Астана слезам не верит

Власти Казахстана выбрали уверенную и жесткую позицию, не собираясь идти на уступки

Более 10 лет прошло с момента получения Казахстаном независимости. Страна прочно встала на ноги, получила признание в мире и по темпам реформ опережает все остальные государства Центрально-Азиатского региона. Подобные утверждения стали для государственных служащих азбучными истинами и \»отлетают от зубов\» в ответ на любой вопрос, затрагивающий общественную и социально-политическую ситуацию в республике. Другой крайности придерживается оппозиция, критическим оком осматривая деятельность на властном Олимпе и акцентируя внимание на вопросах ущемления свободы слова и нарушения прав человека. А жизнь идет своим чередом. Прошедшая неделя еще раз подтвердила, что официальная Астана, отметив свой пятилетний юбилей, стала смелой, окрепшей и весьма уверенной в себе. Она уже не защищается, как в былые годы, от нападок оппозиции и международных организаций, а контратакует, следуя принципу: лучшая защита — нападение.

Оппозиция власти надоела. Нет, власть ее не боится, не стремится полностью уничтожить. Если кому-то из вас надоела назойливая муха и вы ее прихлопнули тапком, ведь это же не значит, что вы собираетесь уничтожить всех насекомых на земле. Вы лишь убиваете самых наглых и назойливых. Достаточно было нейтрализовать двух самых активных лидеров ДВК — М. Аблязова и Г. Жакиянова — и можно спать спокойно.

Движение ДВК, таким образом, набрав значимые политические дивиденды осенью 2001г. и зимой 2002 г., сегодня озабочено проблемой выживания. Один из его лидеров, экс-министр энергетики, дожидается судебного процесса в камере СИЗО. А все попытки оппозиции привлечь внимание к происходящему и позиционировать М.Аблязова в статусе политического мученика к успеху не привели. У самой оппозиции нет должных сил, способных изменить ситуацию в свою пользу, а Запад, опасающийся \»испортить отношения\» с действующей властью, предпочитает лаконично \»не вмешиваться во внутренние дела Казахстана\», выражая только лишь \»свою озабоченность\». Я тоже, к примеру, озабочен проблемами голодающих детей Сомали — ну и что с того?

Наладив на официальном уровне дружеские отношения со многими странами, власть поняла, что с Западом можно и не церемониться. Более того, ее начали раздражать периодические наставления и поучения. А политическая дружба часто не зависит от состояния внутренней политики страны-партнера и руководствуется конъюнктурными внешнеполитическими, а чаще экономическими интересами. Далеко за примерами ходить не надо: не так давно одним из друзей СССР был центральноафриканский людоед Бокасса. Сегодня же режимы соседних Узбекистана и Туркменистана по уровню развития прав и свобод человека не идут ни в какое сравнение с Казахстаном. Однако действительность показывает, что американская помощь куда более демократичному Казахстану на 2002 г. составляет сумму в 81,6 млн долларов, в то время как Узбекистан получит 161,8 млн долларов. Бизнес, как говорится, есть бизнес, и, несмотря на \»антидемократичность\» региона, инвестиции в Центральную Азию продолжают поступать.

Широкую известность в последние дни получила история другого лидера ДВК — Г.Жакиянова. \»Говорят, что один из лидеров оппозиции в Казахстане находится под угрозой смерти из-за того, что правительственные чиновники помешали его докторам увидеться с ним и затем допрашивали его на протяжении многих часов в больнице\», — пишет Девид Штерн в \»Financial Times\».

На этой неделе ОБСЕ выступила с заявлением, в котором сказано, что официальные лица Казахстана несут \»полную ответственность за жизнь и безопасность г-на Жакиянова\». Астана не растерялась, выразив \»удивление и недоумение\» тенденциозной позицией ОБСЕ. \»Наш ответ Чемберлену\», таким образом, лишь показал, что власть свое право на политические решения ни с кем делить не собирается и никаких ультимативных тонов не приемлет. \»Поставленная на место\» ОБСЕ покорно и молча приняла ответ МИДа как данность.

Выступила в парламенте страны и группа депутатов из пяти человек, озабоченная состоянием здоровья Г. Жакиянова. Требуемого и ожидаемого результата это заявление, как известно, не принесло. Власть по-прежнему продолжает воздерживаться от комментариев.

Но \»не дремлет\» не только оппозиция, глядя на политическую ситуацию в стране. Известный финансист Д. Сорос выступил с антикоррупционной инициативой. Он предложил обязать компании, занимающиеся добычей природных ресурсов, раскрывать полную информацию о выплатах различным правительствам. В компании африканских стран, вызвавших вопросы у Д. Сороса, оказался и Казахстан. Не замедлил последовать и ответ, озвученный некоторыми СМИ, — Д. Сорос, оказывается, прекращает свою деятельность в Казахстане. Однако ни в его интервью \»Financial times\», ни в новостных лентах информацию о прекращении деятельности в Казахстане великого филантропа я не обнаружил. Выступил с опровержением и сам Фонд \»Сорос-Казахстан\». Ходят слухи, что скоро будет подан иск в суд на СМИ, занимающиеся распространением заведомо ложной информации.

Дело в том, что власть не хочет оказаться замешанной в возможном коррупционном скандале в случае, если Д. Сорос озвучит какую-нибудь новую скандальную информацию. Да и деятельность его фонда в Казахстане для некоторых уже давно стоит \»костью в горле\». После выхода из ДВК крупных банкиров и бизнесменов \»Сорос-Казахстан\» остался чуть ли не единственным грантодателем, подпитывающим проекты в области защиты прав человека и свободы слова, у руля которых стоят некоторые оппозиционные деятели. Информация о закрытии фонда, таким образом, выдала желаемое противниками за действительное — закончится тонкий ручеек филантропских средств, и оппозиция, соответственно, лишится того немногого, что она имеет. Таким образом, появился новый виток \»информационной войны\», в которой свои позиции сдавать никто не собирается, и в случае обострения ситуации нас ждет много новых \»разоблачений\».

И еще об одном нельзя не сказать — об ускоренных дискуссиях в парламенте по проектам закона \»О политических партиях\», хотя до выборов еще два года, да и сам закон целесообразней будет принять осенью. Хотя население в большинстве своем к \»партийным баталиям\» относится индифферентно, Астана стоит на своем: партийная жизнь должна быть предсказуемой и подконтрольной. Иначе возникнет какой-нибудь очередной \»сюрприз\» вроде ДВК, придется \»меры очередные\» принимать, возмущаться и волноваться. Кому это в Астане надо?

Все это говорит о том, что \»плакальщики\» за судьбу демократии и прав человека \»выходят из моды\». Они иногда мешают продвигать очередные инициативы и руководить страной. Право, как непослушные дети. Они вредны, но пока безобидны. Их можно поставить в угол, а еще лучше — наказать ремнем. Так строгий папа, отец одного из моих друзей, воспитывал свое чадо. А когда соседи слышали крики и возмущались по поводу сурового наказания, папа лишь возмущался: не лезьте в семейные дела!

Теперь мой друг стал взрослым, женился и воспитывает сына. Теми же способами, какими воспитывали и его. Слезам своего ребенка он не верит, как и не прислушивается к советам по воспитанию.

Казахстанская же власть, в большинстве своем прошедшая аппаратную школу советских времен, не привыкла к \»плакальщикам\» и наказывает их, соответственно, устоявшимися, старыми методами. Много еще времени пройдет, когда ребенок станет взрослым и сильным настоящим мужчиной, которому слезы \»не к лицу\». Мужчинам не принято плакать, хоть иногда так хочется