События последних дней вызывают не просто оторопь, а заставляют думать, что в Датском королевстве повальное сумасшествие. Власть, только что демонстрировавшая завидную выдержку и хитроумность маневров, несколько опередившая оппозицию, вдруг показала свой звериный оскал. Иного, наверное, и нельзя было ожидать, если учесть то, что во главе ее сегодня находятся те люди, которые помогли отстоять действующий режим в 1995 году. Полтора месяца назад на “круглом столе” по вопросу о политическом кризисе в стране автору этих строк довелось уже высказать подобную мысль, однако участники заседания были настроены более оптимистично. Оно и понятно, ведь человеку свойственно верить в хорошее. Однако в нашей стране трудно ожидать чего-либо позитивного, ибо сложившаяся система на самом деле требует одного: коренного перелома. Иным путем изменить существующую ситуацию невозможно. Собственно говоря, именно о том не так давно сказал в своем интервью газете “Время” советник главы государства Ермухан Ертысбаев. И вместо поддержки получил обвинение в цинизме и … (даже страшно подумать) в том, что объявляет от имени власти войну собственному народу. Вдуматься же в истинный смысл озвученного г-ном Ертысбаевым смогли немногие. Между тем, на самом деле он предостерегал от недооценки существующего статуса-кво и переоценки собственных персон. Потому и выражения употребил соответствующие \»На войне как на войне\». Увы, нет пророков в собственном Отечестве, ибо развитие событий подтвердило его слова.
За последние дни только в Алматы произошли следующие факты: подожгли офис редакции газеты “Деловое обозрение Республика”, избили журналистов газеты “СолДат”. До этого был поврежден фидер телеканала “ТАН”. К этому прибавляется попытка блокировать Интернет-газету “Навигатор”. Все эти факты свидетельствуют о том, что власти переходят в открытое наступление против демократических СМИ и общественности. Очевидно, опередив на несколько шагов оппозицию, перехватив все ее лозунги, власть имущие несколько растерялись от затянувшегося затишья и потому решили инициативу прочно взять в свои руки. И как всегда сделали это столь топорно, что диву даешься. Хотя с другой стороны, некоторые факты заставляют думать, что все на самом деле просчитано. Судите сами, глава государства находится сейчас в отъезде и формально о происходящем в стране не знает. Премьер-министр также занят поездкой по регионам. Следовательно, в любой момент можно будет найти виновников происходящего, если мировая общественность надавит и укажет на террор внутри страны. Опять найдется какой-нибудь министр, который токмо пользы ради готов пожертвовать собственной карьерой и пострадать за дело. Это к тому, что, если Запад возмутится происходящим и потребует соблюдения международных конвенций, подписанных Казахстаном, всегда можно будет сказать, что главу государства в очередной раз подставили (а его на самом деле подставляют, но об этом чуть позже). Только трудно представить себе, чтобы в авторитарной стране, каковой является по сути Казахстан, с ментальностью нашего народа, подобные дела творилось без ведома высших чиновников. Понятно, что мы наблюдаем заранее спланированный спектакль, в котором исполнителями, наверняка, выступают силовые структуры, а режиссеров мы можем узнать только через время.
Итак, в преддверии предстоящих слушаний в Конгрессе США по Казахгейту власти пытаются показать, кто в доме хозяин. Попытка запугать все СМИ страны, что мы сейчас наблюдаем, содержание под стражей члена политсовета ДВК Мухтара Аблязова и так называемый домашний арест председателя ДВК Галымжана Жакиянова — все это должно показать массам и, прежде всего, международным организациям, что ситуация контролируется властью. Но, похоже, все обстоит как раз наоборот. Несомненно, сегодня президент наступил на те грабли, о которых еще семь лет назад предупреждали многие наблюдатели. Концентрация полномочий в одних руках в нашей стране обернулась авторитаризмом и созданием патронажно-клиентурного государства. И сейчас уже сам глава государства объективно является заложником системы, хотя сложившаяся ситуация устраивает его окружение, родных. В условиях, когда в стране так и не сложился реальный средний класс и нет крепкой оппозиции в виде политических партий и общественных объединений, политический кризис мог возникнуть в результате разброда и шатания внутри самой власти. Осенью прошлого года так и произошло. Но… благими намерениями вымощена дорога в ад. Начав с громкого заявления о создании общественного объединения \»Демократический выбор Казахстана\», представители бизнес-элиты и номенклатурной верхушки так и не сумели объединить силы и организовать мощное общественное движение. Результат — мы имеем то, что имеем.
