкой добычей зарубежных охотников. Лицензии на отстрел архаров сверх нормы им за большую мзду предоставляли отдельные чиновники из Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций. Это государственное ведомство было подвергнуто резкой критике.

По мнению председателя подкомитета Жогорку Кенеша по экологии, депутата Ишенбая Молдоташева, факты преступного промысла чиновников, которым по долгу службы вменяется охрана снежных барсов и других редких животных Кыргызстана, говорят о том, что в государственных органах процветает коррупция.

“По-моему глубокому убеждению, – говорит Молдоташев, – пришло время ужесточить законы. Согласно действующему в республике Уголовному кодексу, те, кто наносит непоправимый вред нашей матери-природе, лишаются свободы сроком на 3 года или подвергаются штрафу. Таким образом, браконьеры могут заплатить в казну небольшую сумму и окажутся на свободе. Это слишком мягкое наказание”.

По мнению депутата, необходимо увеличить срок наказания и размер денежного штрафа за незаконную охоту и отлов барсов, а также активизировать просветительскую работу среди населения. Молдоташев считает, что нужно ввести в учебную программу школ предметы и уроки, которые бы воспитывали в детях любовь к природе, бережное отношение к ней и стремление защищать редких животных.

Ишенбай Молдоташев намерен внести данную проблему в повестку дня парламентской сессии, чтобы обсудить с депутатами вопрос об изменении соответствующих законов и принятии необходимых решений.

Между тем, по словам бывшего министра экологии и чрезвычайных ситуаций Кулубека Боконбаева, ужесточение законов в отношении браконьерства и увеличение суммы штрафов ситуации не изменит. Он полагает, что когда вокруг сплошная бедность, трудно поверить, что эти законы будут беспрекословно исполняться.

“Кыргызстанские чиновники получают мизерную зарплату, и я думаю, что само государство и нищета толкают их на такие преступления, как взяточничество. Бедность толкает людей и на истребление редко встречающихся животных, на хищническое использование природных ресурсов. Поэтому, в первую очередь, следует решить проблемы социально-экономического характера”, – заключает Боконбаев.

А пока хищническое истребление редких животных и торговля ими продолжаются…