11 июня Нурсултан Назарбаев ушел в краткосрочный отпуск. Об этом сообщила пресс-служба президента, не объяснив, впрочем, ни причин внезапного отдыха, ни того, где президент намеревается этот отдых провести. Казахстан, в принципе, привык, что все, связанное с главой государства, покрыто завесой тайны. Безусловно, делаются попытки завесу эту приподнять, однако они все изначально обречены на провал, а сами смельчаки зачастую жестоко заплатили за само намерение узнать о президенте больше, чем указывается в лаконичных сообщениях его пресс-службы. К примеру, не так давно журналисты “Делового обозрения “Республика”, не успев оправиться от страшного послания, прикрепленного к безголовому телу собаки, обнаружили на месте своей редакции пепелище. Нурсултана Назарбаева, кстати, в стране в это время не было – он находился в Польше и Словении с деловым визитом. И вроде как к происшествию отношения не имеет, хотя газета очень часто обращалась к самому запретному имени в стране, критикуя правящий режим. Заметим – не с целью попросить Нурсултана Абишевича повлиять на ситуацию в республике, а указывая на него, как на виновника всего происходящего в стране. В итоге – мертвая собака, клочок бумажки со словами “Следующего предупреждения не будет” и пепелище. Назарбаева в стране нет. В ответ на критику со стороны Евросоюза наш президент ответил, что ничего не знает, так как был за границей. Шерлок Холмс назвал бы это обстоятельство весьма искусно подготовленным алиби.
Сейчас президента опять нет в Казахстане. А в Павлодаре и Астане ударными темпами идет подготовка уголовных дел на лидеров “Демвыбора Казахстана” Аблязова и Жакиянова для передачи их в Верховный суд. Сразу в высший судебный институт, чтобы обвиняемые не смогли подать прошение на апелляцию. Галымжан Жакиянов, благодаря рвению “важняка” Кусаинова, уже трижды попадал в реанимацию. В первый раз это случилось 18 мая. Напомним, накануне следователь по особо важным делам подполковник МВД Гусман Кусаинов провел с подследственным Жакияновым восьмичасовой допрос, в конце которого экс-аким Павлодарской области попал прямиком в реанимацию. Галымжан Жакиянов был госпитализирован в ночь с 17 на 18 мая. Кусаинов запретил врачам сообщать истинный диагноз своего подследственного. Несмотря на то, что Жакиянову был предписан полный покой, следователь Кусаинов неоднократно прорывался к нему в палату. Что происходило там – неизвестно, но в результате Жакиянов еще дважды приходил в себя в реанимации. Сторонники Галымжана Жакиянова уверены, что рвение Кусаинова объясняется просто – власть хочет смерти подследственного. Но мы склонны к другой гипотезе. Кусаинову и вышестоящим (например, министру внутренних дел Каирбеку Сулейменову) было дано указание – завершить следственные действия и передать законченные уголовные дела на Аблазова и Жакиянова в Верховный суд до определенного срока. И срок этот – 30 июня (или 1 июля, что не суть важно). Почему именно это число? Да по той простой причине, что именно в этот день истекает срок кратковременного отпуска президента Назарбаева, и он возвращается на престол, славно отдохнув в Евпатории (российские СМИ пишут, что именно там, в грязелечебнице, нашел приют наш президент). Словом, возвращается Нурсултан Абишевич, а Сулейменов, козырнув, ему и отвечает – дескать, дела уже в суде, все в ажуре. А начнут какие-нибудь окаянные послы из зарубежных стран предъявлять Папе претензии по поводу негуманности ведения следствия или окочурится подследственный Жакиянов, не дай бог, то и тут ответ имеется – меня, дескать, в стране не было, я в законном отпуске находился. А виновники вот они — Сулейменов, да этот, как его там, Кусаинов, что ли. И в расход обоих пустит. Сулейменова – с министерского кресла долой (ему не привыкать, небось, не в первый раз), а Кусаинова – в тюрьму, зверюгу. Вот и нервничает товарищ подполковник, вот и суетится: не сдаст дело в суд к концу июня – начальство вышестоящее недовольно будет, а сдаст… Неизвестно, что тогда будет. Меж двух огней мечется товарищ Кусаинов, но, скорей всего, не задаром, потому как задаром заказы сейчас никто не выполняет.
Что подтверждает наши предположения? То обстоятельство, что с Аблязовым аналогичная история выходит. Следователь Айтжанов, ведущий уголовное дело экс-министра энергетики, установил срок, достаточный (по его, следовательскому, мнению) для ознакомления с материалами дела, защитникам Мухтара Кабуловича. Дело состоит из двенадцати томов, его собирала следственная группа в течение трех лет, а ознакомиться с ним адвокаты Аблязова должны в течение нескольких дней. Ясно, что с многотомным делом невозможно в течение нескольких дней не только ознакомиться, но и бегло прочесть его. Поэтому либо Мухтару Аблязову и его защите придется осваивать науку скорочтения, либо писать, что с делом они ознакомились – хоть и не видели его. Отказ от изучения в суде трактуется не в пользу обвиняемого. Впрочем, Галымжан Жакиянов написал заявление об отказе. В заявлении он говорит, что неоднократно ходатайствовал об отложении срока ознакомления его с материалами уголовного дела из-за “повышенной сонливости из-за вводимых препаратов, постоянных головных болей, высокого давления, повышенной температуры и сильных болей в области сердца”. Следователь Кусаинов неоднократно отказывал Жакиянову, поэтому экс-акиму пришлось написать отказное заявление. Как сообщает пресс-служба ДВК, следователю Кусаинову такой исход дела более чем на руку, ведь он неоднократно “предлагал адвокату и его подзащитному “добровольно”, в целях сохранения здоровья, отказаться от ознакомления с материалами следствия”. Словом, подтверждается то, о чем мы говорили выше – спешка следственных органов. Те, кто хоть немного знакомы с работой нашей полиции, знают, что многие уголовные дела лежат годами и подозреваемые годами сидят в СИЗО, ожидая, когда же их дела передадут в суд. А здесь налицо рекордно короткие сроки завершения уголовных дел – значит, торопится власть, поспешает к определенному сроку. К какому – мы уже говорили выше. Поэтому в ход идут фальсификации, угрозы, давление на подследственных. Словом, следователи не останавливаются ни перед чем, лишь бы до возвращения Босса уголовные дела находились в Верховном суде. А там уже Кайрат Мами должен постараться и теми же ударными темпами, что и следователи, осудить обвиняемых. Можем с уверенностью заявить, что во время суда Нурсултана Назарбаева в стране не будет – недавно, кстати, его в Афганистан приглашали. Почему бы не съездить? Алиби будет железным…
Получено по электронной почте