Каким будет будущее СВМДА – пока сказать трудно

\"\"

Инициатива созыва совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) была выдвинута Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2002 года. По мнению политолога Ерлана Карина, логика последних событий в Казахстане подсказывает, что в республике будет совершаться плавный переход к передаче власти, возможно, по российскому примеру. Для этого потребуется, отметил он, усилить роль Нурсултана Назарбаева как главного сторонника интеграции как на постсоветском пространстве, так и в Центральной Азии. Евразийское экономическое сообщество и СВМДА во многом приобрели зримые очертания благодаря усилиям казахстанского лидера. Очевидно, будут созданы какие-то институты, которые вполне может возглавить Нурсултан Назарбаев.

Первый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии показал, что прогноз политолога оправдывается. Нурсултан Назарбаев теперь по праву может считаться сторонником сотрудничества и интеграции в Азии. Идея, высказанная, может быть, в порыве эмоций десять лет назад на одном из самых представительных форумов мира, сегодня стала реальностью. На пресс-конференции после саммита, подводя итоги, Нурсултан Назарбаев не скрывал своего настроения. Он был весел, охотно шутил с журналистами и даже продлил встречу с ними еще на 10 минут, несмотря на то, что ему предстоял банкет с участниками саммита.

Саммит получился весьма представительным. Об его уровне говорит тот факт, что встречу освещали около 500 журналистов. При этом самое большое количество привезли с собой лидеры Индии и России. Индию представляли журналисты 26 СМИ, а 53 россиянина освещали каждый шаг Владимира Путина. Еще до начала Совещания никто не мог сказать точно, кто именно из руководителей стран-участников СВМДА приедет. Однако делегации 9 государств были представлены лидерами, в том числе, Россия, Китай, Пакистан, Турция, Афганистан, Турция. Присутствовали на саммите и представители 10 государств, являющихся наблюдателями в СВМДА, в том числе и Японии, США.

Но главный итог состоит в том, что были приняты Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями. Эти документы определяют теперь основы сотрудничества стран Азии по обеспечению безопасности в регионе и закладывают механизм дальнейшего построения организации, воплотившейся мечты Нурсултана Назарбаева. Оба документа направлены на укрепление сотрудничества, развитие диалога между всеми странами, заинтересованными в сохранении мира на этом континенте. Следует отметить, что в Алматинском акте выделены в особый раздел вызовы, которые имеют место сегодня в Азии, которые необходимо предупреждать и бороться с ними. Кроме того, определены структура и институты СВМДА. Принято решение о том, что главы государств, входящих в СВМДА, будут встречаться один раз в четыре года и министры иностранных дел – один раз в два года. Будет создан секретариат, который займется обеспечением административной поддержки деятельности СВМДА. Пока не определено, когда и где состоится следующая встреча глав государств, входящих в эту организацию. Однако этот вопрос, скорее всего, будет решен на совещании министров иностранных дел в 2004 году.

Итак, первый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии закончился. Можно смело утверждать, что он стал историческим, ибо впервые представители столь разных стран, занимающих 89% всей территории Азиатского региона и 72% территории Евразийского материка, собрались для того, чтобы обсудить проблемы безопасности в регионе, борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Около половины населения Земного шара проживает на этой территории, а потому так важно сохранение здесь мира и безопасности. Об этом говорил на открытии саммита Нурсултан Назарбаев. А Владимир Путин заявил, что впервые в истории руководители 16 стран Евроазиатского континента собрались вместе, чтобы обсудить проблемы международного терроризма, транснациональной преступности, наркобизнеса и выработать меры борьбы с ними.

