Бывшие сотрудники спецслужб Казахстана не могут устроиться на работу

Работодатели боятся доносов и не доверяют бывшим сотрудникам КНБ, которые хотят найти новую работу

Во времена Советского Союза одной из самых влиятельных и могущественных организаций в стране был Комитет Государственной Безопасности (КГБ), где работать было очень престижно. Но с распадом СССР, когда КГБ в Казахстане было переименовано в Комитет Национальной Безопасности (КНБ), многие бывшие сотрудники этой организации теперь не могут найти работу.

Об этой тенденции говорят как сами работодатели, так и бывшие сотрудники КНБ. Многие экс-сотрудники КНБ, десятилетиями стоявшие на страже безопасности государства и его граждан, оказались в сложной для себя ситуации, связанной с дальнейшим поиском работы.

Арат Нарманбетов, заместитель директора по оперативной части охранного агентства “Барс”, бывший полковник КНБ, рассуждает: “Я сталкивался с таким явлением. Даже наше охранное агентство, созданное ветеранами КНБ, имеет очень большие трудности в поисках клиентов, потому что зачастую нас боятся. Насколько я знаю, рынок охранных агентств монополизирован структурами МВД. У бывших сотрудников КНБ мало шансов заключить выгодный договор на охрану какого-либо объекта. Мы писали множество писем в различные организации – все без толку. Если при устройстве на работу напишешь резюме и укажешь там, что ты сотрудник КНБ – шансов практически нет. Я понимаю, почему так происходит”.

Проблемы с трудоустройством возникают у людей, имеющих хорошее образование и множество навыков и умений. Молодой сотрудник КНБ, уволившийся из органов по состоянию здоровья, Андрей М. сказал корреспонденту IWPR: “Я владею в совершенстве двумя иностранными языками, знаю все законодательство страны. Образование получил в Академии КНБ. Мне обидно, что меня никто не берет на работу. Я подавал резюме во все крупные фирмы, но все отказывают в трудоустройстве. Я остался за бортом. Со мной даже никто не соизволил поговорить. Как только они узнают, что хочет найти работу бывший сотрудник КНБ, так сразу находят повод отказать”.

С такой проблемой сталкивался не только Андрей.

В 1999 году в Казахстане прошло массовое сокращение в КНБ. Тогда из органов было уволено 500 сотрудников. И многие из них, в том числе старшие офицеры, которые имели раньше большой авторитет среди своих коллег, теперь вынуждены работать простыми охранниками в частных структурах.

Этим недоволен один из ветеранов КГБ, полковник в отставке Юрий В.:

Я обучался в Советской Академии КГБ в Москве, проработал много лет в органах. Теперь я работаю простым охранником, хотя со своим опытом мог бы управлять компанией или быть советником генерального директора. Меня никто не подпускает к руководству фирмы. Не доверяют”.

Но даже устроиться охранником возможно не везде. Существует негласное положение, что все иностранные посольства и представительства, а также международные организации, такие, как ООН, ОБСЕ, Юнеско и т.д., никогда не возьмут в свои охранные структуры бывших сотрудников КНБ. Предпочтения они отдают бывшим военным.

Сотрудник одного из дипломатических представительств сказал: “На работу в свои охранные структуры мы берем бывших десантников, морских пехотинцев, пограничников, а также бывших работников Министерства Обороны. Для них нет проблем. И это не только в нашем посольстве. Такое положение практикуется везде”.

Руководители местных предприятий и организаций не принимают на работу бывших сотрудников спецслужб потому, что опасаются доносов и утечки служебной информации. Вице-президент одной из нефтяных компаний в интервью IWPR сказал: “Получить вакансию – не проблема, тем более человеку с опытом работы. Вакансии всегда есть. Но я боюсь, что о моих действиях и поступках будут знать конкуренты. Я не доверяю бывшим комитетчикам”.

Директор сети супермаркетов, пожелавший остаться неизвестным, рассказал IWPR: “Лучше я возьму на работу выпускника гражданского университета, чем возьму того же выпускника Академии КНБ. Я никогда не доверяю бывшим чекистам. Я боюсь их брать на работу, потому что я питаю личную неприязнь к ним. Это связано с тем, что во время учебы в Москве в советское время я занимался мелким бизнесом и имел контакты с иностранцами, а КГБ-шники на меня постоянно “наезжали”. Из-за этих придирок мой маленький бизнес быстро рухнул”.

Однако для бывших сотрудников КНБ иногда дело обстоит не так плохо. Бывший президент совместного казахстанско-литовского предприятия Андрю Садаускас сказал: “Отставные сотрудники КГБ — самые честные и надежные люди. В 1993 году я открыл предприятие. Моим советником и близким помощником был бывший сотрудник Первого Главного управления КГБ СССР. Это внешняя разведка КГБ. С его приходом моя компания стала процветать. И что самое интересное, что он владел у меня в компании финансовыми активами. Он никогда ничего не делал за моей спиной. Ни одной копейки не взял”.

Выход из сложившейся ситуации находит психолог Наталья Федотова: “Жителям Казахстана необходимо в корне переломить психологию отношения к бывшим работникам КНБ, а руководителям крупных компаний нужно их брать на работу хотя бы на время испытательного срока. И они сами убедятся, что они не ошиблись в выборе кандидата на работу”.

Начальник отдела кадров частной фирмы Михаил Д. отметил: “Работал у нас один из родственников сотрудника фирмы. Но он сильно нас подвел. Когда на его место мы взяли бывшего сотрудника КНБ, то тот не только оправдал доверие, но и внес значительный вклад в развитие нашей фирмы. Он работал круглые сутки без выходных”.

Совершенно иная ситуация с трудоустройством у бойцов специального подразделения “Арыстан” КНБ. “Арыстан” — это самое элитное и засекреченное подразделение в силовых структурах страны, основная задача которого является борьба с международным терроризмом. Бывшие сотрудники этого спецназа работают в самых престижных местах. Наоборот, известны случаи, когда офицеры “Арыстана” увольнялись со службы из-за того, что им предложили высокооплачиваемую работу многие директора крупных компаний.

Проблемы возникают у тех сотрудников спецслужб, которые были заняты на оперативной работе. Но они все-таки надеются, что придет то время, когда всех бывших сотрудников КНБ будут приглашать на работу многие бизнесмены страны.

Полковник Арат Нарманбетов возглавлял в КНБ целое оперативное управление, а из органов уволился в 1997 году, проработав там 25 лет. “Меня удивляет, что местные компании и фирмы не берут на работу бывших чекистов. Существует у них какая-то боязнь. Я думаю, это потому, что 10 лет прошло после распада Советского Союза, и у людей еще остался большой страх перед государственной машиной. И предложения о работе придут тогда, когда бывшие работники силовых структур заработают себе авторитет в глазах руководителей и бизнесменов”.