Объективно другого и не могло быть, поскольку слишком разные люди попытались объединиться в ДВК. Честолюбия и амбиций (в ряде случаев обоснованных) им не занимать, а вот ясного понимания, какая идея ими движет, куда надо идти и что строить, вряд ли отыскать. Потому, довольно быстро оправившись от шока, власти практически без особых потерь \»расправились\» с каждым, кто подписал обращение о создании ДВК. Одних вернули на прежние должности, других, напротив, освободили с занимаемых постов и т.д. Но если одни быстро \»осознали\» собственный грех и взялись за ум, то вторые объявили о переходе в оппозицию власти. И наиболее последовательными оказались экс-министр энергетики, индустрии и торговли Мухтар Аблязов и бывший аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов. Очевидно, с их стороны ошибкой стала смычка с представителями так называемой радикальной оппозиции, или демократами первой волны (хотя к таковым можно отнести лишь тех, кто еще в 1989-1990 гг. создавал Социал-демократическую партию Казахстана). Можно понять, что привлекло в ДВК отдельных членов Форума демократических сил, а вот что заставило г-д Аблязова и Жакиянова сплотиться с ними — остается только догадываться. Скорее всего, неискушенность в политике и отсутствие опыта привели к данному альянсу, который, скорее, можно назвать мезальянсом. На стороне ДВК — финансы, административные навыки. У представителей Форума демократических сил — большей частью только собственные имена и не более. Ведь практически за три года существования форуму не удалось объединить вокруг себя массы или собрать костяк верных демократическим принципам людей. Да, с одной стороны, власти сделали все, чтобы такого не произошло, но, с другой — осмелюсь предположить, что существующее положение устраивает так называемую радикальную оппозицию. Если сетовать на то, что нет денег для создания, например, газеты, которая бы объединила вокруг себя массы, то, мягко говоря, это окажется неправдой. Не счесть, сколько грантов получено за эти годы. Вот только вопрос, а как они использованы. Быть оппозиционером стало профессией, как правильно заметил политолог Константин Сыроежкин. Реально же переломить ситуацию никто и не собирался, кроме Компартии, но и ту стали раздирать внутренние противоречия.
Появление ДВК стало сигналом для старой оппозиции, что их время может уйти. Ведь было очевидно, что за ДВК стоят конкретные люди, которые сто раз взвесили, прежде чем пойти на такой шаг. И если одни принялись с ходу отвергать все предложения нового объединения, то другие поддержали. И, к сожалению, большей частью не из-за сходства идеологических установок, общих целей (хотя это имеет место), а из-за наличия финансов у ДВК. Похоже, переоценка собственных финансовых ресурсов и собственной значимости и недооценка административных рычагов и привели к той ситуации, когда беспредел стал явью. И еще, видно, не все в школе и вузах учились хорошо, ибо классики учат: \»Жить в обществе и быть свободным от него нельзя\». Как можно создавать партию и объединение без учета исторических примеров? Как можно говорить о достижении цели, когда нет четких идеологических установок и навыков партийного строительства? А все это в полной мере относится как к ДВК, старой оппозиции, так и к власти. Но дело еще в том, что на сегодня отдельные лидеры ДВК, а именно Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов, не нужны в Казахстане. Они не нужны прежним товарищам по бизнесу, потому что их смелость и упорство, решимость идти до конца пугают, ибо они не способны сами на такое. Они не нужны номенклатуре, потому что они — люди, сами себя сделавшие. В отличие от некоторых, они не носят громких фамилий, а создавали себе имя сами. Но, в отличие от многих, г-да Аблязов и Жакиянов получили самостоятельно, без протекции, фундаментальное образование в лучших московских вузах. Они не нужны отдельным представителям старой оппозиции, поскольку опережают по поступкам. И естественно, они не нужны власти, которая в данном конкретном случае не знает, как с ними быть. Казалось бы, их предупреждали, предостерегали, а они решили пойти на открытое противостояние с режимом. Остается одно: запугать, посадить в тюрьму, уничтожить физически. Нет сомнений, что власти пойдут на судебный процесс против Мухтара Аблязова и преподнесут это как борьбу с коррупцией среди чиновников верхних эшелонов власти. Возможно, Мухтар Аблязов действительно совершал противоправные действия, но почему о них \»вспомнили\» только тогда, когда он перешел в оппозицию? Галымжана Жакиянова же можно держать в больнице без предъявления конкретных обвинений, пока не сломится чисто физически.
Но… если власти сегодня и одолеют, то это будет пиррова победа, потому что массы всегда нуждались и будут нуждаться в таких людях, как Жакиянов и Аблязов. В определенной степени они оба сами виноваты в том, что нет сегодня широкой поддержки народных масс. На самом деле в глубинке их имена значат многое для людей и их уже воспринимают как героев. Именно поэтому победа власти окажется пирровой, ибо завтра придут новые аблязовы и жакияновы, которые сумеют извлечь уроки из опыта предшественников.