Перед началом саммита ожидалось, что Россия, Китай и Казахстан возьмут на себя роль посредника между Индией и Пакистаном. Однако? несмотря на все усилия лидеров этих стран, усадить за стол переговоров руководителей двух государств, стоящих сегодня на грани военного конфликта, не удалось. Встречи проходили лишь в двустороннем формате. А выступление на саммите главы Пакистана Первеза Мушаррафа содержало ряд достаточно резких заявлений. Президент подчеркнул, что Пакистан никогда не предоставит свою территорию для террористов. При этом он заявил, что хищническая политика некоторых стран мешают народам осуществить свое право на самоопределение. Глобальный мир, по его словам, становится заложником таких стран. Лишение прав народа на свободу самоопределения порождает основу для насилия, рождает благоприятную почву для экстремизма, заметил он. Остановившись на ситуации вокруг Кашмира, лидер Пакистана добавил: “Мы не хотим войны, мы не хотим ее инициировать, но если война будет навязана, мы будем решительно обороняться”.

Первез Мушарраф призвал участников саммита к диалогу, укрепляющему принципы ООН, и единственно правильному решению всех проблем.

Естественно, что после такого заявления все с интересом ожидали выступления Премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи. Но г-н Ваджпаи был не столь воинственен, хотя его утверждение о исходящих от соседних с Индией государств угрозах всему миру говорит, что до диалога между Пакистаном и Индией еще очень далеко. В то же время он подчеркнул, что Индия не собирается первой пускать в ход ядерное оружие.

На двусторонних встречах Владимира Путина и лидеров двух государств, между которыми сохраняется напряженность, представляющая угрозу безопасности всему Азиатскому континенту, звучал призыв к взаимодействию и сотрудничеству. Российский президент пригласил Первеза Мушаррафа и Атала Бихари Ваджпаи в Москву для продолжения переговоров. Пакистанский лидер выразил согласие с этим предложением, однако на пресс-конференции подчеркнул: “Для того чтобы хлопать, нужны две руки. Я готов сделать шаг, слово за Индией”.

Индия, судя по всему, не намерена так быстро пойти на переговоры с Пакистаном и по-прежнему настаивает на выдаче 20 террористов, находящихся на территории Пакистана. И только после этого индийская сторона готова сесть за стол переговоров.

Другим источником напряженности в регионе служат отношения между Палестиной и Израилем, которые также были в центре внимания участников саммита. Правда, вследствие интриги, разворачивающейся вокруг Индии и Пакистана, на этом конфликте детально не останавливались.

Каким будет будущее СВМДА – пока трудно говорить, ибо слишком разнороден состав его участников. Кроме индийско-пакистанского конфликта, палестинско-изральских отношений, есть еще и другие факторы напряженности как в Центральной Азии, так и на всем Евроазиатском континенте. Кроме того, формат СВМДА предполагает пока только диалог, который будет проходить теперь в рамках Алматинского акта и Декларации СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями. Именно поэтому создание новой организации не противоречит ДКБ или ШОС. Возможно, со временем некоторые участники СВМДА выйдут из него, а страны, являющиеся сегодня наблюдателями, наоборот, войдут в него.

Как бы то ни было, саммит удался, и это отмечали практически все журналисты, аккредитованные на нем, и сами участники. Большинство из них отмечали вклад Нурсултана Назарбаева в обеспечение мира и безопасности в Азиатском регионе и создание СВМДА. Но успехи на внешнеполитической арене отнюдь не устраняют проблем, которые имеют место внутри Казахстана. Последние события в политической жизни республики могут весьма повредить имиджу Нурсултана Назарбаева как дальновидного политика, демократического лидера. Именно поэтому казахстанский лидер должен сейчас решить ряд вопросов, связанных с реформированием политической системы. Если этого не произойдет, то прогноз Ерлана Карина вряд ли окажется действительностью. Ведь для того, чтобы Нурсултан Назарбаев стал лидером на международном уровне, ему требуется не просто назвать своего преемника, а сделать ряд подвижек, которые помогут ему сохранить имидж демократа и выйти на тот самый международный уровень, о котором он, возможно, мечтал, стоя на трибуне 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. У простого парня из Чемолгана есть все шансы стать первым казахским лидером, достигшим международного уровня. Нужна только политическая воля…