4-го июня в Алматы состоялся саммит глав государств – участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Отличительной особенностью саммита СВМДА является предпринятая Казахстаном попытка реализации посреднической дипломатии в урегулировании индийско-пакистанского конфликта, угрожающего миру ядерной войной.
Данный региональный форум был создан по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1992 году для обеспечения механизма коллективного взаимодействия в сфере безопасности в Азии.
Данный форум представил собой первую такую встречу на высшем уровне, в которой согласились принять участие страны, находящиеся в состоянии обострения взаимоотношений и межгосударственного конфликта. Речь, прежде всего, идет о таких странах, как Израиль и Палестина, Индия и Пакистан, Армения и Азербайджан.
В связи с этим проявился повышенный интерес мировой общественности к данному саммиту и его организатору – казахстанской стороне и к персоне Нурсултана Назарбаева, в частности.
По мнению отечественных аналитиков, для Казахстана это очень продуктивный шаг в сторону собственного продвижения на мировой политической арене. Так, попытка Казахстана выступить в этом важном двустороннем переговорном процессе в качестве третьей стороны, считает большинство отечественных наблюдателей, в целом способствует повышению статуса Казахстана и его престижа по ряду вопросов международного масштаба.
В то же время оценки итогов состоявшегося Совещания как отечественными, так и зарубежными экспертами оказались довольно неоднозначными.
Казахстанские оппозиционные круги по-разному оценивают результаты прошедшего саммита. Так, лидер движения “Поколение” Ирина Савостина, высказывается критически на этот счет. “Столько разговоров вокруг примирения Пакистана и Индии. Почему это мы должны делать? Нас только опозорили!” — говорит она.
В Казахстане сторонниками такой точки зрения, в основном, являются люди преклонного возраста. Они пассивно реагируют на те или иные реформы и процессы, инициируемые казахстанским Правительством, считая проведение подобного рода мероприятий “безрезультатной тратой государственных средств рядовых налогоплательщиков”.
Другая часть оппозиции представлена сторонниками менее критических позиций. Так, лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин считает, что “не все цели достигнуты, но войны за один раз не решаются”.
В то же время Петр Своик, руководитель оппозиционной партии “Азамат”, считает саммит “крупным успехом на международной арене как Казахстана, так и Нурсултана Назарбаева, в частности”.
В свою очередь, представители лояльного к власти крыла высказываются оптимистичнее в отношении результатов состоявшегося саммита, который, как они утверждают, изменил статусное положение Казахстана на мировой арене.
Так, лидер лояльной к власти Гражданской партии Казахстана Азат Перуашев утверждает, что “с помощью СВМДА мы вышли из статуса региональной державы”.
Более того, заместитель председателя проправительственной партии “Отан” Казбек Казкенов оценивает продуктивным саммит СВМДА в смысле его ключевой значимости в переговорном процессе, названным им переходным “от состояния войны к миру”.
Широкий резонанс получило проведение Алматинского саммита и в зарубежных средствах массовой информации. Оценки аналитиков, касающиеся решения поставленных перед азиатским форумом целей, были разными.
Одними наблюдателями отмечается важность встречи в Алматы руководителей Индии и Пакистана и, прежде всего, проявленную активность участия в этом пока еще мало известного на Западе Казахстана. И в то же время относительно результатов переговоров их оценки достаточно скептичны.
Большинство же российских средств массовой информации указывают на наметившиеся первые шаги в сторону нахождения возможного компромисса в начатом миротворческом процессе.
Они отмечают ярко выраженную “высокопоставленность” форума. По их мнению, это объясняется важностью проблемы индийско-пакистанского конфликта, реально угрожающему безопасности всего региона, ставшего потому центральной темой СВМДА.
Некоторые наблюдатели из ряда зарубежных СМИ, анализируя состоявшийся в Алматы саммит, проводят аналогию между СВМДА и Хельсинкскими договорами 70-х годов, которые в свое время в Европе сыграли регулирующую роль в мирных переговорных процессах.
Принятие Алматинского акта, регулирующего взаимоотношения между государствами – членами СВМДА, включающего 16 азиатских стран, и так называемую Декларацию принципов по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизаций, как отмечают наблюдатели, может стать одним из сдерживающих факторов в случае обострения конфликтных ситуаций в азиатском регионе.
Руководитель отдела внешней политики Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Еркин Тукумов считает, что от данной встречи не стоило ждать принятия каких-то конкретных политических решений, в том числе и относительно соглашений по реальному разрешению конфликта между Индией и Пакистаном.
В качестве реальных достижений состоявшегося саммита он отметил то, что “пакистанский лидер – это подчеркивается многими обозревателями – дал согласие на приглашение Владимира Путина приехать в Москву для продолжения переговоров, и Премьер-министр Индии тоже выразил согласия на визит в Москву”.
Консультант-политолог Чеботарев Андрей из фонда “Транспаренси Казахстан” в интервью корреспонденту IWPR относительно результативности саммита высказал другую точку зрения.
“Скорее всего, Казахстан пытается занять лидирующие позиции хотя бы в Центральной Азии, находя свою нишу, участвуя в процессах разрешения конфликтов региона Азии и его актуальных проблем”, — говорит он. Кроме того, эксперт предполагает, что Казахстан “своей превентивной”
деятельностью, возможно, рассчитывает на помощь других стран Азиатского региона в случае возникновения конфликтных ситуаций, угрожающих самому Казахстану”.В целом, казахстанские эксперты придерживаются мнения, что предпринятая попытка со стороны Казахстана реализовать посредническую дипломатию на основе многосторонних и двусторонних встреч международного уровня способствовала повышению статуса СВМДА и, в частности, президента Нурсултана Назарбаева в глазах мирового сообщества.
Кроме того, некоторые наблюдатели считают, что состоявшееся мероприятие дало толчок для институционализации и дальнейшего развития СВМДА до уровня структуры, подобной ОБСЕ.
Однако скептики утверждают, что у СВМДА есть перспективы для развития лишь при определенных условиях.
Пока данный саммит имеет форму Совещания, а принимаемые на нем документы носят так называемый рамочный характер, не предполагая своего обязательного исполнения.
Но если в рамках СВМДА обсуждение актуальных вопросов мирового масштаба, как в случае участия ведущих стран Азии в решении индийско-пакистанского конфликта, будет не единичным случаем, а приобретет качественную постоянную основу, то Казахстан может надеяться на политический успех.