Зря говорят, что оппозиция у нас не конструктивная. Лично мне, я считаю, администрация Президента должна вынести благодарность. Судите сами: за месяц, прошедший после публикации моей статьи, предполагающей, что сайт “Номад” повторяет путь сайта “Азиопа”, Нуртай Абыкаев повторяет судьбу Рахата Алиева, а Нурсултан Назарбаев второго такого раскола может и не выдержать, “Кочевник” чудесным образом исправился.
Началось с того, что этот мой материал сразу перекочевал к нему, снабженный, как всегда, умелым заголовком-комментарием (а что остается делать, в условиях, когда отрицание – бесполезно, а молчание – знак согласия?), а закончилось (или все-таки еще не закончилось?) тем, что из “Номада” исчезли всякие наезды на друзей по банке с пауками, то есть на деятелей из “команды” власти.
Единственное исключение – перепечатка из “Каравана” насчет драчливости нынешнего председателя КНБ Нартая Дутбаева. Ну, это, как говорится, дело святое, рука просто сама потянулась. Помните, как Шура Балаганов растерянно кричал в трамвае: “Остап Ибрагимович, я не хотел, я – машинально!”?
Впрочем, я не прав: “наезд” на действующего председателя КНБ – это не странный выверт нового руководства сайта, а знак того, что и прежний шеф-редактор не слишком далеко ушел от дел. К тому же, и команда авторов-исполнителей – та же самая, да и убежавшего от греха подальше бывшего шефа “Каравана” тоже надо как-то трудоустраивать, одним словом – дело продолжается. Например, “Номад” отражает кое-что самое “вкусное” из регулярной “долбежки” “Новым поколением” Зейнуллы Какимжанова.
Кстати, пример атаки на блестящего министра госдоходов (пример тоже блестящий, вокруг Зейнуллы – все блестящее!) показывает, что дело не только, и не столько, в личной нелюбви, деликатно выражаясь, одних персоналий Ближнего Круга к другим. Сами эти отношения личной дружбы, или личной ненависти, с геометрической точностью проецируются на тот расклад клановых группировок, на котором, собственно говоря, и держится весь наш феодально-рыночный режим.
Зейнулла по молодости лет и по личным потенциям – самый натуральный ДВКовец. К тому же он происходит из того самого среднего жуза, без представителей которого баланс власти не возможен, но амбициями которых этот баланс уже не раз подрывался. Поэтому тактика мудрой администрации в отношении такого продвинутого министра проста: использовать все его преимущества, но не давать преимуществ ему самому. Для чего его надо держать в одиночестве, регулярно хвалить в одних и “мочить” в других аффилированных СМИ, что и делается.
Еще кстати: по тем же самым отработанным веками законам поддержания клановых балансов, а вовсе не только из-за личной конкуренции и личной неприязни (которые и в данном случае не случайно проецируются на те же феодальные балансы) сайт “Кочевник” сделал несколько выстрелов по самому Премьеру. Посланец нефтяного Запада младшежузовец Имангали Тасмагамбетов в роли главы правительства – очень полезен и даже необходим режиму, но вот превращение его в Наследника — это внеисторично, супер рискованно, противно сути того, на чем выстроен весь баланс “элит” и, собственно говоря, вся нынешняя государственность.
Так что, пожалуй, я не столько защитил администрацию от грозящего ей скандала после раскрытия авторства “Номада”, сколько помешал ей распространить столь необходимую для нее повседневную “кадровую работу” и на интернет-пространство. Если так, — извиняюсь.
Но, в любом случае, все это было эффективно, пока сохранялась интрига насчет происхождения и авторства “Кочевника”. Пока было не совсем понятно: та ли эта “Азиопа”, и тот ли это Рахат. И пока главный диаспоравед Москвы мог как бы не знать, чем подрабатывают его лучшие специалисты в свободное от изучения стран СНГ время. Это — как с таинственным обитателем морских глубин: под лучом батискафа он устрашает размерами и поражает красками. А вытащи его на палубу – смотреть-то нечего!
Ой, опять я не то сказал! Лично мне интересно смотреть “Номад”, и жалко, если его закроют. Пусть в нем больше нет компромата на “команду”, зато какой удобный дайджест провластных СМИ, от простушки “Казправды” до бойкого “Экспресс-К” и яйцеголового “Континента”! Судите сами: стал бы я тратить время (и деньги) на просмотр местных вкладышей таких неплохих (без них) российских газет, как “АиФ”, “Комсомолка” и “Известия”, а пробежал две-три вещицы в “Номаде” и – в курсе!
Ну, что сделано, то сделано, попробую конструктивно посотрудничать с администрацией, — помочь в еще одной ее беде. Хочу снять с нее ту собаку, которую некто повесил на решетку редакции “Делового обозрения РЕСПУБЛИКА”, прежде чем сжег ее. А заодно и всех тех собак, что посылали похоронные венки, бетонировали двери, пыряли ножом и избивали оппозиционеров.
Сейчас Президент попросил Генпрокурора взять поиски этих хулиганов-вандалов под личный контроль, само собой, органы усиленно ищут, и само собой, теперь можно не сомневаться, — не найдут!
Между тем, помочь делу способны не оперативно-следственные мероприятия по поимке конкретных бандитов-исполнителей, а элементарные вычисления того центра, из которого могли бы выдаваться подобного рода заказы. Вычислить такой центр не слишком сложно, — он находится там, где пересекаются два направления линий: Кому Это Надо и Кто Такое Может.
Пучок линий насчет того, кому такие ночные “хулиганства” нужны, держится на двух параллельных, но разнонаправленных векторах:
А) Они могли бы быть нужны администрации, если бы она готовила, уже на предстоящую зиму, досрочные выборы, парламентские или президентские, и ей край как необходимо срочно, и любой ценой, отсечь от таких выборов все ДВКовские газеты и телеканалы, а также кажегельдинский “СолДат”.
На первый взгляд, дневная активность министра Мухтара Кул-Мухаммеда, вице-премьера Бауржана Мухамеджанова, а также подвластных им судей и прокуроров по подавлению оппозиционных СМИ вкупе со срочным внесением в Парламент пакета законопроектов о партиях, о военном и чрезвычайном положениях говорят о том, что досрочные выборы, или что-то похожее на них, готовятся. Хотя не меньше оснований говорить о том, что любых выборов, тем более досрочных, режим боится и инициировать их не решится.
Но, так или иначе, а бандитские атаки на СМИ — это явный перебор, фактически играющий на оппозицию, а не против нее. Предполагать, что такое планируется в администрации, значит предполагать, что там не осталось ничего, кроме глупости и расшатанных нервов. А такое предположение не соответствует действительности. Расстрелять из табельного спецназовского оружия фидер “Тана” — это еще вероятно, но вот те, что отрезали голову собаке, а до того приходили к Платону Паку, и Гульжан Ергалиевой, это совершенно определенно люди не с государевой службы!
Б) Это в интересах самой оппозиции, той ее радикальной части, которая уже не хочет и не может “договариваться” с режимом, а потому заинтересована в том, чтобы режим сам “подставлялся” под досрочные выборы и при этом выглядел максимально неадекватным, напуганным и загнанным в угол.
В принципе, такая версия имеет право на существование, и повесить всех собак, например, на Кажегельдина даже заманчиво. Более того, органы сейчас, конечно, усиленно ищут (по принципу – не где потеряли, а где им фонарь зажгли) “хулиганов” именно по линии того же пострадавшего “СолДата” по той очевидной причине, что политически мотивированы как сам “вандализм”, так и его расследование.
Но на этом векторе, заранее ясно, ничего не найдут, поскольку там – пусто. И даже не по морально-этическим, а по сугубо прагматическим критериям.
Чтобы кому-то из радикалов в оппозиции решится на такое, у него должна быть, во-первых, абсолютная уверенность в полной профнепригодности всего следственного аппарата КНБ и МВД и, во-вторых, своя собственная “команда”, располагающая неаффилированными со сцецслужбами профессионалами по всей “цепочке”. Это: “психологи”, рассчитывающие общественный эффект и индивидуальные реакции жертвы на получение похоронного венка от умершей сестры, подбрасывание собачьей головы, предъявления компрометирующих снимков и т.п., это “инженеры”, обеспечивающие всю необходимую информацию (а это – непростое дело), рассчитывающие пути подхода и отхода, прикрытия и страховки, наполняющие бутылки “коктейлем Молотова”, печатающие записки на компьютере (а все это тоже требует профессиональной подготовки), и, наконец, это собственно бандиты-исполнители.
Так вот: в отношение как скрывающейся за границей, так и сидящей здесь в тюрьме оппозиции, все это – совершенно не реально.
И знаете еще почему?
Потому что “свободных” бандитов в Казахстане нет, как нет “просто” рэкетиров, а есть вымогатели при должности, и есть частные “силовики” при властно-бизнес-олигархиях.
Поэтому если мы проведем второй пучок векторов: у Кого есть все необходимые службы для проектирования, обеспечения, и исполнения всей той цепочки “хулиганств”, что тянется последние годы, то придем к искомому.
Сразу отсечем таких олигархов, как Машкевич и Кулибаев. У них есть, конечно, мощнейшие частные силовые структуры, но и тот и другой свои бизнес-империи выстроили на пребывании при дворе Нурсултана I, ни к рэкету, ни к откровенному “киданию” конкурентов, тем более – к каким-то силовым акциям, они не прибегали, и сейчас, наверняка, не “их люди” были задействованы.
“Свои” бандиты есть у полицейских, поскольку именно под их “крышей” находятся проституция, “базаркомы”, игорный бизнес, нелегальная торговля спиртным и все такое. И, не приходится сомневаться, что Каирбек Сулейменов, как преданнейший служака, выполнит любое указание своего Президента. Но, в этом тоже не приходится сомневаться” никаких прямых указаний на ночные вылазки сверху не было. Со своей же стороны, наш министр внутренних дел, именно как старый мент, имеет свои понятия об офицерской чести. Держать Аблязова в наручниках, а Жакиянова – в частной тюрьме акима Ахметова, вести следствие против них поперек УПК, лишать нормального лечения – это, для наших служивых, — нормально. Но вот подбрасывать жертвам наркотики, или “опускать” их, или “вколоть” им что-то, — такого генерал Сулейменов никогда не делал и, уверен, делать не будет.
Остается лишь одна “команда”, где государственная власть и частный бизнес уже давно слились воедино, где с самого начала не было грани между выбиванием бюджетных недоимок и силовым подавлением конкурентов, где частный бизнес-интерес давно уже приобрел медиа-подкрепление и приступил к формированию государственно-патриотического имиджа в виде разоблачения иностранных наркобаронов, торгующих госвооружениями чиновников и других врагов нашего суверенитета и демократии.
И, кстати, возможности этой “команды” вполне пересекаются с линией “Кому Это Надо”. Ведь все эти ночные атаки, это, с одной стороны, как бы помощь дневным усилиям МКИиОС и судебных приставов, а, с другой стороны, сладкая месть тем, кто помешал столь замечательно развивающейся карьере.
Впрочем, доказательств у меня нет, это – всего лишь мои предположения.
Прошу понять меня правильно: я вовсе не против активной политической деятельности Рахата Алиева. Наоборот, я считаю, что все мы, демократы-оппозиционеры, вместе взятые, не сделали столько для ускорения созревания кланово-феодального режима и приближения парламентской республики, как он один, со своей командой. Больше того, уверен, что в том же сквере, в котором благодарные потомки установят памятник основателю нашего суверенного государства, напротив, по праву должно стоять изваяние Первого Зятя.
Я, собственно, возражаю только против отдельных частностей. Например, не хотелось бы, чтобы после этой публикации мне самому отрезали голову. Конечно, это и стало бы подтверждением всего вышесказанного, но все же, знаете, я против таких доказательств.
А в более широком плане я не хочу жить в стране, в которой по ночам стреляют в телевизионные кабели, отрезают головы собакам и бросают в окна бутылки с бензином. Потому что с этого начинаются куда более страшные и уже необратимые вещи.
Политические убийства почти не встречались в истории казахов, не было в Степи такой традиции. И не надо ее создавать.
А если уж создавать новые традиции, то лучше такие, как компенсация потерь вкладчиков “Бизнес-банка”. Почему бы претендентам на роль национальных лидеров не развить этот почин и не начать, например, доплачивать из своих доходов пенсионерам до прожиточного минимума?
Или вот еще отличная частная инициатива по помощи правительству там, где у него руки не доходят: почему бы ни учредить, на собственные средства, посольство в какой-нибудь далекой и прекрасной стране, вроде Австралии (еще лучше – Антарктиды), и не поехать туда года на три, пока собаки не поуспокоятся?
Дело за малым: надо чтобы такой совет последовал от тех, кто искренне желают добра этому энергичному человеку. Ни “Караван”, ни КТК для такой задачи уже не годятся: жалко смотреть, что стало с некогда сильнейшим медиа-холдингом. А все потому, что доверили дело наемным ландскнехтам: этим странным братьям Шуховым, гражданам мира, внукам достойнейшего казахстанского писателя, и еще более странному московскому гондурасцу Клещенкову. (Воистину, все познается в сравнении: в такой оправе доморощенный Рерих – ну прямо бриллиант чистой воды!)
Я знаю действительно достойного журналиста (здесь я говорю совершенно серьезно), который вправе дать такой совет. Это – Лира Байсеитова.
То, что она – настоящий журналист и боец подтверждает и такой факт: ее ведь тоже жестоко избили, до инвалидности, но не запугали (те бандиты проходили по другой линии, кто следил за этой историей – знает по публикациям самой Лиры).
В свое время Лира громко пришла в оппозицию, руководила Алматинской организацией РНПК, потом еще громче рассорилась с Акежаном Кажегельдиным и ушла от него в газету. Которая чудесным образом приняла образ задушенного к тому времени “XXI века” и … стала открытым сторонником опального Премьера и едва ли не самым острым оппозиционным изданием Казахстана.
Как вы думаете: под какой такой политической и финансовой крышей это возможно?
Когда “младодемократы” почти победили Первого Зятя, за что пострадали сами, газета Лиры “Республика в XXI веке”, как и все прочие оппозиционные издания, попала под судебно-МИКиОСовский пресс. Впрочем, в те месяцы даже “Караван” с КТК стали ну куда какими гонимыми и оппозиционными! Но Лиру не сожгли, и лицензию у нее не отобрали, и вот теперь она объявляет, что газета возвращается.
Рахат Алиев возвратил наш футбол в Европу, он возвращает деньги кинутым правительством вкладчикам, через это он возвращается в большую политику.
А Лира возвращает самую смелую, не из кажегельдинских, оппозиционную газету.
Почитайте здесь же в “Навигаторе” интервью самой Лиры, и представьте, что все сказанное ею – чистая правда. Лично я уверен, что это так и есть.
Она действительно ездила в Швейцарию, взяла интервью у прокурора Бертоссы и действительно провела пресс-конференцию, на которую собрала полсотни местных журналистов. Отчего бы маленькой Швейцарии не сбежаться, если сама Лира приехала? При определенной поддержке такое очень даже возможно.
В привезенном Лирой интервью есть “пинок” по Кажегельдину, дескать, тоже имеет счета. Это – против оппозиции, но отнюдь и не в поддержку Семьи. Поскольку новое интервью про “Казахгейт” — это свежая соль на старую рану. Эдакий аналог безголовой собаки на редакционном окне…
И Лира действительно давно знает человека, которого поддерживает, и который будет следующим Президентом Казахстана. Здесь я Лире верю на все сто процентов. Единственное, во что не верю, не хочу верить, – что именно этот человек будет следующим Президентом. Поэтому и надеюсь на Лиру.